Дети — свидетели войн и конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети — свидетели войн и конфликтов.



Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбе­жек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не виде­ли войну вблизи, она все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе.

Если ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знали о них — значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих де­тей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось — это ошибка. Тяжелые воспоминания могут ос-

Методы психологической помощи

таваться с вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пере­жито и разделено с близкими людьми.

3., 17 лет (дев.): «Я помню, как взрывались ракеты, и мы долго' сидели в бомбоубежище. А потом ракета попала в наш дом, и мы уехали к родственникам. Бомбой убило моего дядю, которого я очень любила».

Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат воз­можность выразить то, что их мучает и беспокоит.

• Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тре­вожных воспоминаний.

• Если ребенок пережил утрату близкого человека — подели­тесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку. Храните в семье фотографии и вещи в знак долгой памяти об этом человеке.

2. Между двумя мирами.

Переезд в другую страну — тяжелое испытание для вас и ваших детей. В свое время вы пережили потрясение от сопри­косновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.

Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы дети сохранили привычки и ценности, принятые на роди­не. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуж­дают детей быть неоткровенными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.

М., 14 лет (дев.): «Папа не разрешает мне носить модные Джинсы и ходить в школу вместе с мальчиками. Но так все 220

Встреча с новой культурой

делают. Если я не буду этого делать, то останусь одна. Я поти­хоньку переодеваюсь в джинсы и потихоньку дружу с ребятами. Я хочу, чтобы мой папа гордился мной, я не хочу его обманы­вать, но что делать».

Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особен­ности поведения местного населения.

• Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости;

• С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе;

• Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержан­нее в своих оценках местного населения.

• Отдайте ребенка в спортивную секцию или в кружок рисо­вания, лепки, хорового пения, танцев.

На новом месте.

У вас нет статуса беженца, вы чувствуете себя беззащитны­ми и бесправными. Вас часто задерживают на улице, штрафу­ют, допрашивают. Дети видят все это. Для каждого ребенка его родители — самые лучшие, добрые и сильные. Их унижение и беспомощность — трагедия для ребенка. Если родители безза­щитны и не уверены в завтрашнем дне, значит и их никто не защитит.

Методы психологической помощи

X., 12 лет (дев.) «Мы отличаемся от русских еще и тем, что к ним никогда не подходят милиционеры на улице, а к нам подходят. Я уже несколько раз была в участке вместе с папой».

Объясните детям, почему вы находитесь в таком положении, поговорите с ними о возможных перспективах. Дети имеют пра­во знать, что происходит с ними и их семьей.

• Не запугивайте детей, особенно милицией.

• Вселяйте в ребенка уверенность в том, что конфликтные ситуации с властями можно разрешить: даже если вас задер­жала милиция, то через некоторое время все равно отпустят.

• Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с вами.

• Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.

Оставьте своим старшим детям телефоны (школы, УВКБ ООН, Экилибра), по которым они, в случае задержания, могут об­ратиться за помощью.

Новая школа.

Если ваши дети посещают русскую школу, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за плохого знания языка, недостаточной подготовленности, пе­рерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребен­ка: кому хочется быть двоечником?

К., 11 лет (дев.): «Когда я приношу из школы плохие оцен­ки, папа или мама наказывают меня. Я стараюсь, но не все у меня получается. Я еще не очень хорошо говорю по-русски. Я 222

Встреча с новой культурой

бы очень хотела хорошо учиться, чтобы папа и мама были до­вольны».

Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.

• Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряй­те внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.

• Интересуйтесь учебой детей: расспрашивайте о школе, по­могайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнитель­ные занятия.

Поддерживайте контакт с администрацией школы, объяс­ните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, сове­туйтесь с ними.

Дети и родители дома.

Методы психологической помощи

Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность, уста­лость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Ко детство — фунда­мент будущей жизни любого человека. И сделать его по-насто­ящему прочным могут только родители.

М., 6 лет (мал.): «Когда у папы спрашивают на улице справ­ку, у него тогда плохое настроение, и он бьет нас ремнем».

Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятель­ствах вы и ваша любовь останутся с ними.

• Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.

Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии

детей.

• Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и иг­райте вместе с ними.

" • Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не бейте их и не угрожайте им.

• Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.

• Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выде­ляя кого-то одного из них.

• Когда вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину вашего состояния.

• Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материаль­ных затруднениях семьи, не называйте их «обузой».

6. Дети о родителях.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят ви­деть вас ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, весе­лыми, жизнерадостными.

Возможно ли такое в вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда семьи из 10 человек ютятся в од­нокомнатных квартирах? Когда каждый день вас ждет много­кратная проверка документов?

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят вас видеть ваши дети.

Бришна, 11 лет:

«Я хочу, чтобы мама была добрая, радостная, не была бы грустной, и папа тоже чтобы был радостный и добрый, играл с нами, говорил с нами».

Встреча с новой культурой

Фрешта, 12 лет:

«Мама пусть будет счастливая, радостная, красивая, добрая. Папа — хороший, счастливый, красивый, добрый, чтобы меня любил, чтобы маму любил, чтобы они не ссорились».

Вахид, 11 лет:

«Я придумал эту семью. Это — папа, мама, дочка. Папа у нее — хороший, а мама — хорошая, добрая и красивая».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.008 с.)