Особенности возрастного развития музыканта-профессионала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возрастного развития музыканта-профессионала



Обратимся к исследованиям в области психологии труда. В «классических» возрастных схемах развития профессионала лишь с 11-12 лет рассматривается наступление так называемого процесса «оптации» (выбора профессии), который характеризуется появлением профессиональных намерений, выбора путей профессионального образования и подготовки.

До 11-12 лет исследователи обнаруживают у детей лишь «профессионально ориентированные интересы и склонности», выражающиеся в содержании ролевых игр и фантазий.

12-16 лет – собственно процесс оптации.

От 16 до 23-27 лет – профессиональная подготовка, профессиональная адаптация и первичная профессионализация. Далее – этапы развития и совершенствования профессионализма.

Что же происходит у музыканта? Профессиональная подготовка нередко начинается в 5-6 лет, и это реальная серьёзная профессиональная подготовка, приводящая к созданию «общественно значимого продукта», который собственно и характеризует трудовую деятельность человека и отличает её от игры, учёбы и т.п. Более того, в 8-10 лет музыкант уже способен зарабатывать своим трудом, чему известно немало примеров. Таким образом, стадии игры, учёбы, профессиональной подготовки, адаптации и первичной профессионализации смешиваются и «растягиваются», начиная от первых классов школы и вплоть до начала самостоятельной работы по окончании вуза. Что касается периода оптации, то его чаще всего просто не существует. Важнейший процесс сознательного выбора будущей профессии зачастую оказывается «за скобками». В результате, более половины студентов первого курса консерватории из года в год не могут убедительно ответить, почему же они выбрали профессию музыканта? Они ограничиваются либо общими фразами типа «я люблю музыку», либо не отвечают ничего определённого. Бывают и такие ответы, которые заставляют задуматься о продуктивности системы музыкального образования в целом. Одна первокурсница, вздохнув, сказала: «А что мы вообще умеем делать? Только играть. Да и это делаем плохо… Я б пошла в университет, если б смогла. Но разве после училища есть какие-то знания? Придётся, значит, оканчивать консу… Выбора нет».

В этом одна из проблем ранней профессионализации.

Однако существуют и положительные факторы в возрастном развитии музыканта. Музыкант – одна из профессий, где человек востребован до глубокой старости.

Если в классических схемах развития профессионала 50 лет – это начало этапа «потери перспектив профессиональной карьеры», то в музыкальном сообществе человек данного возраста считается едва ли не молодым наряду со своими активно действующими 70-80-летними коллегами!

В тексте шпаргалок использованы:

1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993

3. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2003.

4. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

5. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век, 2004

6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. СПб.: Питер, 2007

7. Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. – 2008

8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.,1976

9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М, 1972

10. Немов Р. Психология: Учебник. В 3 кн. 4-е изд. – М., 2001– М., 1994: Книга 1: Общие основы психологии. Книга 2: Психология образования Книга 3: Психодиагностика

11. Ольшанский В. Практическая психология для учителя. М., 1994.

12. Петровский А, М.Ярошевский. История психологии. М., 1994.

13. Петровский А, М.Ярошевский. Психология. М., 2002.

14. Петрушин В. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997

15. Подласый И. Педагогика в 2-х книгах. М., 2003.

16. Подуровский В, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001

17. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей М., 1974

18. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003

19. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс,1997

20. Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. А. Радугина. (с. 147 – 185, 193 – 197, 200 – 223)

21. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003

22. Психология. Словарь/ Под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990

23. Реан А, Н. Бордовская, С. Розум. Психология и педагогика. – «Питер», 2002. (главы 10, 11, 12, 13, 14)

24. Сластенин В, И. Исаев, Е. Шиянов. Общая педагогика. М., 2003

25. Словари Интернета

26. Современный психологический словарь// Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

27. Соколова Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия М., 1994.

28. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

29. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1943

30. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994

31. Эльконин Б. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.009 с.)