Модели общения в музыкальном классе. Условия успешного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели общения в музыкальном классе. Условия успешного взаимодействия



В педагогике выделяют 3 основные модели взаимодействия педагога и воспитанника: сотрудничество, скрытое противоборство и изоляция (отчуждение):

Сотрудничество

Педагог и воспитанник идут навстречу и доверяют друг другу. В педагогическом процессе отсутствует страх, тревога. Даже в условиях экзамена чувствуется комфорт и спокойная атмосфера. Общение построено на принципах диалога. Если это урок, то ощущается деловая обстановка. Сотрудничество предполагает эмоциональную зрелость педагога и доверие воспитанника.

Скрытое противоборство.

Педагог и ученик пытаются друг друга обмануть, обхитрить, подловить, используя «слабые места». Доверие отсутствует. Распространены игры, «защиты», манипуляции. К сожалению, данная модель закладывается ещё в общеобразовательной школе, и вузовскому педагогу, нацеленному на сотрудничество, очень трудно бывает эту модель преодолеть.

Более того, в настоящее время данная модель повсеместно поддерживается общественным сознанием. Не случайно можно встретить подобного рода объявления на городских столбах:

Данный текст как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию «скрытого противоборства». Во-первых, педагог здесь воспринимается как «недруг», в которого не вредно «вселить комплексы». Под «удачей» понимается не учёба, не общение с преподавателем – а возможность выдать чужой реферат за свой, то есть возможность обмана, плагиата.

Изоляция (отчуждение)

Данная модель предполагает формальный контакт педагога и ученика или отсутствие контакта вообще. Известны случаи, когда профессора консерваторий не знали учеников своего класса даже в лицо (профессор гастролирует, а с его классом занимается ассистент).

Отчуждение может также наступить в результате конфликта или взаимного непонимания.

 

Условия успешного взаимодействия педагога и воспитанника (ученика) - желание, доверие, и активное «отношение» к педагогическому процессу.

Желание

Желание или позитивная мотивация – важнейшее условие успешности воспитания и развития. Если отсутствует желание, сложно (а иногда и невозможно) заставить ученика заниматься. Проблема многих музыкальных школ – нежелание учеников учиться и нежелание родителей учеников, чтобы те учились. Посещение музыкальной школы воспринимается ими как развлечение, в котором нет места серьёзным занятиям. В результате практически невозможно обеспечить нормальный учебный процесс с некоторыми учениками.

Доверие

Должно быть взаимное доверие между учеником (воспитанником) и педагогом. Когда педагог доверяет ученику, верит в него, то результаты намного эффективнее, чем в иных случаях. Известен случай, основанный на так называемом «синдроме Пигмалиона». В общеобразовательную школу пришла группа психологов тестировать детей на наличие способностей к обучению. Педагогам было сказано, что тесты позволят выявить самых талантливых детей вне зависимости от уровня их нынешней успеваемости. Детям было поручено выполнить множество разных заданий, а затем педагоги назвали «самых талантливых», указав на имена первых попавшихся детей. Через полгода группа психологов снова пришла в школу. Оказалось, что у означенных детей показатели успеваемости достоверно улучшились.

Сила доверия учеников иллюстрируется случаями из мастер-классов, когда 10 минут занятий с педагогом-«звездой» приносит больше пользы, чем месяцы уроков с собственным преподавателем. После мастер-класса ученик с «горящими» глазами говорит своему педагогу, что «наконец-то понял, как надо исполнять данное произведение, потому что ведущий мастер класса сказал, что…». На что педагог устало отвечает: «А что я тебе говорю из урока в урок?». Причина проста – доверие ученика к «звезде» настолько сильное, что каждое слово воспринимается как откровение, чего нельзя сказать о восприятии слов своего педагога…

3. Активное «отношение» к педагогическому процессу предполагает собственные усилия ученика. Воля, собранность, настойчивость в преодолении трудностей, ответственность – всё это является составными элементами активного «отношения».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.005 с.)