Стили взаимоотношений педагога и воспитанника в музыкальном классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили взаимоотношений педагога и воспитанника в музыкальном классе



Авторитарный стиль

Педагог относится к ученику или воспитаннику как начальник к подчинённому.

Педагог занимает позицию «Родителя», обращающегося к «Ребёнку» (см. «Трансактный анализ»)

Воспитательный подход, в основном, - нормативный и информационный

Модель взаимодействия (чаще всего) – скрытое противоборство

Абсолютное преобладание функционального уровня в общении

Типы педагогов-авторитаров:

а) Сильная личность, авторитарность выступает как личностная черта. Такой педагог, как правило, пользуется уважением. Он может заставить ученика работать, добиваясь любой ценой от него результата. Поэтому педагогические результаты у такого педагога могут быть отличные.

Однако творческому самостоятельному ученику, не любящему жёстких «рамок» и давления, с таким педагогом будет сложно; он попытается либо выйти из-под влияния педагога-авторитара, всё делая по-своему, либо откажется заниматься вообще в знак протеста

Проблемы могут возникнуть и у слабого ученика. Привыкнув к руководству педагога-авторитара, такой ученик не сможет работать самостоятельно или под руководством педагога иного типа.

б) Слабый человек, который применяет авторитарные меры для самозащиты («Надсмотрщик»). Перед таким педагогом ученики испытывают страх, но не уважение. В педагогическом процессе – постоянные «игры», манипуляции. Воспитанники пытаются найти слабые места такого педагога, чтобы играть на них.

в) Скрытый авторитар («Волк в овечьей шкуре»). Про такого говорят, что «мягко стелет, да жёстко спать». Исподтишка принимает силовые меры. Нередко действует «чужими руками» (например, приглашает других педагогов или администрацию, чтобы «навели порядок»). Чаще всего, это слабый человек, который боится действовать открыто. Довольно опасен, так как его бывает трудно распознать в начале общения.

Демократический стиль

Педагог относится к ученику или воспитаннику как руководитель к сотруднику.

Педагог, в основном, стремится занимать равную позицию по отношению к ученику («Взрослый», который обращается к «Взрослому»)

Воспитательный подход – развивающий. Педагог ориентирован на творчество, на развитие продуктивных взаимоотношений с учеником.

Модель взаимодействия – сотрудничество

Равновесие личностного и функционального уровней в общении

Хороший, ясный психолого-педагогический контракт, нет тотального контроля, педагог делится ответственностью с учениками или воспитанниками.

Педагог-демократ – зрелая сильная открытая личность. Он мастер общения, способен продуктивно решать конфликты. Такому педагогу нельзя «сесть на шею».

Заискивающий стиль

У педагога трудности с выстраиванием функциональных отношений. Он стремится быть «добрым и любимым» в ущерб педагогическим задачам. Чаще всего, это происходит по причине страха быть отвергнутым, страха потерять своё место, зарплату и т.д.

Это – распространённая проблема молодых начинающих педагогов, а также частных педагогов в богатых семьях.

Стиль непродуктивный. Педагогические результаты, как правило, низкие.

Существует явная опасность превратиться в скрытого авторитара (если проблемы страхов не будут решены).

Непоследовательный стиль

Основная проблема у педагога – отсутствие психолого-педагогического контракта.

Это «непредсказуемый» педагог. Со стороны может показаться, что он сам не знает, чего хочет.

Типы «непоследовательных» педагогов

а) Педагог, ищущий свой стиль. Чаще всего это молодой педагог, пробующий разные методы педагогического воздействия.

б) «Человек настроения». Он может быть лояльным к ученикам, когда у него хорошее настроение и жёстким, придирчивым, когда у него настроение плохое.

Либеральный стиль

В педагогике редок. Его сущность – управление в руках творческой группы учеников или ученика. Педагог как бы «царствует, но не правит».

Либеральный стиль работает лишь в том случае, если учащиеся идеально мотивированы на работу, если не нужно их стимулировать извне, контролировать, проверять. В этом случае задача педагога лишь дать необходимые знания, изложить учебный материал и т.п.

Либеральный стиль можно встретить в послевузовском образовании (аспирантура) и при работе со зрелыми студентами вуза, а также в условиях дополнительного образования.

Игнорирующий стиль

Между педагогом и воспитанником нет тесного контакта, присутствует лишь только формальный контакт.

Реализуется модель «отчуждения» (изоляции)

Причины возникновения игнорирующего стиля могут быть самые разные. В индивидуальном классе игнорирующий стиль может возникнуть вследствие взаимного неприятия и неуважения между учеником и педагогом (в случае, если перевестись к другому педагогу нельзя).

В групповых занятиях игнорирующий стиль зачастую использует профессионал-предметник, но не педагог. Это – хороший специалист в своей области, волею судьбы согласившийся преподавать. Однако педагогические способности у такого человека не развиты, навыки общения слабые. Он ставит своей целью только изложить материал, но не управлять работой в классе.

Ещё одна причина появления игнорирующего стиля – лень педагога, отсутствие педагогической мотивации. В одном из Домов ребёнка некоторые воспитатели активно работали с детьми только под контролем администрации. В противном случае они предоставляли детей самим себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)