Понятие о воспитании. Концепции воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о воспитании. Концепции воспитания



Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей развития и образования.

В современной педагогической практике сложилось 4 концепции воспитания.

Нормативная концепция

Воспитание рассматривается как «дисциплинирование, приучение к выполнению своих обязанностей». Требование воспитателя – норма. Воспитатель считает своим долгом, прежде всего, поддерживать дисциплину (зачастую именно так, как понимает её сам). «Главное – дисциплина. Будет жёсткая дисциплина – вырастет порядочный человек». Методы – «кнут и пряник».

Информационная концепция

Воспитание – передача знаний, умений, правил поведения. Воспитатель считает своей основной задачей – объяснить «что такое хорошо, и что такое плохо».

Развивающая концепция

Воспитание – совместная деятельность воспитателя и воспитанника в процессе общения, создание условий для саморазвития человека. Воспитатель общается с воспитанником «на равных» (в отличие от нормативного и информационного подходов), учитывает его желания, чувства, его индивидуальность. Такой воспитатель в процессе общения с воспитанником способен измениться сам.

Неопределённая, смутно-расплывчатая концепция

Здесь воспитание не рассматривается как самостоятельный процесс, а смешивается с обучением или созданием комфортных бытовых условий для воспитанника. «Главное в воспитании – чтобы ребёнок был сыт, обут, одет, чтобы у него было много игрушек и, в дальнейшем, хорошие учителя».

Каждый конкретный педагог склонен придерживаться той или иной концепции, выбирая соответствующие формы и методы воспитательной работы. Иногда мы можем наблюдать некие «промежуточные» варианты, например, сочетание информационного и нормативного подхода.

Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные подходы к проблеме развития

Развитие – прогрессивное изменение. В педагогике развитие – прогрессивное изменение каких-либо свойств и функций у человека.

Развитие – многоплановый процесс. Можно выделить ряд самостоятельных «линий» развития – развитие физиологическое, физическое, умственное, духовное, эмоциональное, социальное, профессиональное… Каждая из этих «линий» развивается в своём темпе. К примеру, подросток может опережать своих сверстников в плане физиологического развития, но отставать в умственном развитии. Или умственное развитие может соответствовать норме, а социальное – отставать (отличник-старшеклассник, которого водит «за ручку» бабушка…)

Факторы развития

1. Наследственность (задатки)

2. Среда (семья, окружение, микро- и макро-социум)

3. Целенаправленные методы развития

Подходы к развитию

1. Евгенический (евгеника – учение о породе, о наследственности). Сущность евгенического подхода – абсолютизация фактора наследственности: «всё заложено в генах». К слову, в музыкальном профессиональном сообществе более 70% людей – убеждённые евгенисты, поддерживающие представление о харизматической природе таланта музыканта.

2. Анти-евгенический. Отрицание роли наследственности в процессе развития человека. Ребёнок воспринимается как «чистый лист» (Tabula rasa – «чистая доска»). С позиций анти-евгенического подхода, воспитатель обладает неограниченными возможностями. Подход хорош тем, что поддерживает веру в большие возможности человека. Однако его основная опасность – игнорирование природы данного конкретного ребёнка, насильственная «лепка» его характера и такое же «насильственное» формирование способностей.

3. Гуманистический. Учитываются все факторы развития человека. Развитие опирается на природные задатки ребёнка, формируется подходящая среда для развития человека, подбираются адекватные методы развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.007 с.)