Механизмы развития и воспитания человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы развития и воспитания человека



1. Механизм подражания – идентификация со значимым человеком, копирование, повторение.

Наименее критичен из всех механизмов, чаще всего действует помимо контроля сознания человека. Поэтому бывает сложно обучать взрослых людей, обладающих критичным умом, недоверчивых и не способных «отключать» контроль ума.

В младшем возрасте механизм подражания – основа развития, в младенчестве – единственный механизм развития.

Механизм подражания также актуален на начальных этапах обучения какому-либо навыку. В случае глубокого доверия педагогу этот механизм может сохраниться и на более поздних этапах обучения. В музыкальной педагогике часто происходит идентификация ученика с педагогом по специальности. Причём бывает, что подражание касается не только исполнительской манеры, но и всего поведения ученика – осанки, интонаций голоса, походки, даже манеры одеваться.

2. Механизм приспособления – адаптация к условиям. Например:

а) техническое развитие музыканта – адаптация технических приёмов к условиям исполнительского аппарата данного человека. Невозможно буквально скопировать технику педагога (например, если педагог – колоратурное сопрано, а ученик – бас; или если педагог-пианист – крупный мужчина с большими ладонями, а ученица – хрупкая девушка с маленькими пальцами и узкой ладонью). Поэтому задача педагога – помочь ученику обнаружить ресурсы собственного исполнительского аппарата.

б) адаптация знаний к условиям практики. Чтобы решить задачку по гармонии, недостаточно знать правила соединения аккордов. Нужен навык в решении задач.

в) отличие поведения человека в ситуации контроля от поведения в ситуации отсутствия контроля. К примеру, маленькие дети по-разному себя ведут в присутствии и отсутствии взрослых. То же можно сказать и о студентах на контрольных работах – в присутствии педагога поведение иное, чем в ситуации его отсутствия.

Механизм самовоспитания и саморазвития.

Самостоятельное определение целей и путей своего становления. Обычно формируется к подростковому возрасту.

Возрастные особенности личности в связи с задачами воспитания и развития. Возрастные периодизации

Понятие о возрасте

1. Календарный возраст – количество прожитого времени с момента рождения (дни, месяцы, годы…)

2. Уровень развития какой-либо функции (психологическое понимание возраста).

Коэффициент интеллекта (IQ) – умственный возраст, который рассчитывается исходя из количества правильно выполненных заданий теста, пересчитанных на календарный возраст человека.

Также существует понятие «физиологического возраста» («несмотря на то, что вам уже 50, ваш организм сохранился и функционирует как у 40-летнего…»), «социального возраста», «личностного возраста», «эмоционального возраста» и т.п.

Соотношение «календарного» и «психологического» возраста отражено в возрастных периодизациях. У каждого возрастного этапа есть свои психологические задачи. Любое качество должно быть сформировано вовремя.

Если время упущено – бывает сложно (иногда невозможно) компенсировать упущенное. Например, если маленький ребёнок в младенчестве и раннем детстве будет лишён человеческого общения, то он не сможет научиться говорить. Примеры тому – «реальные Маугли», дети, воспитанные животными.

Преждевременное приобретение какого-либо качества – тоже не всегда продуктивно. Например, ранняя сексуальная жизнь может истощить человека энергетически и физически.

Возрастные периодизации – схемы возрастных изменений каких-либо значимых функций или свойств у человека. Периодизации отражают актуальные задачи того или иного возраста.

Рассмотрим некоторые примеры периодизаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.005 с.)