Задачи музыкального воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи музыкального воспитания



Возрастные группы
Ранний возраст 1-я младшая 2-я младшая средняя старшая Подготовительная к школе
1. Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку
Развивать первые эмоциональные реакции на музыку, слуховое внимание Развивать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в нее, узнавать отдельные произведения. Различать звуки по высоте (октава-септима), тихое и громкое звучание Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в ее звучании. Различать звуки по высоте (октава-секста), разный ритм (шаг и бег) Воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности Расширять музыкальные впечатления, воспитывать средствами музыки нравственно-эстетические чувства. Вызывать отзывчивость на музыку различного характера. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, к родной природе средствами музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух
2. Развитие музыкально-исполнительских способностей
Развивать первоначальные предпосылки пения и движения под музыку Развивать певческие интонации и ритмичность движении, умение согласовывать их с музыкой Развивать певческое звучание глосса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку Развивать певческий голос, выразительность и ритмичность движения под музыку, начинать учить игре на металлофоне Развивать певческий голос, чувство ритма, учить играть на металлофоне, поощрять творческую активность, импровизацию плясовых движений, интонирование попевок, песен Развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, радоваться общему успеху. Развивать певческий голос, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных детских инструментах. Развивать творческие способности в пении, играх, танцах

Стр. 22

внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий раз­личной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.

Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после обще­го. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и пока­зывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выпол­нении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.

Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необ­ходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от дру­гих и т. д.

Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизо­дический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеют­ся соответствующие условия.

Если сопоставить возрастные задачи музыкального воспитания, можно отметить следующее:

в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошколь­ников;

сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появля­ется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.

Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выра­зительными средствами, обращают внимание на форму произведе­ния: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

Главная задача — практическое овладение действиями, навыка-

 

Стр. 23

ми и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выра­зительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновре­менно получают некоторые сведения о содержании, характере му­зыки, ее исполнения.

Праздники и развлечения. Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстети­ческие задачи воспитания.

В детском саду проводятся утренники, посвященные годовщине Великого Октября, дню рождения В. И. Ленина, 1 Мая, Дню Со­ветской Армии, Празднику Победы, 8 Марта, встрече Нового года, выпуску детей в школу.

Исполнение песен, праздничных перестроений, хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает неболь­шая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.

В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудняет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам. К сожалению, некоторые педагоги стремятся сделать праздничные утренники увлекательным зрелищем для взрослых. Такие утренники часто перегружены исполнением нового материала, еще плохо выученного и порой не соответствующего программным требованиям.

Занятия, предшествующие утреннику, должны быть правильно спланированы. Допустим, музыкальный руководитель решил выучить новую пляску, элементы которой еще не усвоены детьми. Есте­ственно, такое разучивание требует значительного времени, про­явления некоторых усилий в запоминании движений, и на утреннике дети будут Исполнять эту пляску с напряжением. Если же пляска составлена из элементов усвоенных движений, то исполнение ее всегда будет радостным и желанным для ребенка. Следователь­но, надо так организовать подготовку к праздникам, чтобы она не разрушала планомерности музыкального развития, не перегружа­ла детей, не нарушала общий распорядок работы.

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители — взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.

Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной на­грузки при подготовке.

Как же при этом можно использовать музыку? Во время показа,

 

Стр.24

например, инсценировок сказок, спектаклей кукольного и теневого театров музыка лишь сопровождает действие, украшает его.

Наибольшее количество музыкальных произведений целесооб­разно включать в концерты, посвященные определенной тематике например «Музыка и природа», «Сказка и музыка», «Песни детей разных народов», «Танец в музыке», «Народная песня», «Послу­шаем оркестр», «Музыкальные загадки», или же творчеству какого-либо композитора (П. Чайковского, Д. Кабалевского).

Интересно для ребят использование в развлечениях художе­ственного оформления, которое создает необычные ситуации, вно­сит сюрпризность и воспринимается как увлекательное зрелище. Восприятие музыки в развлечениях в большой мере зависит от того, являются ли ребята исполнителями или слушателями и зрителями. В первом случае их активность, естественно, повы­шается, во втором она проявляется непосредственно через реакцию на зрелище и выражается во внимательном, эмоциональном слу­шании, в соответствующих репликах, ответах, вопросах. По ходу пьесы, сказки дети могут пошуметь, «как ветер», ритмично посту­чать ногами, изображая движение поезда, и т. д.

Таким образом, развлечения являются интересной, воспиты­вающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.

Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая под­вижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнасти­ку, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творче­ского подхода, чтобы суметь своевременно предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произ­ведений в грамзаписи или поплясать вместе с ребятами.

Музыка в утренней гимнастике используется более планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения в грам­записи или исполненные на фортепиано.

Помимо этого, в практике широко применяется как музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользящих ударов, ударов «свободной» кистью, пальцами и т. п.). Всё это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоя­тельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элемен­ты самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык

 

Стр. 25

самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загад­ки» и др.

Наблюдая игры детей, воспитатель постоянно руководит и тактич­но помогает им в творческой самостоятельной деятельности, учи­тывая интересы и способности каждого. Необходимо также создать соответствующие условия: определить место в групповой комнате, где ребята могут музицировать, непринужденно действовать; подо­брать достаточное количество игрового материала.

Самостоятельная музыкальная деятельность является резуль­татом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечат­лений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накоп­ленного ребенком опыта.

 

Музыкальный репертуар

 

Произведения для слушания, пения, движения под музыку от­бираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требова­ниям:

единства содержания и музыкальной формы;

соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного воз­раста различных групп детского сада.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.016 с.)