Методы обучения и методические приемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения и методические приемы



 

Методы обучения

 

Методы обучения понимаются как взаимоотноше­ние педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогаю­щие развитию музыкальных способностей.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и вос­питывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.

Известные педагоги в области теории общей и дошкольной педагогики Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, А. П. Усова, А. М. Леушина и др. подчеркивали, что методы зависят от учебных задач, от содержания предмета, от возраста воспитанников.

Это относится также и к музыкальному воспитанию, где при­меняемые методы учебных задач зависят от конкретных видов музы­кальной деятельности, способов информации, возрастных особен­ностей детей.

Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хороводов и т. д.) и усвоению элементарных музы­кальных знаний, навыков и умений.

Рассмотрим примерную схему, по которой можно сопоставить учебные задания и методы обучения (см. табл. 2, с. 34).

В предложенной схеме лишь в общих чертах намечены мето­ды, позволяющие выполнить учебные задания. Учебные задания не самоцель. Это лишь средство воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к музыке, развития творческих действий, способности эмоционально откликаться на музыку, высказывать свою собственную оценку. На практике учебный процесс усложняется тем,

 

Стр. 34

Таблица 2

№ п/п Учебные задания Методы обучения
  Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в про­цессе слушания музыки, пения, му­зыкально-ритмического движения Выразительное исполнение взрос­лым; пояснение содержания харак­тера произведения, сведения о музы­ке; беседа с детьми; применение на­глядных художественных средств
  Последовательное разучивание пе­сен, хороводов, плясок, танцев, уп­ражнений и усвоение знаний, навы­ков, умений Показ взрослым приемов исполне­ния песен, танцев; пояснения и ука­зания детям во время их исполнения-упражнения детей в усвоении навы­ков (индивидуальные, групповые)
  Закрепление знаний, умений, на­выков; отработка выразительности исполнения песен, танцев, игр Неоднократные повторения отдель­ных «трудных» мест и всего произ­ведения; оценка выразительности дет­ского исполнения взрослым и самими детьми; заключительная беседа и оценка исполнения выученного произ­ведения
  Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний, навыков и умений Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе кол­лективного действия; индивидуальный опрос в ходе разучивания; выбороч­ная проверка усвоенных знаний и на­выков за определенный учебный пе­риод (месяц, квартал); исполнение выученных произведений на празд­никах, развлечениях, наблюдение за самостоятельной деятельностью де­тей с целью выявления их интересов и правильности приобретенных ими способов творческих действий

 

 

что каждая песня, игра, танец находятся на разном этапе их усвоения детьми. Следовательно, на занятиях нужно следить одновременно за многими моментами, в особенности за тем, как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития.

Несмотря на условное разделение задач обучения и развития, можно составить другую примерную схему, по которой легко проследить задачи развития музыкальных способностей и методы обучения, содействующие общему музыкальному развитию (см. табл. 3, с.35).

Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.

 

Стр. 35 – 36

Таблица 3

№ п/п Задачи развития музыкальных способностей Методы обучения
  Развитие эмоционального отклика а музыку Выразительное исполнение произ­ведений различного жанра и тема­тики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями ли­тературы и изобразительного искус­ства; образные характеристики му­зыкальных произведений
  Развитие музыкально-сенсорных способностей Объяснение и иллюстрация сенсор­ных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динами­ческих), их графическое изображе­ние; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в про­цессе практических упражнений; са­мостоятельное использование музы­кально-дидактических игр с сенсор­ными заданиями
  Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певче­ских упражнений; пение без сопро­вождения после настройки в данной тональности
  Развитие чувства ритма Упражнения в исполнении метро­ритмических заданий в процессе дви­жения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графиче­ским изображением ритма (четверти и восьмые)
  Развитие музыкальной памяти Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; уп­ражнения в самостоятельном испол­нении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструмен­тах
  Развитие музыкального творчества Упражнения по приобретению на­выков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах движении; упражнения в самостоя­тельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение де­тей поисковым действиям в упраж­нениях по развитию сенсорных спо­собностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкаль­но-игрового, танцевального творче­ства

Стр. 36

Следует отметить, что музыкальные способности проявляются у детей неравномерно. Их изучение дает возможность педагогу придумывать задания различной трудности.

Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий.

Взаимосвязь и противопоставление прослеживаются также и в других методах:

слово воспитателя (пояснение, указание) и наглядный показ произведений искусства, приемов их исполнения;

слово и действия воспитателя, направленные на развитие осознанного отношения к музыке, умения анализировать и одновре­менно на развитие у детей стремления к эмоциональным пережи­ваниям;

показ образцов, которым надо следовать, и формирование спо­собности к самостоятельным действиям;

упражнения, закрепляющие приобретенные навыки и развиваю­щие наклонности к самостоятельному решению творческих задач.

 

Методические приемы

 

Методы обучения тесно связаны с методическими приемами. Прием — это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Приемов много, и каждый педагог выбирает наиболее эффективные.

Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педа­гог — пению, слушанию, игре, танцу и кого учит — младших или старших детей. Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Ка­балевского для слушания в старшей группе, педагог может вначале рассказать о веселых клоунах, все время находящихся в движе­нии. Но, исполняя тем же детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай», педагог предлагает им узнать, когда надо менять характер движения. Появляющиеся во второй

 

Стр. 37

части акценты подсказывают детям, когда надо хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и само­стоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к игре.

Приемы обучения меняются в зависимости от возраста детей. Возьмем для примера разучивание песни. Малышей надо заинте­ресовать понятными им, конкретными образами. Перед исполнением песни «Птичка» М. Раухвергера педагог показывает игрушку-птичку и говорит: «Прилетела птичка, села на окошко и чирикнула. Стали дети просить — подожди, не улетай! А птичка улетела (прячет птичку) — ай! Дети, вы хотите, чтобы птичка прилетела? Я ее позову и спою песню». Педагог сажает игрушку на пианино и поет. Таким образом, этот методический прием приобретает игровой характер, образ птички становится доступным, наглядным и дополняет выра­зительное исполнение песни.

В старших группах нет необходимости использовать этот прием. Создать настроение, связанное с характером исполняемой песни, поможет вводное слово. Если же педагог хочет усилить художе­ственное впечатление, то хорошо прочитать поэтический отрывок, показать иллюстрацию. Так, при ознакомлении с песней «Это наша Родина» Е. Тиличеевой педагог читает стихи С. Михалкова:

 

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет,

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

 

Разнообразные приемы призваны воспитывать у детей созна­тельное отношение к процессу обучения и вместе с тем побуждать к эмоциональному отклику на все происходящее. Например, в песне «Марш» М. Красева надо добиться точного выполнения рит­мического рисунка в фразе:

 

 

Чтобы дети поняли задание, педагог говорит: «Споем протяжно слово «пой» и послушаем, как раздаются звуки барабана». Таким образом, дети не только ритмически правильно выполняют мело­дию, но и воспринимают выразительное значение ритма. Вместе с тем они эмоционально откликаются на призывное звучание этой части мелодии.

В дошкольной дидактике подчеркивается значение методиче­ских приемов, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности. Эти приемы используются также и в слушании му­зыки, когда педагог побуждает детей к высказыванию о музыке, к правильным, интересным замечаниям Самостоятельность детей может проявляться и в исполнении заданий, в поисках способов их решения. Целесообразны приемы, направленные на развитие

 

Стр. 38

слухового самоконтроля, на оценку качества исполнения другими детьми.

Самостоятельные действия детей не исключают показа приемов исполнения. Даже при обучении взрослых музыке наряду с объяснениями иногда применяется показ отдельных приемов. Тем более это необходимо в процессе обучения дошкольников — сравнить звучание напевной или подвижной песни, помочь правильно воспроизвести трудную мелодию, показать отдельные движения в танце, характерную особенность музыкально-игрового образа.

Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны между собой. Методы указывают на те способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизи­руют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Перечислите методы музыкального воспитания.

2. Объясните, почему выразительное исполнение музыки может рассматриваться как метод музыкального воспитания детей.

3. Раскройте характер бесед о музыке, необходимость их образности, краткости, выразительности и точности.

4. Сопоставьте значение показа педагогом приемов пения, движения и само­стоятельных действий детей.

5. В чем заключается развивающий характер обучения на музыкальных занятиях?

6. Сформулируйте приемы обучения в зависимости от конкретных учебных зада­ний, от задач развития музыкальных способностей.

7. Напишите примерное содержание беседы с детьми 6—7 лет о новом для них произведении.

8. Составьте для себя определенное учебное задание при разучивании песни, игры и продумайте методические приемы.

9. Разработайте методические приемы по развитию песенного, музыкально-игрово­го творчества.

10. Составьте конспект последовательного разучивания игры, хоровода в младшей и подготовительной группах и установите, в чем их различие.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ленин В. И. О литературе и искусстве.— М., 1969.

Материалы XXVII съезда КПСС.— М., 1986. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.— М., 1978.

*

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в совет­ском детском саду// Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973.

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1976.

Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. – М., 1972.

Кабалевский Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе// Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.

Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

 

Стр. 39

 

 

…Каждый из видов деятельности

Своеобразен, обладает

Своими особыми качествами и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.03 с.)