Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.Б. Кабалевский Общие вопросы музыкального воспитания детей дошкольного возраста Стр. 6 ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. «Какой интересный материал!...Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных»[1],— сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»[2],— вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».[3] В этом другая особенность музыки — объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное Стр. 7 одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».[4] И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой] слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами».[5]
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души становятся источником и средством воспитания. Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.006 с.) |