Тема №13. Автоматизация информационно-методического обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №13. Автоматизация информационно-методического обеспечения



Решение проблемы автоматизации системы управления отечественными образовательными учреждениями, и каждого образовательного учреждения в частности, обеспечит формирование единого информационно-образовательного пространства Российской Федерации.

Увеличение потока нормативной, учебно-методической, технической и другой информации, поступающей в учреждения образования, ставит на повестку дня вопрос автоматизации обработки этой информации.

В свою очередь, своевременная качественная и оперативная обработка информационных потоков упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений.

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) — поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования за счет использования средств ИКТ в процессе ведения делопроизводства в учебном заведении, в профессиональной деятельности учителя-предметника, методиста, организатора учебно-воспитательного процесса.

Средства ИКТ в процессе управления учебным учреждением обеспечивают прежде всего автоматизацию ведения делопроизводства в учебном заведении, оперативное руководство учебно-воспитательным процессом, информационное взаимодействие всех участников учебного процесса в локальных и глобальных сетях.

Возрастающий интерес к вопросам автоматизации управления учебным заведением в профессиональной деятельности учителя объясняется тем, что это позволит:

• использовать современные системы обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой);

• автоматизировать основные и вспомогательные информационные процессы, например совместную работу служащих над документом (дистанционно, в локальной или глобальной сети), «безбумажное» общение между служащими с их рабочего места, информационное взаимодействие по телекоммуникациям;

• вести базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмениваться информацией между базами данных;

• предоставлять обучаемым, учителям, родителям, работникам органов управления образованием возможность удаленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом, поиска нужной информации;

• вести администрирование прав доступа пользователей к функциям и ресурсам системы;

• оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• систематизировать имеющиеся в школе материалы, документы, представленные в цифровом формате, электронные средства учебного и образовательного назначения, ссылки на сайты и порталы в Интернете, упростить хранение, поиск и пересылку этих документов;

• проводить обработку информации, хранящейся в базах данных, с помощью систем управления базами данных;

• обеспечивать доступ обучаемым и педагогам к средствам коммуникации, к внутренним и мировым информационным ресурсам;

• оптимизировать движение информационных потоков между школой и органами управления образованием, организовывать обмен информацией на локальном уровне внутри школы.

Реализация перечисленных возможностей позволит создать ком-плексную систему управления учебным заведением. Основное назначение этой системы — автоматизация процессов информационно методического обеспечения, информационное взаимодействие (на базе локальных и глобальных сетей) всех участников учебного процесса (учителей, учеников, родителей, администрации школы) с работниками органов управления образованием.

Подключение к Интернету учебных заведений всех уровней, федеральных и региональных органов управления образованием инициировало создание и наполнение сайтов, образовательных порталов.

В настоящее время работники сферы образования, ученики и их родители становятся пользователями глобальной сети, участниками информационного взаимодействия на базе интернет технологий. ИКТ позволяют организовывать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю.

Каким образом могут использовать учителя, ученики, родители, работники органов управления образованием современные системы автоматизации управления учебным заведением на базе интернет технологий?

Учителя могут ознакомиться с новыми приказами и распоряжениями, идеями учителей новаторов, узнать о новых учебниках, семинарах и конференциях, использовать в учебном процессе разнообразные ресурсы глобальный сети Интернет. Ученики могут получить информацию о тех мероприятиях, которые организуют школы и органы управления образованием, о новых книгах, фильмах, играх, найти дополнительную информацию по тому или иному предмету, вести электронный портфолио. Внедрение новых информационных технологий вселяет надежду на то, что будет решена главная задача современной школы — наиболее полное

удовлетворение познавательных потребностей школьников и их всестороннее развитие.

Родители могут получить информацию об оценках, успехах и неудачах своего ребенка, рекомендации учителей; работники органов управления образованием — собрать исчерпывающий материал о той или иной школе, а также получить другую необходимую им информацию.

Рассмотрим примерный состав современных систем автоматизированного управления учебным заведением и выделим те процессы, которые они автоматизируют.

Р. Мулюков – ведущий специалист компании – в своем выступлении выделил моменты, которые необходимо учесть, приступая к автоматизации образовательного учреждения:

· Четкая постановка целей и задач;

· Выделение этапов процесса и их сроков;

· Определение «точек» контроля и результата;

· Продумывание механизма управления деятельностью (люди и документы);

· Подготовка базы и материально-технических средств;

· Разработка аналитических форм для периодического обобщения, ведения статистики, демонстрации результатов для всех участников процесса автоматизации.

Рекомендации по ходу внедрения были описаны следующими этапами:

1. Проведение установочных семинаров для руководителей.

2. Проведение установочных семинаров для исполнителей.

3. Выделение «опорных» и «пилотных» учреждений города, района, области.

4. Введение данных в программу АРМ «Директор».

5. Демонстрация возможностей, внесение корректив.

6. Полный ввод информации.

7. Объединение баз данных в АРМ РОНО.

8. Демонстрация эффективности технологий (баланс затраты-результаты), рефлексия.

Надежда Константиновна Солопова и Марина Шотаевна Соседова подробно рассказали о реализации региональных программ и создании в Тамбовской области интегрированной информационной системы обработки и анализа данных. Апробация систем автоматизации образовательных учреждений на региональном уровне началась в 2004-2005 гг. с 3 МОУО и 17 общеобразовательных учреждений; в 2005-2006 гг. в систему входило 30 МОУО (все в городе) и 74 общеобразовательных учреждений. Процесс внедрения, участниками которого стали 30 МОУО и 400 средних общеобразовательных учреждений, проходит в 2006-2007 гг. На основе своего опыта коллеги выделили следующие преимущества программных продуктов АВЕРС, которые привели к выбору именно этой компании при реализации программы информатизации Тамбовской области:

· Комплексный подход при разработке программных продуктов;

· Соответствие возможностей программных продуктов фирмы современным требованиям сферы образования;

· Совместимость программных продуктов как между собой, так и с программными продуктами других фирм;

· Возможность проведения «адаптационного этапа» при вводе программных продуктов с внесением корректив и дополнений фирмой-разработчиком согласно требованиям заказчика, настройка системы с учетом региональных особенностей;

· Простота в использовании программных продуктов, что позволяет быстро овладеть приемами работы с программами;

· Сотрудничество фирмы-производителя с непосредственными пользователями на местах, учет их пожеланий и оперативное консультирование.

Следует отметить, что на сегодняшний день компания АВЕРС предлагает инновационные проекты для автоматизации процессов информационного обеспечения региональных органов управления образованием. Причем эти проекты носят типовой характер и при этом могут быть адаптированы к местным, региональным особенностям. Среди таких решений можно выделить следующие:

· Автоматизированная информационно-аналитическая система «Региональный орган управления образованием» (АИАС «Регион», интернет-версия), работающая в режиме ON-LINE;

· Информационная система «Сводная статистическая отчетность», обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку образовательной статистики, так необходимой сегодня для принятия правильных и взвешенных решений;

· Система расчета субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию государственного стандарта общего образования (АИАС «Субвенции»);

· ИС учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях региона «Движение учащихся на уровне региона»;

· ИС «Педагогические кадры региона»;

· ИС «Система автоматизации планово-экономической деятельности региона»;

· ИС «Комплектование ДОУ», позволяющая формировать единую базу данных очередников в дошкольные учреждения района и распределять их по учреждениям;

· ИС мониторинга программы информатизации в сфере образования региона (АИАС «Мониторинг ИКТ»), и т.д.

 


Тема №14. Применение информационных технологий в образовательном процессе ДОУ

Функции информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

Управленческая функция. Эта функция является базовой и направленана совершенствование управления детским садом. Эта функция регламентируется рядом документов, в том числе ФЗ-293 и ФГТ. В этих рамках от детского сада требуется:

• создание электронного документооборота, поддержание электронной очереди в ДОУ, организация переписки, ведение сайта ДОУ8 с дополнительными функциями организации контактов с родителями.

• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Информационная функция:

Эта функция обслуживает организационные и воспитательные потребности ДОУ

• использование Интернета и ЦОР в управленческой деятельности с целью информационной поддержки организации;

• использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;


8 http://74202s078.edusite.ru/p19aa1.html

 


• создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Коммуникационная функция:

• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Визуальная функция:

• создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками также просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• использование видеокамер и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).

Аудио-функция:

• прослушивание музыки;

• музыкальное сопровождение во время праздников или занятий;

• рослушивание аудио-книг.


Подготовительная функция:

• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

В настоящее время в России и за рубежом существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста. Часто для дошкольников используют компьютерные программы, которые рассчитаны на более взрослых детей. Эту практику педагоги всего мира считают неприемлемой, тогда как фирмы, торгующие образовательными и игровыми программами, не видят здесь трудностей. Трудность есть. Дети очень не любят, когда у них что-то не получается. Если игра, рассчитанная на более взрослого ребёнка, «не пойдёт» у малыша, то этого бывает достаточно, чтобы навсегда отбить у ребёнка охоту заниматься.

Программное обеспечение разделяется на четыре основных класса для организации и поддержки инновационных форм реализации учебно-воспитательного процесса.

Творческие среды.

1. «Играй и создавай». В этой виртуальной творческой мастерской ребята найдут все необходимое для того, чтобы осуществить свои самые смелые дизайнерские проекты. В специальном редакторе можно легко и быстро создать и раскрасить плакаты, закладки, открытки, календари, канцелярские принадлежности, аксессуары для праздника и многое другое с изображением не только популярного супергероя Человека-паука, но и его знаменитых противников. Разработчик - AlternativeSoftware.

2. «Поем вместе». Детские песни. Издатель - РМГ Рекордз 3. «Рисуем мультики. Смешарики». Разработчик – Мастер фильм.

4. «Сохраните здоровье Вашего ребенка». Детский сколеоз, зрение, плоскостопие. Массаж и гимнастика. Разработчик - Студия SovaFilm

5. «Маленький искатель в кукольном театре». Игра основана на творческой деятельности и построена по принципу «Я ищу» – отгадывая

 


картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки. Разработчик – компания Scholastic

Электронные образовательные ресурсы

1. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста - http://www.bookarchive.ru/detskaja/razvitie/155949-sjuzhetno-rolevye-igry-dlja-detejj-doshkolnogo.html

2. На радость детям - http://www.happy-kids.ru/

3. Для заботливых родителей - http://www.fun4child.ru/

4. Школа семи гномов - http://shkola7gnomov.ru/

5. Раскраски для детей -http://www.raskraska.com/

Обучающие программные продукты

1. Чудо-малыш. Уроки чтения. Выпуски 1-5. Уникальная методика запоминания слов целиком, а также сочетаний согласных и гласных звуков, из которых состоят слова, направленная на то, чтобы ребенок не только научился читать по-русски, но и правильно произносил слова. Кроме того, эта методика закладывает фундамент абсолютной письменной грамотности в дальнейшем. Разработчик – Фонд «Русский мир».

2. ReadEnglish— новая серия в рамках интерактивного обучающего проекта BridgetoEnglishforKids, использующая уникальную методику, которая научит ребенка говорить и читать на английском языке. Серия состоит из пяти дисков. В каждом мультфильме представлено 5—10 слов и предложений, сложность которых зависит от уровня подготовки ребенка. После просмотра малышу предлагается набор развивающих и проверочных заданий. Управление происходящим на экране телевизора осуществляется с помощью пульта обычного DVD-проигрывателя. Разработчик –

IntensePublishing Ltd.

3. Проект серии «Лунтик. Подготовка к школе», в которую вошли пять

обучающих игр для детей в возрасте 5-7 лет — дошкольников и


первоклассников. Здесь, играя и общаясь с любознательным лунным гостем и его друзьями, малыши познакомятся с английским алфавитом, научатся правильно произносить и писать некоторые английские слова, а также выучат цифры и цвета, дни недели и месяцы. Игровая серия создана в тесном сотрудничестве с авторами мультипликационного сериала — кинокомпанией СТВ и студией «Мельница». Разработчик – PipeStudio.

4. «Учим стихи» Обучающая игра с героями, которые знакомы детям и родителям по компьютерной игре «Невероятные приключения кота Парфентия в деревне», превращает изучение стихов в веселое занятие. Знания, усвоенные во время игры, будут полезны ребенку на уроках чтения и литературы в будущем в школе. Разработчик – «Играющие кошки».

5. «Клепа – символические заклепки». Игра в занимательной форме знакомит детей с флагами, гербами и государственными наградами Российской Федерации. Юному игроку предстоит помочь солнечной девочке Клёпе и ее друзьям правильно выполнить увлекательные задания, а заодно узнать интересные факты о главных символах России. Разработчик - K-D Logic

Развивающие и игровые программные продукты

1. «Дворец игр». Во дворце игр собраны веселые забавы для самых маленьких. Юному игроку предстоит сделать свой выбор между тремя игровыми автоматами - посетить веселый тир, стать участником космических соревнований или же пройти запутанный лабиринт. Разработчик – компания

SunMedia.

2. «Подарки для Деда Мороза». Простая динамичная игра для детей, которые верят в сказку и не сомневаются в том, что Дед Мороз существует. Простое и понятное управление, с которым справится даже самый маленький ребенок. Разработчик – компания PLAY Sp z o.o.

3. «Спокойной ночи, малыши. Веселая компания». Расширяющее

кругозор путешествие с любимыми героями телепередачи «Спокойной ночи,


малыши». Десять уровней, которые позволят ребенку узнать новые сведения об истории и географии России. Множество разнообразных развивающих мини-игр: головоломки, аркады, логические задания. Разработчик – компания DiPInteractive

4. «Лис и медведь». Мультипликационная сказка о Лисе и Медведе для самых маленьких. Разработчик – компания AidemMedia.

5. «Моя лошадка». Интересное путешествие по красочным картинкам. Разработчик – компания RadonLabsGmbH.

Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитателю при работе с данным программным продуктом приходиться самостоятельно дозировать материал игры, так как вся игра, как правило, занимает больше времени, чем позволяют нормы СанПИНа.

Мультимедиа технологии и проекционное оборудование позволяют воспитателю задействовать все каналы восприятия информации (визуальный, кинестетический, аудиальный), что, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала детьми.

Мультимедиа технологии и проекционное оборудование помогают разнообразить подачу учебного материала, обеспечить его более высокое, по сравнению с обычным видео, качество. Все это способствует повышению мотивации к учебной деятельности, росту познавательного интереса дошкольников.

Для того, чтобы компьютер, мультимедиа технологии и проекционное оборудование стали поистине незаменимым средством работы с информацией для ребенка, необходимо программное обеспечение, которое позволит ребёнку лучше и быстрее освоить необходимый и достаточный объём информации предметного обучения.

Опыт показывает, что применение информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в детском саду, расширяет


возможности творчества как педагога, так и детей, повышает интерес к предметам.

Данная работа нацелена, в том числе на оптимизацию работы дошкольных учебных заведений и домашнего воспитания (при непосещении ребенком детского сада) путем широкого использования ИКТ.

Информатизация дошкольного учреждения существенно отличается от информатизации школы. В школе упор делается на использование компьютера учеником. Использование компьютера в дошкольном возрасте мало изучено и может привести к непоправимым последствиям в развитии ребенка. Поэтому информатизация дошкольного образования направлена на:

1. Воспитателя, в том числе в частных и семейных детсадах;

2. Родителей;

3. Заведующего;

4. Администрацию управления образованием.

Психолого-педагогические требования к обучающим программам

Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна:

- позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;

- допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой, - целями обучения;

- стимулировать все виды познавательной активности, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных

целей - как ближайших, так и отдаленных;


- учитывать в содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки детей;

- стимулировать высокую мотивацию к получению знаний, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы детей к познанию;

- обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции: активизировать познавательную деятельность детей путем включения их в процесс рассуждения; моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность; способствовать пониманию текста;

- содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для устранения;

- диагностировать с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;

- не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по его вводу;

- оказывать содействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения; оказывать помощь я с учетом характера затруднения и модели обучаемого;

- информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;

- проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи;

- адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет.

Не навязывать темп предъявления информации;


- вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы;

- позволить ребенку вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;

- допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

К компьютерным системам в образовании должны быть предъявлены следующие требования:

1. Высокая универсальность и адаптируемость к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций; достаточное быстродействие при реализации этих функций.

2. Обеспечение одновременной независимости работы детей на рабочих местах по одинаковым или разным программам; обеспечение управляемой взаимосвязи между детьми для организации совместной работы; наличие в составе системы ряда рабочих мест.

3. Обеспечение возможности протоколирования хода решения системы учебных задач.

4. Наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией; необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамичных изображений.

5. Простота и доступность интерактивного взаимодействия обучаемых с персональным компьютером (ПК) в процессе обучения, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам.

6. Адаптивность к индивидуальным и возрастным особенностям, к

возможностям обучаемых.


7. Простота и удобство при эксплуатации неподготовленными пользователями; высокая надежность в этих условиях.

8. Защищенность от случайных и преднамеренных неверных действий ребенка и педагога.

9. Гигиеничность и безопасность работы со всеми элементами средств компьютерной техники.

10. Минимальная стоимость при требуемых функциональных возможностях.

11. Простота и удобство в обращении, применении и разработке программного обеспечения.

Общие требования для всех групп программного обеспечения:

1. Легальность устанавливаемого ПО.

2. Обеспечение квалифицированной технической поддержки, консультаций и других форм сопровождения.

3. Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники.

4. Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной языковой среде.

5. Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка и национальных языков РФ. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке.

6. Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке.

7. Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу

с кириллицей.


8. Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

9. Программное обеспечение, предоставляемое с исходными кодами и инструментальными средствами для последующих модификаций, является более предпочтительным.

Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиа технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать и активизировать процессы познания.

Интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).

Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в ходе занятий с дошкольниками позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия материала, что положительно отражается на мотивации.

Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.

Использование интерактивных и мультимедиа технологий при подготовке и проведении занятий дают возможность:

• индивидуализировать воспитательный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям детей;

• компактно представить большой объем информации, четко структурированной и последовательно организованной;


• усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение материала;

• активизировать познавательную деятельность (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).

Средства тестового контроля знаний, встроенные в мультимедиа курсы, облегчают деятельность и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы дети могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность и содействуют эффективному усвоению материала.

Однако необходимо помнить, что покупка современного интерактивного и мультимедиа оборудования не обеспечивает получение высоких результатов воспитания и обучения. Ключевым вопросом является подготовка качественных учебных материалов или, говоря современным языком – контента, а также эффективное использование существующих электронных образовательных ресурсов.

Современный уровень развития образовательных информационных технологий позволяет эффективно использовать разнообразные технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.).

В условиях информатизации общества мы можем говорить о том, что рабочее место воспитателя дошкольного учреждения должно тоже претерпевать изменения. При наличии финансовых возможностей, рабочее место целесообразно оснастить интегрированным интерактивным комплексом:

• интерактивная доска,

• мультимедиа проектор,

• ноутбук,


• система оперативного контроля знаний.

Функциональное назначение компонентов комплекса представлено в табл. 1.

Таблица 1. Функциональное назначение компонентов комплекса

 

  Компонент и его     Функциональное назначение    
         
  изображение          
             
  Интерактивная доска   Демонстрация материала.  
        Ввод информации.  
        Протоколирование занятия.  
        Обучение в игре.  
        Инструменты концентрации внимания.  
        Поэлементный показ материала.  
         
  LCD проектор   Вывод информации на интерактивную доску.  
         
  Компьютер учителя   Общее управление.  
        Создание и представление учебных материалов.  
         
  Комплект коммутации и   Закрепление интерактивной доски и проектора,  
  крепежа   коммутирование оборудования, входящего в состав  
        комплекта.  
             

 

В отличие от обычного экрана интерактивная доска позволит воспитателю демонстрировать материалы, управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски, делать рукописные записи, аннотации и комментарии «поверх» приложений и открытых документов.

Удачным дополнением будет беспроводный интерактивный планшет и комплекс оперативного контроля знаний, что позволит управлять занятием из любой точки аудитории, свободно передвигаясь по ней, а также организовать

оперативную обратную связь, самостоятельную или групповую работу слушателей (табл. 2).

Таблица 2. Функциональное назначение компонентов комплекса

 
 

  Компонент и его Функциональное назначение
  изображение  
     
  Интерактивный планшет Контроль.
    Ведение занятия из любой точки аудитории.
    Индивидуальная работа ребенка.

 

 

Система оперативного Активизация работы детей.
контроля знаний Оперативная обратная связь.
  Проведение текущего, рубежного, итогового и др. видов
  контроля знаний.

 

Набор компонентов аппаратного обеспечения может варьироваться в зависимости от текущей оснащенности и возможностей образовательного учреждения.

Образовательный контент и особенности его подготовки Психолого-педагогические аспекты

При подготовке контента (интерактивные конспекты, мультимедиа презентации и т.п.) необходимо учитывать:

 

• общедидактические принципы подготовки материалов;

 

• психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;

• эргономические требования представления информации на экране и

бумажном носителе.

Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными образовательными информационными технологиями.

Остановимся на важных психолого-педагогических аспектах

разработки контента и использования электронных образовательных ресурсов.

Мотивация –необходимая составляющая воспитания и обучения,которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий. Необходимо учитывать, что современные дошкольники живут в активной (агрессивной) информационной среде, в период гиперактивного технического прогресса. Большинство имеют неограниченный доступ к компьютерам, интернету, являются активными участниками. Постановка образовательной цели. Цели и задачи образовательного процесса должны быть четко и ясно сформулированы в ходе занятия.

Создание предпосылок к восприятию материала. Для созданияпредпосылок к восприятию материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства, памятки, опорные схемы и т.д.), входящие в комплект или подготовленные самим воспитателем.

Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материалаопределяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, страница конспекта и т.д.), выводимых на монитор или поверхность интерактивной доски.

Приведем некоторые рекомендации, которые помогут обеспечить удобочитаемость образовательного контента.

1. Форма представления информации в образовательном контенте выбирается в зависимости от ее типа (табл. 3).

Таблица 3. Рекомендуемые форматы для разного типа информации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.114 с.)