Тема №8. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ



В современной образовательной системе большинства территорий России особое место занимают сельские малокомплектные школы: примерно 31,5 тыс. сельских школ основного общего образования и еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами. Обучение в разновозрастных группах особенно характерно для начальной школы, где одновременно проводятся уроки в 2-3 параллелях. Класс с малой наполняемостью существенно отличается по своему составу от обычного школьного класса.

Педагогические исследования в малокомплектных сельских школах показывают, что вместо единственного варианта одновременной представленности всех трех типологических групп учащихся в одном классе в сельской малокомплектной школе теоретически возможны семь различных вариантов:

1. группа сильных учащихся;

2. группа средних учащихся;

3. группа слабых учащихся;

4. группа сильных и средних учащихся;

5. группа сильных и слабых учащихся;

6. группа средних и слабых учащихся;

7. группа сильных, средних, и слабых учащихся.

Если каждый класс разновозрастной учебной группы типизировать на основе выше названных критериев, то численность теоретических подгрупп существенно возрастает. Соответственно учителю становится очень трудно сориентироваться в существующем многообразии и осуществить полноценный обучающий процесс одинаково эффективно для всех учащихся.

В этих условиях возникает масса организационно-педагогических проблем, среди которых наиболее острая – невозможность четкой дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Практически все учащиеся в такой школе являются одновременно участниками учебного процесса в первом, втором, третьих классах. Это нарушает логику усвоения учебного материала, замедляет темп обучения, способствует переутомлению детей. Значительные усилия учителя в таких школах затрачиваются на организацию дифференцированного процесса обучения, на разъединение учащихся по видам учебной деятельности. Содержательной же стороне учебного процесса уделяется минимум внимания. Выпускники сельских школ с трудом заканчивают неполную среднюю и, редко, среднюю школу. Причина кроется, очевидно, в неразвитости учебных умений и навыков, в малом объеме знаний, ограниченном круге общения, а также низком уровне технологий в окружающей производственной среде. Последнее обстоятельство является весьма существенным фактором, формирующим не только профессиональный выбор, но и оказывающим воздействие на восприятие достижений научно-технического прогресса, развитие потребности в приобретении знаний о современном мире.

Изменить положение дел в данном направлении возможно на основе включения сельской малокомплектной школы в открытое образовательной пространство. Дистанционные формы обучения в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центов. Наличие же школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях. Это позволит частично снять противоречие на рынке образовательных услуг, которое возникает из за желания сельского населения получить образование или повысить квалификацию и технической оснащенностью данной категории населения. По данным статистики только 2,2% сельского населения доступны мультимедийные компьютеры, а этот показатель для городского населения составляет 31%

Как известно, затраты бюджетных средств на обучение одного учащегося в сельской школе в 2-3 раза выше, чем в комплектной школе и увеличение штата учителей - нереально из экономических соображений. Закономерно встает проблема поиска дополнительных или альтернативных методических путей организации учебного процесса. Для этого в первую очередь необходимо выделить неоспоримые преимущества обучения в малокомплектных школах. Основные характеристики такой школы, на наш взгляд, нельзя рассматривать лишь как отрицательные и проблемные. Они несут в себе много положительного, которое необходимо учитывать и методично использовать на благо учащихся. Например, все чаще отмечается стремление родителей и педагогов к сокращению численности класса и широкому применению индивидуального обучения, что находит свое отражение в элитарных и частных школах. Обучение в разновозрастных группах содержит в себе также огромный не до конца использованный потенциал. Примером этого, наряду с другими, может служить опыт работы социально-педагогического комплекса станицы Азовская Краснодарского края.

Казалось бы, система образования в сельских школах предоставляет учителю возможность более тесного общения с каждым из учеников при благоприятных условиях. Но здесь возникает проблема: общение происходит в достаточно замкнутом социуме, в котором очень многое зависит от общего культурного, нравственного уровня входящих в него людей. Следует учитывать и то, что существующая система образования, полностью основанная на классно-урочной системе, авторитарна по самой своей сути. В сельских школах учащиеся на протяжении 3-4 самых главных, с точки зрения базового образования лет, вынуждены общаться с одним учителем. Ребятам из таких школ интересно и полезно знать, как живут, чем интересуются, как реагируют на различные события их сверстники из разных краев, областей, республик, разных стран мира, что они знают, умеют в области различных учебных предметов.

Одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в сельской школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является новой и нуждается в проверке эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.

Существенным является предоставление каждому школьнику условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, что в малокомплектной школе с традиционными оснащением и методиками осуществить практически невозможно. Значительным является и сам факт использования современных технических средств обучения и новых информационных технологий в школах, расположенных в глубинных населенных пунктах. Это связано с ведущей ролью школы в формировании у молодежи передовых знаний и представлений о результатах научно-технического прогресса в различных сферах человеческой деятельности. В данном случае начальная школа - единственное учреждение в малых селах, где наиболее вероятно применение и демонстрация позитивных возможностей компьютера.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать в блоке управления процессом обучения на уроке. Практическая реализация такого подхода связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ и построения параллельно текущего учебного процесса в первом, втором, третьем классах одновременно. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом всех классов малокомплектной школы. Таким образом, ведущей научной проблемой в данном случае становится создание методологии проектирования новых учебных (информационных) технологий применительно к описанному виду школ.

Преподавание информатики в начальных классах избранных городских школ осуществляется уже около 10 лет. Официальным документом, узаконившим это нововведение можно считать постановление принятое на коллегии Министерства образования Российской Федерации за 1995 год.

На протяжении последних лет постоянно увеличивается число городских школ, в которых изучение информатики начинается с начальной школы. Однако, о сельских школах этого сказать нельзя. Обусловлено это чаще всего отсутствием в школе компьютерной техники и возможности ее приобретения.

Оснащение сельских школ компьютерной техникой

31 августа 1999 г. правительство РФ утвердило федеральную программу компьютеризации сельских школ. По этой программе планируется передать в сельские малоколектные школы около 46 тыс. компьютеров для учебных целей, причем около 20 тыс. из них передадут в школы государственные учреждения обновляющие свой парк компьютерной техники. Однако, эта программа не решила полностью проблем сельской школы. Компьютеризацию сельской школы необходимо вести с учетом ее специфики и эффективнее использовать для нее более высокие затраты бюджетных ассигнований. Примером действия в этом направлении является «Президентская программа компьютеризации сельских школ», согласно которой на село будут поставляться компьютеры с необходимыми периферийными устройствами, устройствами связи в локальные сети и, главное, устройствами выхода в глобальные компьютерные сети самостоятельно или через педагогические вузы региона или университеты.

Сегодняшняя экономика не в силах обеспечить мультимедийными ПЭВМ всех учащихся в классе. Представляется, что среди различных вариантов в качестве наиболее реального следует принять вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера для обеспечения самостоятельной работы, выполнения заданий учителя отдельными школьниками. Такой подход соответствует современным целям образования (он широко используется в зарубежной школе). В связи с тем, что компьютеры школы должны иметь выход в глобальную сеть необходим компьютер класса не ниже Pentium, который соответствует современному уровню развития компьютерной техники, с периферийными устройствами (принтер, модем, источник бесперебойного питания).

Специфической особенностью компьютеризации сельской школы является необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете – информатике, а должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, технологию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хотя бы частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий. В настоящее время спектр предлагаемого учебного программного обеспечения (ПО) достаточно разнообразен: по многим школьным предметам имеются разработки крупных софтверных фирм и отдельных энтузиастов, правда, в основном эти программы предназначены для старших классов средней школы. Однако, для типичных сельских школ большинство коммерческого учебного ПО практически недоступно (высокая цена и чисто физическая сложность выбора и приобретения) Очевидно, что необходимо некоммерческое прикладное программное обеспечение, адаптированное к сельскому учебному процессу. Кто разработает такое ПО? Один из возможных и наиболее оптимальных ответов– студенты педагогических вузов. Высшая школа обладает значительным интеллектуальным потенциалом, который должен быть направлен на решение стратегических государственных задач. Важно и то, что именно это направление – подготовка учебного ПО для сельских школ – представляется одним из наиболее перспективных путей взаимообогащающего сотрудничества сельских школ и педагогических вузов. При этом педагогический вуз выступает в роли катализатора инновационных педагогических технологий как в подготовке специалистов высшего образования, так и в совершенствовании школьного образовательного процесса.

Наконец, еще одной специфической особенностью сельской школы является отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники. Это означает, что вся поставляемая техника должна иметь высокую степень надежности, требовать минимального обслуживания, а также недорогих расходных материалов. Наряду с этим, развитие сферы образования на селе в соответствии с требованиями современного уровня информационного обеспечения общества невозможно без включения сельских образовательных учреждений в общенациональное и мировое информационное пространство.

Для решения стоящих проблем были предприняты ряд действий, одним из которых явился приказе Министерства образования Российской Федерации от 12.10.2000 «О формировании межвузовской научно-технической программы». В нем принято решение создания единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетным направлением которого выделены малокомплектные сельские школы. Работа в рамках намеченной программы осуществляется по следующим направлениям:

· организация поставок компьютеров в сельские школы;

· обеспечение доступа школ в национальную компьютерную сеть и в Интернет и развитие национальной образовательной сети;

· переподготовка научно-педагогических, педагогических и административных кадров;

· организация сервисной службы для монтажа, ремонта и сопровождения создаваемой инфраструктуры.

ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" (г. Шуя Ивановской области -- Центральный федеральный округ www.tpi.ru/~sgpu) активно участвует в этом движении: примерами динамично развивающихся комплексов «педагогический вуз – школа» являются многолетнее содружество Азовского государственного педагогического лицея и представительства ШГПУ в ст. Азовской, а также сотрудничество университета и Харитоновской общеобразовательной школы (Шуйский район Ивановской области). Харитоновская школа относится к малокомплектным сельским школам (МКСШ), которые представляют собой массовый тип в современной России. Учитывая ведущую общероссийскую роль ШГПУ в подготовке педагогических кадров именно для сельских школ, трудно переоценить значимость всеобъемлющей интеграции деятельности нашего университета и Харитоновской МКСШ как учебно-методического и научного полигона для разработки и апробации новых педагогических технологий.

Одним из приоритетных путей интеграционного процесса стало научное направление ШГПУ «Вопросы компьютеризации малокомплектной сельской школы», координируемое Советом под председательством ректора ШГПУ профессора Е.С. Гуртового. В основу данного направления положена идея форсированной компьютеризации сельских школ, получившая поддержку в Федеральной программе Правительства РФ (31 августа 1999 г.). В Харитоновской общеобразовательной школе силами преподавателей и студентов ШГПУ создан кабинет информатики, оснащенный пятью IBM-совместимыми компьютерами и принтером; педагогический коллектив школы прошел лекционную и практическую подготовку к использованию компьютерной техники в учебном процессе.

В 1999/2000 учебном году студентами ШГПУ был создан набор обучающе-контролирующих программ по математике для начальной школы, который успешно внедрен в образовательный процесс Харитоновской МКСШ.

В 2000/2001 и 2001/2002 учебном году студенты математико-технологического факультета под руководством доцента кафедры информатики В.В. Иванова предприняли разработку программного комплекса для обучения правописанию (начальное и среднее школьное звено).

Таким образом, развитие данного научного направления вносит посильный вклад в развитие российского образования, в котором немаловажную роль должно играть массовое движение по разработке некоммерческого образовательного программного обеспечения силами самой системы образования. И как отметил Министр образования РФ В.М. Филиппов, «пора приступать и к формированию национального банка данных программных продуктов,... для средней школы. Эта работа должна быть систематизирована, иначе мы не сможем использовать даже наработанные программы и материалы, не то что разрабатывать новые» [52]

Задания и вопросы для обсуждения по изученной теме

1. Каковы Вы видите преимущества и недостатки организации процесса обучения:

- в классах малой наполняемости?

- в разновозрастных группах?

2. Как Вы относитесь к использованию компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении?

3. Какова специфика компьютеризации сельских школ? Почему наиболее приемлем вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера?

4. Найдите в периодической или электронной печати публикации о реализации президентской программы компьютеризации сельских школ.


Тема №9. Психологические аспекты использования современных информационных технологий

Положительные и отрицательные стороны использования
современных информационных технологий с точки зрения психологии

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [9].

Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью. «Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта -- виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения. (О.Н.Арестова)

Д.Семпси среди психологических феноменов в среде Интернет называет раскрепощенность пользователей, их большее дружелюбие, чем в реальном мире, возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола.

Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:

персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;

потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;

различные формы компьютерной тревожности;

вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности [9].

У учащихся и студентов компьютерная тревожность возникает зачастую как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Преподаватели и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации -- основа устойчивости к стрессу [2,9].

В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее. Показателем актуальности этой проблемы является уже то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции выделяют «опыт потока» -- особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Однако, феномен «незаконченного действия», не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности, может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношении с окружающими. При этом типично переживание чувства власти, компетентности, сопровождающееся экстазом, своего рода «опьянением», наличие ощущения присутствия виртуальной реальности, стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности.

Однако, А. Е. Войскунский считает, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет–аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения [13]. К. Мюррей полагает, что Интернет зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет–зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил.

Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий

При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий [12, 13,14] выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оценивают свою компьютерную компетентность выше, чем девушки с примерно таким же опытом взаимодействия с компьютером. С. Фаренга показ, что как юноши, так и девушки относят обучение технологиям к преимущественно мужской сфере интересов. Стереотипы связанные с компьютером обнаруживаются уже у учеников начальной школы. В российском исследовании половых различий в применении Интернета установлено, что у женщин доминируют потребность в интеллектуальной и творческой самореализации, рекреации и преодолении коммуникативного дефицита. У мужчин больше выражена мотивация самоутверждения и познавательные интересы.

В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, по мнению С. Крука, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.

С.Маки предлагает оптимизировать образовательные программы на основе использования информационных технологий, принимая во внимание так называемый индивидуальный стиль обучения, или подход к обучению. Под подходом к обучению подразумевается совокупность мотивов и стратегий, используемых учащимся или студентом для достижения поставленных образовательных целей. В исследовании выделяются следующие подходы к обучению:

Поверхностный подход, когда учащийся стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения. Запоминая фактический материал, обучающийся не особенно интересуется его содержанием и тем, как его можно будет применить в дальнейшей работе, имеет место механическое заучивание.

Углубленный подход к обучению характеризуется ориентацией учащихся на понимание, чтение ими большого количества литературы по изучаемой проблеме.

Подход, ориентированный на достижение, ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности. Приоритет отдается получению высоких оценок, независимо от того, интересен ли материал, правильно ли он понимается и где может быть использован. Главное -- то впечатление, которое ты производишь на окружающих.

Подход, основанный на ориентации на обучение в течение всей жизни характеризует людей, стремящихся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, что позволяет им успешно адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире.

С. Маки показывает, как индивидуальный стиль обучения влияет на процесс обучения с использованием информационных технологий. Среди учащихся и студентов было проведено исследование, в котором им предлагалось ответить на вопрос, как влияют компьютеры на процесс обучения.

При поверхностном стиле обучения учащиеся чувствуют себя менее уверенно, при общении с компьютером, переживают, что компьютеры обезличивают процесс обучения: исчезает, непосредственный контакт с преподавателем и другими студентами.

Склонные к углубленному обучению студенты с удовольствием работают на компьютере, пользуются множеством компьютерных приложений. Компьютер у них, чаще всего, воспринимается не только в качестве инструмента познания, но и как объект изучения. При углубленном подходе к обучению студенты получают удовольствие от работы на компьютере, у них, как правило, самый низкий уровень компьютерной тревожности.

Склонные к обучению в течение всей жизни считают, что компьютеры позволяют увеличить доступ к информации. При углубленном стиле обучения учащиеся полагают, что компьютеры экономят время, позволяют работать более эффективно, расширяют доступ к информации.

Склонные к поверхностному обучению считают, что компьютеры увеличивают учебную нагрузку, хотя и они отмечают, что компьютерные технологии экономят время. А студенты, ориентированные на достижения, соглашаются с тем, что компьютеры позволяют экономить время и работать более эффективно, растет доступ к информации, но эти учащиеся обеспокоены тем, что применение информационных технологий увеличивает объем учебного материала.

Ответы на вопрос о способах овладения компьютерной грамотностью также разделились, в зависимости от стилей обучения. Склонные к углубленному обучению или к обучению в течение всей жизни предпочитают учиться самостоятельно с использованием руководств, онлайновых курсов. Поверхностно обучающиеся отдают предпочтение бучению компьютерной грамотности у преподавателей, однокурсников, технического персонала.

Специальной психолого-педагогической проблемой является диагностика одаренности в области информационных технологий, а также обучение талантливых учащихся, создание индивидуализированных программ. Специфика одаренности в этой сфере человеческой деятельности мало изучена. Традиционные представления связывают ее в основном с высоким уровнем развития логического мышления и с математическими способностями. С точки зрения Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского, подобный взгляд упрощает многоаспектную природу данного вида одаренности. Эти исследователи подчеркивают роль личностных, коммуникативных способностей и социальных факторов в формировании одаренности в области применения информационных технологий.

Проблемы компьютеризации детской игры

Компьютер прочно входит в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями, и особенно играми. Однако, отношение педагогов к использованию компьютера в детской игре, как виде деятельности, является, как правило, скептическим или негативным. Это отношение к компьютерным играм в общественном сознании происходит потому, что некоторые учителя и воспитатели не могут профессионально включить компьютер в систему образования с соблюдением всех необходимых условий эффективности его использования. К числу таких условий можно отнести знание природы детской игры и её особенностей, возможностей компьютера, соблюдение меры в работе с компьютерными играми, учет психологических особенностей компьютеризации детских игр.

Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, то есть при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память ребенка, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность. Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ.

Р.Вильямс и К. Маклин в соей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована:

в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;

как мотив, побуждающий к серьёзной работе;

как средство моделирования исследовательской задачи;

как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;

как способ стимулирования определенного типа мышления;

как средство организации работы детей и управления этой деятельностью;

как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков.

В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений, может быть введена короткая игра после каждого правильно выполненного задания. Это означает, что компьютер способен вознаграждать ученика, а честно заработанный перерыв становится источником мобилизации интеллектуальных усилий.

Для развития творческого мышления детей в процессе игры компьютер может выдавать только часть данных, вынуждая учащихся запрашивать машину или другой источник информации в поисках новых фактов. Так компьютер может возвратить утраченный интерес ребенка к чтению книги, поиске информации в энциклопедиях или словарях (возможно электронных и даже сетевых). Многие педагоги и психологи считают, что любимая игра способна снять психическое напряжение и восстановить связь с другими источниками информации, создавая тем самым целостное информационное пространство.

В детской игре компьютер может выполнять и вспомогательную роль, составляя не самый важный элемент игры, однако такой тип применения техники имеет вполне намеренный характер и подчеркивает, что решения всегда будут приниматься людьми, а не машинами.

Говоря о преимуществах компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е.Д.Маргулис [36] пишет о повышении мотивации, стимулировании инициативы и творческого мышления, включении в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретении опыта сотрудничества и совместной работы, установлении межпредметных связей, создании неформальной среды для учения. Это очень важно в современных условиях, когда падает интерес детей к обучению и дозированный способ подачи учебного материала не способствует целостности миропонимания, системности мировоззрение

Однако, далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка. Одним из главных условий использования компьютерной игры является заповедь – «Не навреди!» Для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей педагоги должны придерживаться следующих психологических условий:

включение в систему отбора компьютерных игр ценностных основ (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни);

достоверность и полезность компьютерной информации, содержащейся в текстах игр и заданий;

актуальность и значимость информации для ребенка, её востребованность;

красота и гармония средства подачи компьютером информации;

безопасность использования компьютера для физического состояния человека;

безопасность использования компьютера для психического состояния ребенка.

Компьютеризированная детская игра по своей организации не имеет аналогов в повседневной жизни ребёнка, поэтому овладение способами взаимодействия с компьютером определяется во многом динамикой протекания различных психических процессов.

Творческими составляющими любой деятельности, в том числе и детской игры, являются процессы целеобразования. Игровая деятельно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.059 с.)