Граф-схемы для фрейма «Суждения—аргументация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Граф-схемы для фрейма «Суждения—аргументация»



Данный фрейм текста представляет собой работа над проблемным содержанием. Подобные тексты или их фрагменты содержат ответы на следующие вопросы. Какая проблема? Тема? Какая точка зрения/ суж­дение (гипотеза, теория)? Какие факты, данные исследований обосно­вывают поставленную точку зрения? Какие аргументы представлены? Почему надо принять гипотезу, теорию, согласиться с мнением, точкой зрения?

Работа с данным текстом напоминает работу судьи, взвешивающего суждения и их аргументацию в суде. Этот фрейм отличается от фрейма, названного нами «Проблема» в повествовательных текстах, основное его отличие заключается в том, что в данном виде текстов предполагается обязательная аргументация того или иного вывода. Мыслительные про­цессы учеников при работе с данным фреймом более сложные, они пред­полагают систематизацию и оценку представленных аргументов.

Схема 1

«Кластер» (Разработано Гудлатом)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» называется кластером.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мыс­ли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в опреде­ленном порядке. Правила очень простые. В центре проблема, вокруг нее

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

суждения — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение. Си­стема кластеров охватывает большее количество информации, чем мож­но получить при обычной письменной работе.

 

 


Схема 2

Учащиеся по ходу изучения учебного материала ставят вопросы-на­блюдения, а затем дают им объяснения, находя их либо в объяснениях учителя, либо в тексте учебника.

Вопросы-наблюдения   Объяснение  
       

Граф-схемы для фрейма «Причина—следствие».

Данный фрейм характеризуется наличием содержания, в котором есть ответы на следующие вопросы. Что случилось? Что вызвало то что слу­чилось? Каковы важные факторы, элементы, вызвавшие эту причину? Как факты, факторы (элементы) взаимосвязаны? Всегда ли вызывают данные причины данное явление? Каковы следствия? В чем они проявляются? Всегда ли данные следствия характеризуют данные причины? Как изме­ниться следствие, если причины будут другими?

Подобные тексты по своему содержанию аналогичны описанию ра­боты ученого, который исследует какую-либо проблему.

Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе

Схема 1 «Цветок лотоса»

Данный прием предполагает поиск решения проблемы обязательно по восьми направлениям. Даже если все восемь способов не отражены в данном тексте, необходимо предложить их самому. Данная схема разви­вает творческие способности учащихся, так как она предполагает расши­рение способов поиска решения проблем, ограничивая их числом 8.

Способ решения   Способ решения   Способ решения  
Способ решения   Проблема   Способ решения  
Способ решения   Способ решения   Способ решения  

 

Схема «Как?»

Данная схема предлагает найти в тексте разные способы решения ука­занных проблем и подробно рассмотреть механизмы их реализации.

 

 

Схема 3 «Стена»

Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации учащихся, установить критерии их выбора.

Какие приемы эффективны при работе с ра:1ничными видами учебных текстов

В основание уши стены закладываются самые важные способы реше­ния или названные проблемы, значение каждого последующего слоя ме­нее важно.

Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.

 

Схема 4 «Софт-анализ»

Данный прием, как и предыдущий, позволяет организовать дискус­сию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важ­ных проблем или способов их решения, рассматриваемых в учебном со­держании.

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на цент­ральное — общее согласованное мнение группы.

 

 

 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)