Приемы работы с повествовательным текстом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы работы с повествовательным текстом



Повествовательные тексты — это, как правило, тексты описатель­ного характера, исторические, тексты художественные, публицисти­ческие. Они, чаще всего используются в качестве дополнительной ли­тературы или фрагментов для необязательного изучения. Роль подобных текстов усиливается, так как их изучение позволяет осмысливать раз­личные ситуации в реальных жизненных контекстах, что способствует развитию у учащихся ключевых компетенции. Данные тексты должны получать широкое распространение при проектировании курсов на профильном уровне, элективных курсов и курсов по выбору. Повество­вательные тексты подразделяются на две группы, условно называнные: «Цель—действие—результат» и «Проблема».

Граф-схемы «Цель—действие—результат»

Фрейм «Цель—действие—результат» предполагает изложение ма­териала. Это, как правило, относится к художественным текстам, изучаемым, в частности, в курсах литературы, иностранного языка, истории и т.д. Работа с данным видом повествовательного текста про­исходит как бы с позиции стороннего наблюдателя, который никак не вмешивается в события, только следит за сюжетом, его основное вни­мание направлено на то, каков будет результат, развязка истории. Изучение художественной литературы для современной школы явля­ется проблемным моментом, ибо как показывает статистика, совре­менные школьники мало читают.

Данные приемы позволяют сделать чтение более мотивированным, выявлять суть прочитанного, а бездумный и неинтересный для кого-то процесс — осмысленным и развивающим.

 

Схема 1

Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал»

Данная таблица может быть использована не только для работы с повествовательным текстом, она может быть использована практичес­ки для всех учебных текстов и предназначена для сбора и осознания уже имеющегося материала по определенному вопросу и расширения знаний и их систематизации.

Разработала этот прием в 1986 году Донна Огл.

3 — что мы знаем   X — что мы хотим узнать Различные аспекты дайной темы   У — что мы узнали, и что нам осталось узнать Здесь указываются конкретные аспекты, освещенные на занятии и те вопросы, которые остались для слушателей не выясненными.  

 

Работа может быть продолжена на уроке или дома, где ученики долж­ны будут заполнить новую таблицу.

Задание по работе с данной таблицей ученики могут выполнять инди­видуально, в паре или в группе, в зависимости от тех целей, которые ре­шаются на уроке. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учи­телем и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы ото всех учащихся.

Основные правила работы с приемом «ЗХУ»:

1) вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу;

2) запишите эти сведения в первой графе таблицы;

3) поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения и запишите в графу: хотим узнать',

4) ознакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);

5) ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои от­веты в третью графу таблицы.

Граф-схема 2 «Последовательность»

Данная граф-схема представляет собой схематичное последователь­ное описание событий, фактов в виде кластера. Кластером называется

прием графической систематизации материала. Например:

       
 
 
   
 

 


Схема 3 «Карта истории»

Схематичное описание определенных событий с их характеристикой.

 

 

 
 

 

 


Схема 4

«Дерево предсказаний» (Заимствовано у Дж. Белланса)

В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обосно­вание этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 

 
 

 

 


 

 

Схема 5 «Бортовой журнал»

Работа с данным приемом, как правило, проходите паре, но возможно его использование индивидуально.

Сначала учащиеся заносят в левую часть таблицы свои предположе­ния по учебному содержанию, которое они будут изучать. Далее работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от пра­вильности предположений; второй записывает только новую информа­цию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: со­поставление двух частей «бортового журнала», суммирование информа­ции, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, каждый член пары ведет запи­си в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсужда­ются в паре.

Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.

Предположения   Новая информация  
       

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.007 с.)