Понятие социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социализации личности



Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности (социальные группы, социальные институты, организации, системы принятых в обществе норм и ценностей и т.д.). В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Присущее человеку многообразие желаний, стремлений, интересов, жизненных и ценностных ориентации и потребностей, реализующееся в ходе социального взаимодействия с другими людьми, различными коллективами и группами и т.д. имеет, по сути, один источник - общественную жизнь человека. В процессе воспитания и образования общество и культура, превращают первичные природно-органические потребности и институты родившегося человеческого существа в социально-значимые регулятивы поведения, формируют человеческую личность.

Социализация - это, в сущности, процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему полностью участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс, диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека. С точки зрения социологии, изучающей человеческую личность как носителя определенных социальных отношений, принципиально важно выделить основные моменты и особенности социального созревания человеческой личности, не забывая о его субъективных психологических чертах - сознании и самосознании и формировании личностного Я.

В отечественной литературе преобладает точка зрения, согласно которой главным критерием социально зрелой, сформировавшейся личности является его трудовая деятельность. В соответствии с этим выделяется три основных периода социализации - дотрудовой, трудовой и послетрудовой, связанных с выходом на пенсию. Такой подход базировался на известном тезисе марксистского обществоведения о решающей роли труда и экономической сферы в жизни общества и становления человека. По сегодняшним меркам считается, что она не все факторы учитывает. Поэтому представляется удобным деление процесса социализации на два основных, но качественно различных периода. Первый - это «первичная социализация» - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй - период «вторичной социализации» или ресоциализации, под которым понимается своеобразная - перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.

В период ранней социализации важнейшую роль в развитии ребенка, формировании его сознания, мышления, восприятии речи принадлежит общению с родителями, различным играм, подражающих взрослым. Исключительно велико значение общения с матерью и отцом, надлежащий уход, правильное воспитание, начальное обучение различным полезным навыкам.

Большим вкладом в объяснения социальных аспектов процесса социализации явились взгляды американских социологов - Ч. Кули (1864-1929) - решающую роль в социализации индивида отводил так называемым первичным группам - семье, детским коллективам, соседской община, которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я, которое он называет «зеркальным Я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное Я, как некая сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Следует подчеркнуть, что он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е. социальным институтам, которые также играют значительную роль в социализации.

Дж. Г. Мид (1863-1331) - усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роди других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм, которые побуждают ребенка принимать на себя определенную роль, затем, по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. В процессе социализации большую роль играют различные организаций и учреждения, особенно системы образования, а также средства массовой информации - кино, радио, газеты, телевидение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.006 с.)