Основные проблемы социологии культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы социологии культуры



 

Проблема овладения культурой для каждого человека является проблемой выбора из всех накопленных человечеством культурных ценностей тех сравнительно немногих, которые он может освоить на протяжении жизни. Любой выбор ограничен. Важно, прежде всего, умение выбирать не только лучшие культурные ценности, но и наиболее соответствующие направленности развития конкретной личности, способные в наибольшей степени помочь становлению ее индивидуальности.

Человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Этот мир и есть мир культуры. Сегодня стало ясно, что этот мир в многообразии его символических систем во многом определяет характер всех видов человеческой деятельности. Если человек есть Homo sapiens и ведущими его характеристиками являются способности к знаково-символической и предметно-преобразовательной, творческой деятельности, то культура и образование есть по существу главный путь обретения и развития этих способностей, а сам человек может быть обозначен как "человек" образующийся". Культура в собственно антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия, историческая мера и "границы" человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного, социального есть собственно культурного мира.

Культура сложна и многообразна, поле ее проблем необъятно, для его освоения, а тем более возделывания недостаточно не только времени образования, но и всей человеческой жизни. Культура - многослойное, многоплановое явление, чему соответствует и разнообразие знаний (наук) о культуре. Но культура вне человека - это кладовая мертвых вещей или кладбище духа. Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом - созидателем, хранителем, посредником и потребителем.

Современная наука рассматривает культуру как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил. Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов: технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

В XX веке феномен культуры - и в обыденном его понимании и в глубинном смысле - все более двигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает (знает ли сам человек об этом или нет) все решающие события жизни и сознания людей нашего века. Только в условиях современности люди воспринимают свой образ жизни и деятельности в мире, равно как и свое понимание этого мира не как нечто естественное или установленное Богом, но как определенную форму культуры, т.е. как нечто созданное человеком и допускающее переделки, нечто, зависящее от изменения также создаваемых самим человеком целей и стандартов. С культурной точки зрения современность есть культура, осознающая себя как культуру, причем как одну из многих. Встречающиеся сегодня повсеместно обращения к понятию культуры и ее реалиям в политике, при анализе социально-экономического положения дел, оценки динамики общественного производства, межнациональных отношений, быта, личных взаимоотношений людей даёт повод говорить о существенных изменениях общего отношения к явлениям культуры. Характер происходящей трансформации можно кратко выразить в утверждении, что феномен культуры и человеческой культурности сегодня стал ощущаться, переживаться и рассматриваться как особая реальность, существеннейшее, но специфически бытийное измерение деятельности людей и мира человека в целом.

Культуру мало воспринимать только как некоторый особый образ и образец жизни - специфическую форму организации и отдельную функцию жизнедеятельности людей. XX век обнаружил, что культура не образует привилегированную область квинтэссенции человеческого опыта, она присуща всем проявлениям жизни людей. Иначе говоря, феномен и свойства культурности относятся не только к наиболее развитым уровням деятельности, в равной степени они обнаруживаются сегодня на всей области высокоспециализированных видов труда и творчества вплоть до самых частных и интимных движений и поступков повседневности. И общие требования возродить и защитить национальную культуру, понять культуру производства, развить необходимую политическую культуру, стремится к культуре общения, повысить культуру быта и т.д. - вообще массовая потребность иметь и сохранить культуру - как раз и подтверждают эту важную особенность ее сегодняшнего восприятия и понимания. Культура предстает как способ человеческого бытия и затрагивает не только форму, но и все без исключения содержание того, что человек делает и чем живет в этом мире. В этом смысле культура признается повсеместной и вездесущей. Речь идет о предельной универсализации состояния и понятия культуры, незнакомой для традиционных воззрений.

Правда, нередко еще и сегодня процесс универсализации культуры в современном мире понимают в привычном мировоззренческом ракурсе - как экспансию вездесущей человеческой деятельности. Результатом глобального деятельностного отношения к миру стало то, что человек, проникнув за пределы данного ему непосредственно и воспринимаемого органами чувств, получает полезные результаты, даже не вступая в прямой контакт с природой. Деятельность становится ведущим фактором в развитии культуры, основным способом связи людей друг с другом в повседневной жизни. Она лишает самостоятельности остальные формы отношения человека с миром, включая их в себя в качестве компонентов. Объекты и вещи предстают как результат опредмечивания систем деятельности, а весь мир как «универсум деятельности». Развитие культуры при таком подходе предстает как культурный процесс, в результате которого становится все больше творческих профессий или «всеобщего» труда, а так называемое духовное производство интенсивно вытесняет простой труд и нетворческие телесные усилия повседневности. В прогрессе, понимаемом таким образом, видят, прежде всего, повышение степени сознательного контроля человека над деятельностью и миром, захваченным предметной активностью человека. Соответственно культурность человека оказывается синонимом образованности, просвещенности, осознанной мотивированности или, в конечном счете, научности действий, одухотворенности всего спектра жизнедеятельности людей.

Деятельностью, превращенной в causa qui, в субстанцию, объясняется не только мир, но и сам человек, его сущность, содержание и смысл жизни. Действительно, подобная универсализация масштабов, затрачиваемых характеристиками культурности по времени и по месту обнаружения совпадает с присущей только нашему столетию мировой экспансией человеческой деятельности и втянутыми в этот процесс, как большими массами людей, так и судьбами отдельных индивидов.

Представляется очевидным, что в расширительной трактовке деятельности нашла мировоззренческое отражение резко возросшая в условиях НТР роль абстрактного мышления технического проектирования и конструирования. Вытекая из функциональной рациональности - заранее рассчитанного, целенаправленного преобразования, превращающего в объект и материал все, к чему прикасается субъект, - принцип деятельности как бы философски обобщает все эти разновидности технического отношения к миру. Обобщает и - когда претендует на универсальность - абсолютизирует.

Однако именно нынешняя распространенность деятельностного начала на все области жизни человека обнаружила так ясно до того не замечаемый предел человеческого активизма. Полная практическая реализация деятельностной ориентации ведет ко многим негативным последствиям. Небывалая мощь производительных сил и технических возможностей, казалось бы, не имеющих перед собой никаких внешних пределов, наталкивается на пределы внутренние. Избыточная прагматизация жизни, отчуждение и технизация межличностных контактов, безоглядная эксплуатация природы, порождающая экологический кризис, возникают как выражение господства деятельностной установки в сферах, где она должна занимать подчиненное положение, как результат монологического, не считающегося с правом на самостоятельное осуществление других вещей, отношения к окружающей действительности.

Возражения против экспансионизма деятельностной установки вызывают одновременно с её распространением на всё более интимные сферы человеческой жизни. Зарождается понимание опасности безраздельного господства подобного отношения человека к миру и самому себе.

Действительные границы человеческой активности проявляют себя вовсе не в факте природной сопротивляемости объектов деятельного освоения и изменения. Тщетно искать их в ограниченности субъективных возможностей людей. Если вспомнить только глобальные планы миро- и природопереустройства, уже частично осуществленные, становится очевидным, что деятельная активность человека, по существу, не знает объективных границ, в виде физического сопротивления природы. Она не ведает и субъективных ограничений, как показывают далеко не исключительные прецеденты, когда человек не только прорывает границы незнания, но и отбрасывает заграждения человеческого порядка в виде нравственных установок, моральных норм, духовных ценностей и т.д.

Именно реальность культуры выступает в качестве последнего предела человеческого бытия, оказывая неодолимое сопротивление любому деятельностному внедрению в мир. Иначе говоря, культура обнаруживает свою необходимость в человеческой деятельности как связанная с ней, но не совпадающая ни с ее чувственно-предметным составом, ни с ее субъективным планом, специфическая реальность бытия человека. Речь идет, прежде всего, о культуре как границе и пределе деятельной активности людей, за которой последняя переходит в самоуничтожение и деструкцию самих условий человеческого существования.

Очевидно, что культура вообще распознаётся в отношениях человека и действительности, включая и других людей и себя, а отношение человека к тому, что называется культурой, является, в конечном счете, определяющим не только для культурного развития человека, но и для существования самой культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие «культура».

2. Объясните: «культура - это способ целостного освоения действительности»?

3. Каковы основные проблемы социологии культуры?

4. Можно ли управлять культурой?

 

11 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

В этой теме рассмотрим следующие вопросы:

1. Культура как система ценностей, норм. Структура и функции культуры.

2. Культура как средство передачи социального опыта человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.008 с.)