Природа межнациональной конфликтности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа межнациональной конфликтности



 

Как в бывшем СССР, так и на территории современной России живут представители более ста наций и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капиталистической системы экономических отношений. Соответственно большим был разрыв и в уровне культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщении к достижениям человеческой цивилизации. На уклад жизни влияли религиозная обстановка, историческое прошлое, языковые особенности, степень развитости контактов с другими нациями. Специфика проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в семейных отношениях.

Все это многообразие общественных связей внутри каждой нации и этнической группы и между ними образовывало самые различные оттенки, типы и формы национальных и межнациональных отношений. Совместная жизнедеятельность не могла не порождать проблемы, противоречия. Поэтому вполне естественно, что наука, отдельные учёные уже давно стали специально изучать историю наций, их культуру. В отечественной научной литературе сложился большой отряд исследователей, которые посвятили свои работы истории многих наций, состоянию национальных отношений, самым различным аспектам развития национальных культур, языка, обычаев и традиций.

Следует отметить, что задолго до распада СССР в российской науке зрели концепции, анализирующие природу этноса с иных позиций. Однако в условиях господства государственной идеологии и политической цензуры на творчество в области социальных наук они не подлежали публикации и дискуссионному обсуждению в научных кругах. Здесь можно назвать двух учёных, которые с разных позиций пришли к переосмыслению господствующей теории этноса - профессора ЛГУ Л.Н. Гумилёва и В.А. Тишкова, ставшего впоследствии директором института этнографии АН России.

По подсчётам ООН человечество унаследовало от прошлого не менее 3 тысяч этнических общностей, которые входят в более чем в 220 государств мира. Этносы не вечны: они рождаются, развиваются и умирают (средний срок жизни этноса - полторы тысячи лет). И такой очень длительный и сложный процесс называется этногенезом (происхождение народа). Основателем научной теории этногенеза стал Л.Н. Гумилёв, соединивший геобиохимию и системологию с исторической географией.

Распространение методологии системного подхода на этнические проблемы привело Л.Н. Гумилёва к нетрадиционному пониманию этноса. Исходная посылка его теоретической концепции состоит во взгляде на этнос как феномен, в основе которого лежит не только социальное начало, но также биологическая природа и географический фактор. Л.Н. Гумилев утверждал, что этнос - не следствие, а предпосылка социальной эволюции человека. В каждом конкретно-историческом обществе сосуществуют различные по численности, влиянию и развитию биосоциальные общности, поддающиеся систематизации. Выделяются три основных уровня этнической иерархии: субэтнос - этнос - суперэтнос. Субэтнос - этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения (стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путём сигнальной наследственности, т.е. путём научения через условный рефлекс подражания. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации (приспособления) этнической системы к окружающей ее среде. Эта среда (ландшафтная и этническая) определяет неповторимый облик каждого этноса. Собственный стереотип поведения воспринимается членами этнического коллектива как единственно возможный, нормальный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действий людей) и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплиментарности (комплиментарность положительная (отрицательная) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих») составляющих её членов.

В процессе этногенеза субэтносы возникают и рассасываются, сменяясь другими. Они могут выступать в весьма различной форме - как этнографические группы, как сословия, как конфессиональные общины и т.д., но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление окружению.

Этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам. Что определяется ощущением комплиментарности и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

Суперэтнос - этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям.

Следовательно, критерием вычленения этноса, представляющего собой совокупность субэтносов, выступают не приобретенные социальные признаки - государственность, язык, культура, а естественно сформировавшийся стереотип поведения: для любой этнической общности он своеобразен и зависит от места её исторического расселения. Этносы - это биосоциальные общности, несводимые ни к каким другим типам объединения людей. Рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы.

Близость ландшафтных условий порождает и близость стереотипов поведения. Поэтому в процессе исторического развития этносов, взаимодействия между ними может произойти их взаимопоглощение или объединение в суперэтносы. При этом Л.Н. Гумилёв отмечал, что суперэтнос - общность не политическая или духовная, а явление «географическое». По его мнению, российский суперэтнос, например, в который входят, начиная с XIII в., фино-угорские народы Восточной Европы (карелы, вепсы, коми, мордва, удмурдты), а также православные украинцы, чуваши и др. - отделён от «западноевропейского этноса (народы Западной Европы и бывшей Австро-Венгрии, поляки, этносы Прибалтики)» нулевой изотермой января, а от ещё недавно самостоятельного «Циркумполярного суперэтноса (народы Сибири: ненцы, алеуты, эвенки, юкагиры, ханты, манси и др.)» границей распространения вечной мерзлоты. «Русские как этнос связаны с азональным пойменно-луговым ландшафтом рек таёжной зоны, где образовался уникальный симбиоз человека и коровы, используемой, прежде всего, как источник органического удобрения для неплодородных лесных почв».

Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок - подъём - перегрев - упадок - затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе). Люди всегда интересовались этнической историей. Но определить время рождения и смерти этноса чрезвычайно трудно. Неясны причины, дающие толчок этногенезису.

Проблема поставлена и решена теоретически Л.Н. Гумилёвым. Опираясь на эффект, открытый в начале XX в. В.И. Вернадским, он пришёл к выводу, что все живые системы работают на биохимической энергии живого вещества биосферы, поглощая её из окружающей среды. Система находится в идеальном, гармоническом состоянии только в том случае, когда абсорбирует столько энергии, сколько необходимо для её жизнеобеспечения. Излишки поглощённой энергии приводят к активизации системы, а дефицит - к затуханию её жизненных функций и распаду. В этнических системах взрыв биохимической энергии происходит в результате накопления значительного количества пассионариев.

Пассионарность (лат. passio - страсть) как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как их активность (миграционная, природопреобразовательная, военная, экономическая и т.д.). Эта активность определяется количеством энергии в системе (пассионарным напряжением) - то есть количеством пассионариев различных уровней.

Пассионарность как характеристика поведения и психики - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто - иллюзорной) и способности к сверхнапряжениям жертвенности ради достижения этой пели. Жертвенность понимается здесь широко - как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь.

Пассионарии (особи энергоизбыточного типа) - особи, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды - Александр Македонский. Ганнибал. Чингисхан. Жанна д'Арк. Наполеон. Всех их объединяет устойчивый комплекс черт, стержнем которого является непреоборимое внутреннее стремление к активной деятельности, изменяющей окружение.

Пассионарность следствие мутации, происходящей под влиянием различных процессов в биосфере (возможно из-за повышения солнечной активности или тектонических процессов в недрах земли, в определённых географических регионах). Она не захватывает всей популяции, а лишь отдельные особи и то в разной степени. У людей формируется новый поведенческий признак, передающийся по наследству в течение столетий.

Кроме пассионариев в составе этнических общностей выделяются гармоничные люди и субпассионарии.

Гармоничные люди (особи энергоуравновешенного типа) - люди, производящие столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства). Характеризуются способностью к полноценной адаптации в среде, но не проявляют при этом повышенной целенаправленной активности. В структуре этноса гармоничные люди играют исключительно важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию. Достаточное количество гармоничных людей в составе этноса - залог его внутренней устойчивости, но не активности.

Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) - люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, люмпен-пролетариями, чернью, отбросами общества, босяками, «бомжами» и т.д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить не работая, а паразитируя. Такое сосредоточение субпассионариев приводят к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, стихийных беспорядков.

Этнические системы существуют очень долго. Гибель этнической системы не означает депопуляцию - такое случается крайне редко, а лишь разрыв связей между её компонентами и вхождение их в новую систему.

Этносы не изолированы друг от друга. Волею судьбы рядом или даже в составе единого государства живут совершенно непохожие этнические общности. Они обречены на общение, взаимное влияние.

Межэтническое взаимодействие может протекать не только на основе близости стереотипов поведения, что приводит к образованию суперэтносов, но и на основе неприятия этих стереотипов. Во втором варианте можно фиксировать принципиальную «нерастворимость» этнических качеств, обособленность этносов, несмотря на совместимость их проживания и даже общность экономики и государственности.

Мир устроен так, что национальная дифференциация есть и сохранится в обозримом будущем. Пожалуй, это изначальная необходимость в судьбе биологического вида Homo sapiens. Мы стремимся сохранить всё генетическое своеобразие растительного и животного мира, понимая, что каждый генотип - бесценный, неповторимый продукт и объект творчества природы. Так же и культура, язык, самосознание каждого, даже самого маленького этноса - неповторимый сгусток человечества. «Банк» национальных культур и национального восприятия окружающего мира - вечная, непреходящая ценность человечества, которому он и принадлежит. Культура любого народа - это достояние всех людей.

С позиции вышеизложенной концепции природы этноса невозможно утверждать, что с течением времени на единой территории, с единым экономическим комплексом и под общим государственным устройством сформируется некий единый суперэтнос (по типу «советского народа»). Это объясняется тем, что этносы развиваются по логике собственных фаз развития, социальные же условия - государственность, экономика и т.д. - могут содействовать или препятствовать ей. В случае если социальные условия развития этноса выступают оковами для него и исходят при этом от других этнических общностей, отмечается напряженный и конфликтный характер межэтнического взаимодействия, который в итоге может привести к открытым вооруженным конфликтам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.013 с.)