Национально-этнические общности и отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-этнические общности и отношения



Исторический опыт свидетельствует, что в социальной жизни человечества немного найдется столь сложных, драматических и запутанных проблем, как проблема межнациональных отношений, которая остро сказывается на все сферы общественной жизни.

Нерешенные проблемы национальных отношений очень сильно сказываются на состоянии общества, нарушая его нормальное, естественное развитие. Примеров можно привести множество - это и расизм в ЮАР, многолетняя борьба за гражданские права в Северной Ирландии, периодические обострения противоречий в Канаде и Испании, других странах, исключительную остроту за последнее время национальный вопрос приобрел в нашей стране, Югославии, Болгарии, Турции. Одна за другой всплывали на поверхность многие нерешенные проблемы, поскольку они долгое время накапливались и загонялись внутрь, но на нынешнем переломном рубеже они с огромной силой вырвались наружу, породив широкий спектр национальных требований, национальных движений, национально-культурных и национально-политических объединений.

Цель данного материала - помочь студентам в изучении одной из сложных тем курса социологии, дать характеристику сегодняшнего состояния межнациональных отношений в нашем обществе, показать причины обострения нынешних конфликтов на межнациональной основе, а также попытаться определить основные направления современной национальной политики.

Следует подчеркнуть, что национальные отношения представляют сложное переплетение социальных взаимоотношений людей, принадлежащих к различным национальным группам, при заметном воздействии на них экономических, географических, культурно-бытовых факторов, исторически складывавшихся традиций, социальных чувств и настроений.

Развитие человеческого общества знает различные исторические формы общности людей - род, племя, народность, нация.

Вместе с тем существуют разные подходы в их определении, марксизм исходит из того, что возникновение социально-этнических общностей - это закономерный процесс, в основе которого лежит развитие способа производства. Так, первобытнообщинному строю соответствовали род, племя, феодальному - народность, а становление и развитие нации происходит в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Вместе с возникновением наций появляется и национальный вопрос как вопрос о взаимоотношениях угнетенных и угнетающих наций, как вопрос о ликвидации национального гнета, неравноправия народов. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что социально-экономические корни национального гнета и национального неравенства исходят от частной собственности на средства производства, что эксплуатация человека человеком и собственность служат экономической основой национального эгоизма и порабощения, а носителями межнациональной вражды выступают эксплуататорские классы, которые заинтересованы в национальной обособленности трудящихся.

В отличие от материалистического толкования возникновения наций, национального гнета и сущности национального вопроса, буржуазные концепции происхождения наций отрицают классовый подход к осмыслению национального вопроса, проводят мысль о генетической врожденности, таинственности и вечности национальных проблем.

Согласно им, национальный эгоизм неизбежный спутник человеческого общества, а значит, национальные антагонизмы - естественная и имманентная суть человечества, вытекающая из самой природы людей и не связанная с социально-экономическими процессами и отношениями собственности. Отсюда, представление национального вопроса как самодовлеющего, не поддающегося никаким законам общественного развития. Английский философ Герберт Спенсер считал: «Каков бы ни был общественный организм, порочная природа граждан будет давать себя знать своими духовными действиями. Нет такой политической алхимии, при помощи которой было бы возможно превратить свинцовые инстинкты в золотые нравы».

Анализируя итоги исторического опыта решения национального вопроса, развития наций и национальных отношений, следует избегать крайностей.

Например, в дореволюционной России национальный вопрос занимал одно из центральных мест в общественно-политической жизни. Его значение, сложность и острота обусловливались тем, что нерусские национальности составляли большинство населения - 57%, национальная структура населения была необычайно пестрой - свыше 200 наций, народностей, этнических группа. Во многих регионах весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами. Национальные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными. Социальное неравенство усугублялось национальным угнетением. Таким образом, в то время вопрос стоял об освобождении угнетенных и эксплуатируемых народов, ликвидации национального гнета и обеспечения свободного самоопределения народов, создания условий для их суверенного развития.

В принятой через неделю после Октябрьской революции «Декларации прав народов России», говорилось, что старая политика угнетения и натравливания наций друг на друга должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России, открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России. В основу политики по национальном вопросу были положены, такие начала, как право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отдаления и образования самостоятельного государства, равенство и суверенность, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие всех национальных меньшинств населяющих Россию. Эти принципы начали осуществляться в первые же дни после принятия Декларации - была признана независимость и право на самостоятельное существование Украины, Финляндии, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

В политическом плане одним из важнейших результатов явилось обретение народами России различных форм национальной государственности.

В тесном переплетении шли сложные процессы консолидации наций, формирование их государственности и одновременно развития взаимодействия, объединения в федерацию - 1922 - образование СССР, 1924 - принятие первой союзной конституции.

В результате, при всей противоречивости исторического развития сложилось единое союзное государство. В экономической области, в результате целенаправленной политики ускоренного развития бывших национальных окраин создана многоотраслевая индустрия, сблизились уровни социально-экономического развития, сложился целостный народно-хозяйственный комплекс.

Можно привести положительные примеры и в других сферах жизнедеятельности, в т.ч. через взаимовлияние и взаимообогащение национальных особенностей.

Но исчерпывается ли этим все содержание национального вопроса? Жизнь показывает, что нет. С решением национальных проблем, сложившихся в предшествующий период, нации не прекращают своего развития, не исчезают. В процессе совместного труда и жизни появляются все новые и новые проблемы и противоречия в национальных отношениях. Такова диалектика национальных процессов.

Подводя некоторый итог сказанному, следует еще раз заострить внимание на том, что национальный вопрос, межнациональные отношения - это сложная, труднорегулируемая сфера общественной жизни.

Чем это обусловлено?

Во-первых, национальный вопрос - историческая данность со всеми вытекающими из этого моментами, он оставляет «следы» в исторической памяти народов, которые при определенных обстоятельствах могут получить соответствующее направление.

Во-вторых, в условиях многонационального государства любой вопрос общественной жизни может приобрести национальную окраску и рассматриваться с точки лишь национальных интересов, что ведет подчас к подмене социального национальным.

В-третьих, национальный вопрос и национальные отношения затрагивают эмоциональную сферу жизни человека. Большое значение имеют психологические моменты. Вследствие этого национальные отношения трудноуправляемы, требуют особого такта, деликатности, тонкого подхода.

В-четвертых, они подвержены активному влиянию религии. Национальные чувства зачастую переплетаются с религиозными и очень трудно бывает отделить одно от другого.

Развернувшаяся борьба за власть привела к оформлению националистических организаций и движений, использующих религиозные лозунги в политических целях. Их откровенно сепаратистские программы, содержащие положения, например, «о несовместимости исламских ценностей» с существующими структурами, находят поддержку и одобрение среди людей, а общие исторические, политические и культурные корни и традиции, имеющие под собой исламскую основу, экономическая и политическая нестабильность в регионах, создают благоприятные условия для религиозных организаций, поддерживающих тесные связи с иранским духовенством также и через финансирование - в соответствии с концепцией «экспорта исламской революции» (Азербайджан, Средняя Азия, Северный Кавказ и др.)

К тому же следует признать, что история не подтвердила марксистское положение о приоритете классового над национальным. Многочисленные факты и события свидетельствуют, что национальная общность гораздо сильнее, чем классовая - Первая и Вторая мировые войны, события в Югославии и других странах, наши собственные примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)