Технология диагностической деятельности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология диагностической деятельности педагога



Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика осуществляется всегда внутри педагогического про­цесса. Она помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации: получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программам разного уровня сложности; оценка возможностей учеников начальной школы и опреде­ление готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации; изучение развития у подростков познавательной сферы, вза­имоотношений в коллективе класса, особенностей характера де­тей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на ос­нове самопознания; изучение интересов, склонностей, способностей и личност­ных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации старшеклассников и т.д.

Основным инструментом диагностики является тест.

1. Психологическая грамотность, подразумевающая знание общей, возрастной и педагогической психологии, понимание тех психологических реалий, которые служат объектом диагностического исследования, а также объективность педагога при проведении тестирования и сообщении результатов.

2. Знание учителем диагностического инструментария, пони­мание принципов его использования.

3. Педагог, как и школьный психолог, должен стремиться к созданию так называемой «ситуации клиента» и не допускать прове­дения диагностического исследования в «ситуации экспертизы» Ситуация клиента характеризуется же­ланием самих школьников узнать о своих личностных особен­ностях, склонностях или других качествах личности. Педагог мо­жет сам вызвать интерес школьников к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.

4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или ка­кой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед.

5. Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности. Принцип эффек­тивности подразумевает отбор таких методик, которые при мини­муме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обра­ботку и интерпретацию результатов дают максимум полезной ин­формации. Принцип коррекционности — это возможность использовать результаты обследования при работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов.

Технология диагностики:

1. Постановка диагностируемой цели. Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответствующую цель. Например, проблема своевременной помощи старшеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель.

1. Постановка конкретных задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей.

2. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Методы изучения должны быть валидны, надежны и точны.

3. Осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры. Следует стараться создать для учащихся ситуацию клиента, демонстрируя готовность оказать помощь.

4. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нор­мой, под которой подразумеваются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития.

5. Сообщение результатов диагностического обследования учащимся, родителям или педагогам, работающим в данном классе. Сообщение полученной информации должно быть прежде всего конфиденциальным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)