Технология профессиональной ориентации школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология профессиональной ориентации школьников



Профессиональный выбор происходит у всех по-разному, од­нако можно схематично представить идеальный процесс профессионального самоопределения.

ИНТЕРЕС > СКЛОННОСТИ > ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ > ПРИЗВАНИЕ

Интерес к профессии как избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др.

Склонности — это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности.

Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Профессиональная направленность определяет интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в обще­нии и т.п., а главное — выбор профессии по призванию.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом.

1. Постановка цели. Цель практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Для одних школьников — это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других — длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников.

Требования к анкете по изучению профессиональных намерений старшеклассников:

•она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника;

• следует узнать их любимые предметы, но еще важнее — не­ любимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об успеваемости;

• чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника;

• кто или что повлияло на выбор

• когда произошел профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.

3. Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»).

4. Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое.

5. Изучение профессиональных склонностей школьников.

6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. 7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей. Для других профессий этого недостаточно — они предъявляю строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др.

8. Профессиональная консультация школьника. Главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

 

32 Технология проектировочной деятельности педагога. Методика планирования воспитательной работы в классе

Традиционно под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Объектами педагогического проектирования могут быть:

1. Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

2. Педагогический процесс – динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика. Педагогический процесс – главный для педагога объект проектирования.

3. Педагогическая ситуация – это составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Общий алгоритм педагогического проектирования (С.Я. Батышев)

Подготовительная работа:

1. Анализ объекта проектирования предполагает (рассмотрение его структур)

2. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти

3. Теоретическое обеспечение проектирования - это поиск информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами и т.д.

4. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.

6. Материально-техническое обеспечение В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодополнения.

7. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.

Этапы педагогического проектирования

1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

3. Педагогическое проектирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

При проектировании содержания образования учитель отбирает самостоятельно то содержание, которое он должен предъявить ученикам на основе результатов предыдущих этапов своей конструктивной деятельности. Здесь возникает технология конструирования учебной информации, которая представляет собой процесс принятия решения педагогом, какой и в каком объеме учебный материал должны освоить учащиеся. Это решение основывается на данных диагностики и оптимального прогноза, т. е. уровне подготовленности и развития учеников, их возможностей, возможностей самого учителя, учебного заведения, в котором происходит процесс обучения.

Проектирование учебного процесса основано на объеме задаваемого материала, который необходимо усвоить учащимся, первоначальном уровне подготовленности учеников к восприятию учебного материала, уровне компетентности педагога и возможностях учебного заведения, в котором реализуется учебный процесс.

Проектируемый учебный процесс делится на постановку цели, диагностику, самостоятельную работу учеников, выполняемую дома, структуру учебного процесса и корректирующие действия педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.011 с.)