Двигательное умение высшего порядка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательное умение высшего порядка



Закон изменения скорости в развитии навыка - навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качествен­ного прироста в отдельные моменты его становления.

Закон «плато» - задержки в развитии навыка. Длительность задержки в раз­витии навыка обусловлена двумя причинами: внутренней (протекание незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь со временем переходят в качественные изменения) и внешней (неправильная методика обучения).

Закон угасания навыка - проявляется когда длительное время не повторя­ется действие. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется срав­нительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка - совершенство­вание двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

Закон переноса навыка - явление, при котором формирование одних двига­тельных навыков может оказывать влияние на усвоение других.

Положительный перенос навыков - это такое их взаимодействие, при кото­ром ранее сформированное умение или навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного пере­носа навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, навык метания малого теннис­ного мяча помогает освоить метение копья.

Отрицательный перенос (интерфекренция) навыков - это такое их взаимо­действие, при котором ранее сформированное умение или навык препятствует формированию других, вносят в них искажения, тем самым затрудняют процесс закрепления последующих ДД. Например, навык выполнения сальто назад может замедлить освоение переворота назад.

Односторонний перенос навыков - формирование одного навыка содейст­вует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигатель­ных навыков в условиях взаимного двухстороннего влияния, когда наблюдается обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.

Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного на­выка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.

Косвенный (опосредованный) перенос навыков – это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпо­сылки для приобретения нового. Например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

Ограниченный (частичный) перенос – перенос навыка в весьма узком диа­пазоне. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. Например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, ме­тание гранаты и копья.

Обобщённый перенос – перенос в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача – сохранить равновесие.

Перекрёстный перенос – это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может без специальной подготовки быть выполнено левой.

Этап начального разучивания двигательного действия. Цель -

Этап углубленного разучивания двигательного действия

Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (этап ре­зультирующей отработки действия)

Двигательные ошибки – невыполнение или существенное искажение частей двигательного действия.

Грубые ошибки – ошибки, искажающие основу техники двигательного дей­ствия.Например, возможные ошибки в перекате назад из упора присев: сущест­венные – падение на спину, выполнение переката без группировки; грубые – отки­нутая назад голова, неплотная группировка, широко разведены ноги; незначитель­ные – чуть прогнутая спина, некоторое нарушение плотности группировки, невы­тянутые носки, чуть разведённые ноги.

Значительные ошибки –

Незначительные ошибки – ошибки, связанные с неточным выполнением де­талей техники движений.

Нестабильные ошибки – ошибки, возникающие по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и ис­чезающие после принятых мер по их устранению.

Стабильные ошибки – ошибки, закреплённые в навык.

Нетипичные ошибки – ошибки, возникающие эпизодически, по субъектив­ным причинам.

Типичные ошибки – распространённые ошибки, которые характеризуются общностью причин их возникновения для определённого контингента занимаю­щихся. Например, влияние стандартных внешних факторов.

Тема 5. Воспитание двига­тельно-координационных спо­соб­ностей

И ловкости.

Координация (от лат.) – согласование, сочетание, приведение в порядок.

Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы (Н.А.Берштейн, 1946).

Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела во времени и пространстве, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею. (Д.Д.Донской,1971).

Координированность – результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности.

Координационные способности - свойства индивида, определяющие готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Таких свойств четыре:

1. Правильность (адекватно и точно);

1. Быстрота (своевременно и скоро);

2. Рациональность (целесообразно и экономично);

3. Находчивость (инициативно и стабильно).

Совокупность данных свойств, присущих координационным способностям, образует качество ловкости.

Ловкость – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво (А.Н.Берштейн). Из всех черт ловкости, перечисленных в её развёрнутом определении, автор особо выделяет находчивость. Вся суть ловкости, по его мнению, заключается прежде всего в способности найти выход из любого положения, в наличии у центральной нервной системы средств к разовому, импровизированному, но адекватному решению неожиданной и нешаблонной задачи.

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, которое определяется «…во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки».

КС – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС.

Специальные КС – это возможности, определяющие готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизируемых в порядке возрастающей сложности. Различают следующие однородные группы КС:

- во всевозможных циклических (ходьба, бег, лазание, перелазание, плавание, бег на коньках и др.) и ациклических локомоциях (различные прыжки);

- в нелокомоторных движениях всего тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- в движениях «манипулирования с пространством» отдельных частей тела (движения указывания, прикосновения, укола и т.п.);

- в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъём тяжестей);

- в баллистических действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание мяча, гранаты, диска, молота);

- в метательных движениях на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

- в движениях прицеливания;

- в подражательных и копирующих движениях;

- в атакующих и защитных действиях единоборств;

- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях большинства подвижных и спортивных игр.

Специфические КС – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – способность к ориентированию в пространстве, сохранению позностатической и динамической устойчивости (сохранять равновесие), точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, поддержанию ритма, произвольному расслаблению мышц и др.

Общие КС – потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Равновесие – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разно­образных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие.

Упражнения в равновесии – упражнения, при выполнении которых обеспе­чение устойчивости позы затруднено их биомеханическими особенностями и внешними условиями, в силу чего они предъявляют неординарные требования к способности поддерживать равновесие.

Тема 6. Воспитание силовых и скоростных способностей.

 

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Сила – способность напряжением мышц преодолевать механические и био­механические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечи­вать тем самым эффект действия.

Динамометрические показатели – показатели, получаемые с помощью ди­намометров и динамометрических стендов, позволяющие количественно оценить параметры проявляемых силовых способностей.

Собственно мышечные факторы силовых способностей факторы, опре­деляющие физиологическую и механическую мощность производимой мышцами работы. К нимотносят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соот­ношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной ра­боты; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной коор­динации.

Центрально-нервные факторы - их суть состоит в интенсивности эффек­торных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и рас­слаблений, трофическом влиянии нервной системы на их функции.

Личностно-психические факторы – от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению мак­симальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно мед­ленных сокращениях мышц, в упражнениях с околопредельными, предельными отягощениями; 2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответ­ствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они опреде­ляются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможно­стями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке внешних сил или под воздейст­вием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная статическая сила).

Абсолютная сила характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме или предельным весом поднятого груза.

Относительная сила – величина силы, приходящаяся на 1 кг собственного веса спортсмена, оценивается отношением величины абсолютной силы к собствен­ной массе тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготов­ленности людей разного веса.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряже­ниями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двига­тельных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется бы­строта движений (например, отталкивание в прыжках, финальное усилие при мета­нии и т. п.). К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, прояв­ляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двига­тельного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ус­коряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977).

Стартовая сила – способность быстрого наращивания внешней силы в на­чале рабочего движения.

Ускоряющая сила – способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы.

Реактивная способность мышц – способность мышц к быстрому переклю­чению от растягивания к активному сокращению с использованием упругого по­тенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения.

Скоростно-силовой индекс – отношение максимума усилия ко времени его достижения.

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызы­ваемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значитель­ной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в опре­делённой позе.

Силовые упражнения - физические упражнения с повышенным отягоще­нием (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнёра и т. д.

2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собст­венного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних пред­метов (например, специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (Верхошанский Ю.В., 1970).

3. Упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа (на­пример, силовая скамья, силовая станция, велотренажёр, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические уп­ражнения):

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий с ис­пользованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т. п.);

- в которых мышечное напряжение создаётся за счёт волевых усилий без ис­пользования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспан­деры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнёра.

Повторный максимум (ПМ) – величина отягощения или вес поднятого груза, выраженный в процентах от максимальной величины, или количество воз­можных повторений в одном подходе. В первом случае вес может быть минималь­ным (60 % от максимума), малым (от 60-70 %), средним (от 70 до 80 %), большим (от80 до 90%), максимальным (от 90 % и выше). Во втором случае вес может быть: предельным – 1 ПМ, околопредельным – 2-3 ПМ, большим – 4-7 ПМ, умеренно большим – 8-12 ПМ, малым – 19-25 ПМ, очень малым – свыше 25 ПМ (В.М. Заци­орский, 1970).

Метод максимальных усилий основан на использовании предельных и око­лопредельных отягощений, которые можно поднять максимально 1 – 3 раза. Мак­симальный вес отягощения используют один раз в 7-14 дней. Этот метод применя­ется чаще других при тренировке квалифицированных спортсменов.

Метод повторных непредельных усилий («до отказа») предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значитель­ного утомления или «до отказа». Его используют в первую очередь для увеличения массы мышц и их укрепления. Наиболее эффективны последние движения, когда в результате многократного беспрерывного выполнения упражнения в организме на­ступает утомление. При этом преодолеваемое сопротивление становится для орга­низма максимальным раздражителем, что как раз и способствует увеличению мы­шечной силы.

Существуют три основных варианта метода «до отказа»:

1 – упражнение выполняется в одном подходе «до отказа», число подходов не «до отказа»;

2 – в последних (одном-двух) подходах упражнение выполняется «до отказа», число подходов не «до отказа»;

3 – упражнение в каждом подходе выполняется «до отказа», число подходов «до отказа».

Метод динамических усилий предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с макси­мальной скоростью или темпом. Количество повторений упражнений в одном под­ходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий – 3-6, с отдыхом между ними впо 5-8 мин. В качестве отягощений можно использовать гантели, амортизаторы, набивные мячи, диски от штанги, камни. Такие упражне­ния развивают способность проявлять силу в условиях быстрого движения, то есть динамическую силу.

Метод изометрических (статических) усилий характеризуется выполне­нием кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Эти упражнения применяются как дополнительные средства развития силы. Они выполняются в виде максимальных напряжений длительностью 5-10 с. Статиче­ские силовые комплексы состоят из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз с ин­тервалом отдыха 30-60 с.

Метод изокинетических усилий состоит в том, что при его применении за­даётся не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения. Уп­ражнения выполняются на специальных тренажёрах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Например, по всей амплитуде гребка в плавании кролем или брассом.

«Ударный» метод – основан на ударном стимулировании мышечных групп путём использования кинетической энергии падающего груза или веса собствен­ного тела. Этот метод применяется главным образом для воспитания «взрывной» силы различных мышечных групп, а также для совершенствования реактивной способности нервно-мышечного аппарата. В качестве примера использования ударного метода для развития «взрывной» силы ног можно назвать прыжки в глу­бину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину.

Быстрота – комплекс морфо-функциональных свойств человека, определяю­щих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций:

1. Способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двига­тельных реакций.

2. Способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от кото­рых непосредственно зависит скоростные характеристики движений.

Двигательная реакция – процесс, который начинается с восприятия инфор­мации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющей сигнальное значение, и т.п.) и заканчивается с началом ответных движе­ний, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому.

Сенсорная фаза двигательной реакции – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.

Премоторная фаза – от появления электрической активности мышц до на­чала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25- 60 мс.

Моторная фаза – от начала движения до его завершения.

Латентный компонент (период) двигательной реакции – скрытый период реагирования, включающий сенсорную и премоторную фазы.

Простая двигательная реакция – реакция, которая характеризуется одним, заранее обусловленным способом ответа на стандартный (обусловленный) сигнал. Латентное время продолжительности двигательной реакции сравнительно неве­лико, и мало улучшается в процессе многолетней тренировки (на 0,1-0,3 сек.).

Сложная двигательная реакция относится реакция выбора (РВ) и реакция на движущийся объект (РДО).

Реакция выбора (РВ) – способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации.

Реакция на движущийся объект (РДО) – реагирование на предметный не­стандартно перемещаемый объект.

Методика аналитического подхода – раздельное совершенствование быст­роты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. На­пример: отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал (в поло­жении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала – в быстроте движений.

Сенсомоторная методика воспитания быстроты простых двигательных реак­ций – поэтапное формирование умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьировать продолжительно­стью двигательной реакции, с тем чтобы управлять ею в заданных условиях (С. Геллерштейн и др.).

Собственно скоростные упражнения – упражнения, характеризующиеся не­большой продолжительностью (до 15-20 сек) и анаэробным алактатным механиз­мом энергообеспечения.

«Скоростной барьер» –стойкое морфо-функциональное состояние, которое не меняется в условиях выполнения скоростных упражнений (бега на скорость).

Упрощение структуры движения – приём, используемый для предотвраще­ния «скоростного барьера», без искажения основы техники движения.

Использование облегчающих внешних условий – изменение условий вы­полнения скоростных упражнений, способствующих превышению привычной ско­рости движения. Например: чередование уменьшения и увеличения веса снаряда в метании; уменьшение веса тела выполняющего упражнение за счет приложения внешних сил: выполнение акробатических прыжков с лонжей и без нее; конст­рукция с передвижной подвеской, противодействие сил тяжести в л/а; использова­ние тяговых, буксировочных устройств; использование наклонных дорожек (л/а, вело); ограничение факторов внешней среды (езда на велосипеде или бег на конь­ках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению).

Лидирование и аналогичные способы «навязывания» новых скоростных па­раметров движений - использование наглядных ориентиров, вводимых по ходу действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а так же механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задаваемые скоростные параметры. Например: передвижение за лидером-партнером, выполнение упражнений с использованием звуко-, свето-, предметных лидеров (светосигнальные дорожки, метроном, механи­ческий заяц, портативные электронные лидеры), использование тренажеров типа тредбанов, бегущих дорожек и т.д.

Эффект ускоряющего последствия – возможность повысить скорость дви­жения путем предварительного выполнения кратковременных действий со значи­тельным отягощением. Например: приседания со штангой большого веса перед прыжком в высоту, метанием или стартовым ускорением могут способствовать проявлению высокой мощности и быстроты в этих действиях, благодаря остаточ­ному «тонизирующему» возбуждению нервных центров.

Тема 7. Воспитание выносливо­сти.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе дея­тельности.

Утомление – вызванное работой временное снижение работоспособности.

Фаза компенсированного утомления – фаза, при которой, несмотря на воз­растающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю ин­тенсивность работы за счёт волевых усилий и частичного изменения биомеханиче­ской структуры двигательного действия.

Фаза декомпенсированного утомления – фаза, при которой несмотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, и через некоторое время наступает отказ от её выполнения.

Общая выносливость (в широком смысле) – совокупность функциональ­ных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления вы­носливости в различных видах деятельности.

Общая выносливость (в узком смысле) – выносливость, проявляемая в от­носительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к опреде­лённой двигательной деятельности.

Биоэнергетические факторы выносливости включают объём энергетических ресурсов, которыми располагает организм, и функциональные возможности его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в про­цессе работы.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой.

Личностно-психические факторы основаны на мотивации и установках к достижению высоких результатов, а также волевых проявлениях, связанных с уме­нием терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма и выполнять работу через «не могу».

Скоростная выносливость – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные требования к скоростным параметрам движе­ний и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена.

Субкритическая скорость – при которой расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (т.е. текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности). Оказывает преимущественное воз­действие на развитие аэробных возможностей организма.

Критическая скорость – при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин по­требления кислорода, - развивает аэробно-анаэробные возможности.

Надкритическая скорость – при которой кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и упражнения выполняются в условиях кисло­родного долга, содействует совершенствованию аэробных возможностей.

Запас скорости – разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке (Н.Г.Озолин, 1959).

Индекс выносливости – это разность меду временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое бы показал испытуемый, если бы преодолел её со скоростью, показываемой им на короткой (эталонном) от­резке(T.Cureton, 1951).

Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка (Г.Лазаров, 1962).

ПАНО – порог анаэробного обмена.

МПК – максимальное потребление кислорода.

Силовая выносливость – способность противостоять утомлению в мышеч­ной работе с выраженными моментами силовых напряжений.

Динамическая силовая выносливость – типична для упражнений с повтор­ными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического и ациклического харак­тера, где нужна «быстрая» сила.

Статическая силовая выносливость – типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряже­ний, необходимых главным образом для сохранения определённой позы.

Координацтонно-двигательная выносливость – выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требова­ния к координационным способностям относительно длительное время.

Тотальная выносливость – проявляется тогда, когда в работе активно уча­ствует свыше 2/3 всех мышечных групп.

Региональная выносливость – когда активно участвуют в работе от 1/3 до 2/3 мышечных групп.

Локальная выносливость – когда активно функционируют менее 1/3 общего числа мышечных групп.

Тема 8. Формирование осанки, развитие гибкости, воздействие на морфоструктуру и телосложение человека.

Гибкость – применительно к физическим качествам принято называть свой­ство упругой растягиваемости телесных структур «главным образом мышечных и соединительных), определяющие пределы амплитуды движений звеньев тела.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Активная гибкость – проявляется в движениях, совершаемых благодаря мышечным усилиям выполняющего их.

Пассивная гибкость – проявляется под воздействием внешних растягиваю­щих сил: внешнего отягощения, усилий партнёра и т.д.

«Запас гибкости» («резервная растяжимость») - разница между пассивной и активной гибкостью.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, по­зволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвиж­ность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида спорта.

Упражнения на растягивание – упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой.

Динамические активные упражнения

Динамические пассивные упражнения

Статические активные упражнения

Статические пассивные упражнения

Комбинированные упражнения – упражнения в растягивании, которые обеспечиваются как внутренними, так и внешними силами, при их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений.

Стретчинг (от анг. Stretching, натянуть, растягивать) – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Анатомическая подвижность – предельно возможная подвижность, ограни­чивающаяся строением соответствующих суставов.

Осанка – это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от неё и частично видоизменённых поз, дос­таточно часто воспроизводимых в жизни.

Осанка – это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности позу и положение тела в пространстве.

Основная осанка – основная форма проявления осанки, выраженная в позе прямостояния.

Оперативная осанка – вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности.

«Правильная» («нормальная») осанка – положение тела, которое характе­ризуется такой позой, которая способствует сохранению статического и динамиче­ского равновесия и создаёт благоприятные условия для функционирования орга­низма.

Осанка прямого вида –

Осанка сутулого вида –

Осанка прогнутого вида –

Осанка наклонного вида –

Осанка изогнутого вида –

Коррегирующие упражнения –

Коррекция кифозов –

Коррекция лордозов –

Коррекция сколиозов -

 

Тема 9. Формы построения за­ня­тий в физическом воспита­нии.

Формы занятий физическими упражнениями – способы организации учебно- воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется опреде­лённым типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся, а также соотвествующими условиями занятий. Они подразделяются на две группы: урочные и неурочные формы.

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся. К ним относятся уроки физической культуры, спортивно-тренировочные занятия.

Уроки физической культуры – занятия, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и.п.)

Спортивно-тренировочные занятия – занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организо­ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособ­ности и др.

Малые формы занятий – формы используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера. К ним от­носят утреннюю гимнатику, вводну гимнастику, физкультпаузу, физкультминуту, микропаузу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.109 с.)