Принципы, регламентирующие деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, регламентирующие деятельность.



 

Цель – конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество.

Цель физического воспитания на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворному труду и другим общественно важным видам деятельности.

Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующаяся определённым уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности:

- знания и интеллектуальные способности, которые определяют кругозор личности, иерархию её оценок, ценностей и результатов деятельности;

- мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют её на проявление активности в сфере физической культуры;

- ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и другим видам деятельности;

- потребности являются главной побудительной силой поведения личности в сфере физической культуры.

Операциональный компонент физической культуры личности представлен совокупностью двигательных умений и навыков физкультурно-спортивной направленности, которые обеспечивают высокий уровень физической подготовленности.

Деятельностный компонент физической культуры личности включает такие виды деятельности, как познавательная, инструкторская, судейская, профессиональная, по самовоспитанию и саморазвитию, по соблюдению здорового образа жизни. Физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.

Принцип непрерывности развития - обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности на каждом возрастном этапе.

Принцип целостного развития - обеспечивается единством телесного, ин­теллектуального и социально-психологического компонентов в формировании физической культуры личности.

Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что, только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное формирование физической культуры человека.

Принцип вариативности и многообразия содержания и форм воспитания личной физической культуры основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учётом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры.

Принцип оптимизации определяет необходимость постоянного приведения средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося.

Оздоровительные задачи (по оптимизации физического развития) – оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья, в том числе и закаливание организма; совершенствование телосложения и развитие физических функций; сохранение уровня общей работоспособности на долгие годы.

Физические качества - врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Физические способности как двигательные способности - комплексные образования, основу которых составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.

Образовательные задачи – приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и формирование жизненно важных двигательных навыков и умений.

Воспитательные задачи (общепедагогические задачи) - задачи, предусмат­ривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности.

Конкретизация задач в зависимости от профилирующих направлений, принятых в системе физического воспитания. Общие задачи получают конкретное преломление по профилю общей физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки, а также адаптивной физической культуры.

Индивидуализированная конкретизация задач, решаемых в физическом воспитании - это детальное соотнесение их с теми индивидуальными возможно­стями и особенностями воспитываемых, от которых зависит реализация выдвигае­мых задач.

Конкретизация задач во временном аспекте – соотнестнесение их со вре­менем, объективно необходимым и благоприятным для их решения, необходи­мость рассчитать масштабы этого времени и целесообразную последовательность решения частных задач.

Конкретизация задач с помощью нормативных способов количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения.

Норма, норматив - оп­ределенная величина-мера, принимаемая за унифици­рованный по­казатель того, что должно быть достигнуто в результате деятель­ности.

«Кондиционные» нормативы - нормативы, отражающие преимущественно степень разви­тия физических качеств как основы двигательных способностей.

Нормативы «обученности», спортивно-технической подготовленности - нормативы, отражающие степень сформированности двигательных умений и навыков.

Другие способы количественной конкретизации задач: 1) постановка ин­дивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках чётко определённых параметров; 2) перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных изменений состояния организма по от­дельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем; 3) кон­кретизация задач с использованием модельных характеристик.

Модель – это совокупность различных параметров, обуславливающих дости­жение определённого уровня спортивного мастерства и прогнозируемых результа­тов.

Модельные характеристики – частные показатели, входящие в состав мо­дели.

 

Принципы, регламен­ти­рующие деятельность

по фи­зи­че­скому воспитанию.

Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, на­уки.

Принципы – наиболее важные теоретико-методические положения, которые отражают закономерности воспитания и являются руководством к действию.

Общие социальные принципы – принципы, отражающие идейные основы системы вос­питания и образования. Они предусматрива­ют использование социаль­ных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направлен­ного всестороннего гар­монического развития человека и органическую связь вос­питания с практической жизнью общества.

Общепедаго­гические принципы отражают основные закономерности обу­чения (принципы дидактики).

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния.

Специфические принципы «очерчивают ряд спе­цифических закономерно­стей физического воспитания, и выте­кающие из них правила его системного по­строения».

Принцип сознательности и активности состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потреб­ности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к опти­мальной активности.

Сознательность – это способность человека правильно разби­раться в объек­тивных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и ре­зультат сознательного усвоения знаний, умений и навы­ков.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществля­ется в таких формах, как зрительная, звуковая и дви­гательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с по­мощью ориентиров, наглядных пособий, учебных ви­деофильмов и др.) содействует главным образом уточнению про­странственных и пространственно-временных ха­рактеристик дви­жений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет пре­имущественное значение в уточнении временных и рит­мических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разде­ляя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания, основана на выполнении упражнений, при котором создаётся адекват­ное представление о работе мышц со стороны двигательного анализатора. Особен­ность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду уточнением движений в пространстве и во времени обес­печивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и ре­активных.

Апперцепция - опора на впечатления, которые уже были в опыте ученика. Подобное использование имеющихся представлений для формирования новых иногда называют внутренней или опосредованной наглядностью.

Принцип доступности в физическом вос­питании означает требование опти­мального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возмож­ностям зани­мающихся.

Оптимальная мера доступности – полное соответствие между возможно­стями занимающихся и трудностями упражнения.

Индивидуализация – использование частных средств и методов физиче­ского воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются инди­видуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный под­ход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивиду­альных способностей.

Принцип непрерывности – принцип, которыйобязывает гарантировать в общей последовательности занятий перманентную преемственность их эффекта, не допускать между ними перерывов, разрушающих этот эффект.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха вытекает из необхо­димости перемежать повышенную активность с отдыхом (как в ходе занятия, так и в общем режиме жизни) и предусматривает определённый порядок чередования их, не нарушающий преемственности эффекта занятий. Рациональное построение сис­темы занятий должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключать превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомле­ние или перетренированность.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздей­ствий предусматривает в ходе роста возможностей занимающихся нарастание объ­ёма и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок предусматри­вает:1) суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий, рег­ламентировать применительно к динамике тренированности; 2) Очередное увели­чение суммарной нагрузки, задаваемой в сериях занятий, лишь после того, когда результаты адаптации к предыдущей нагрузке снижаются; 3) временную стабили­зацию или снижение суммарной нагрузки на фоне общей тенденции к её нараста­нию.

Ступенчато-восходящая динамика нагрузки характеризуется тем, что сум­марный объём нагрузки, предъявляемый в серии занятий, увеличивается не в каж­дой очередной серии, а в порядке регулярного чередования серий, в одних из кото­рых он соразмерно возрастает, а в других относительно стабилизируется; при этом уровень суммарной интенсивности нагрузки в основных упражнениях повышается преимущественно в тех сериях, где её объём стабилизируется.

Волнообразная динамика нагрузки характеризуется более значительным увеличением параметров её суммарного объёма на протяжении, как правило, не­скольких аналогичных серий занятий, последующим временным свёртыванием его при повышении интенсивности основных упражнений, а затем, временным сниже­нием уровня интенсивности. Такого рода волны в общей динамике суммарной на­грузки воспроизводятся с тенденцией к нарастанию.

Принцип циклического построения системы занятий выражается в повто­ряющейся последовательности занятий, при которой отдельные занятия и целые их серии чередуются в порядке кругооборота.

Малые циклы (микроциклы) охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершённую серию. Один микроцикл включает как минимум две фазы: основную – кумуляционную и восстановитель­ную фазы.

Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микроциклов (со­стоящие как минимум из 2, но чаще из 3-8 или иного числа микроциклов), которые чередуются в определённой последовательности, образуя относительно завершён­ные этапы или подэтапы процесса физического воспитания.

Большие циклы (макроциклы) – крупные периоды процесса физического воспитания, состоящие из ряда средних циклов. В основе макроциклов лежат об­щие закономерности, определяющие тенденции развёртывания этого процесса на протяжении долговременных стадий (годичные, 2-х летние, 4-х летние).

Принцип возрастной адекватности основных направлений физического воспитания обязывает последовательно изменять направлен­ность физического воспитания в соответствии с возрастными эта­пами и стадиями человека, т.е. при­менительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрас­тного физичес­кого развития организма.

Сенситивные (чувствительные) периоды – периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических ка­честв человека в силу естественных закономерностей онтогенеза. Важно реализо­вать эти возможности в процессе физического воспитания детей и подростков пу­тём своевременной концентрации соответственно направленных воздействий.

 

Тема 3. Средства и методы фи­зического воспитания.

 

Упражнение (в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение) - во-первых, определённые виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания;

во-вторых – процесс неоднократного воспроизведения данных действий, ко­торый организуется в соответствии с известными методическими принципами.

Двигательная деятельность – система двигательных действий, объединён­ных единой целью.

Двигательное действие – целенаправленное проявление двигательной актив­ности человека, преследующее решение конкретной задачи.

Движение – моторная функция организма и элемент двигательного действия.

Физические упражнения – это такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его зако­номерностям.

Содержание физических упражнений составляют входящие в него двига­тельные акты (движения, операции) и те основные процессы, которые развёртыва­ются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействия.

Форма физическoго упражнения представляет собой его внутренюю и внешнюю структуру (построение, организацию).

Внутреняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирова­ния организма, как они соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с дру­гом.

Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, ко­торая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамиче­ских параметров движений.

Техника физических упражнений – наиболее рациональный способ выполне­ния двигательных действий, с помощью кото­рых двигательная задача решается це­лесообразно, с относительно большей эффективностью.

Основа техники движений — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие необходимы для ре­шения двигательной задачи определенным способом (порядок про­явления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи.

Главное звено (или звенья) техники движений — это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение движений, входящих в сос­тав главного звена, обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

Детали техники движений - отдельные со­ставляющие, в которых проявля­ются индивидуальные вариации техники непринципиального характера.

Кинематические характеристики техники – изменение положения тела во времени и пространстве. Различают: пространственные, временные и пространст­венно-временные характеристики.

Пространственные характеристики – положение тела, траектория движе­ния.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точ­кой) тела в пространстве. Характеризуется формой, направлением и амплитудой.

Направление движения – это изменение положения тела и его частей в про­странстве, относительно какой-либо плоскости или внешнего ориентира.

Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда.

Временные характеристики – моменты, длительность, темп упражнения.

Длительность упражнения – время, затраченное на выполнение упражне­ния.

Темп упражнения - частота повторений, или количество движений в единицу времени.

Пространственно-временные характеристики – скорость, ускорение.

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

Ускорение – изменение скорости в единицу времени.

Динамические характеристики – характеристики, отражающиевзаимодей­ствие внутренних и внешнихсил, с исполь­зованием которых совершаются движе­ния человека. Эффективность техники физического упражнения во многом опреде­ляется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы (грави­тационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротив­ления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.), обеспечивающие движения.

Ритм — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая закономерный по­рядок распределения усилий во времени и простран­стве, последо­вательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в дина­мике действия.

Точные движения — это движения, которые характеризуются вы­сокой точ­ностью достижения предметной внешней цели (например, попадание мячом в бас­кетбольную корзину, в намеченный сектор игровой площадки или шайбой — в хоккейные ворота) либо возмож­но полным соответствием заранее обусловленной эталонной форме (например, в прыжках в воду, в гимнастике, в фигурном катании на коньках) или какому-нибудь иному критерию. Конкретизируя точность в коли­чественных параметрах, ее оценивают в мерах пространства, времени, по заданной величине усилий и в других показателях.

Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или мини­мумом лишних, ненужных движений и минимально необ­ходимыми затратами энергии (при совершенной технике и высокой эффективности).

Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выра­женной си­лой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолева­ются значительные сопро­тивления.

Плавные движения — движения с подчеркнуто постепенно изме­няющимися мышечными напряжениями, с подчеркнуто постепенным ускорением или замедле­нием, с закругленными траекториями при изменении направления движений.

Эластичные движения — движения с подчеркнутыми амортиза­ционными фазами (или моментами), позволяющими ослаблять силу толчков или ударов (на­пример, в приземлении после соскока с гим­настических снарядов, при ловле мяча, при прыжках на батуте).

Стабильность техники – черта, которая выражается в том, что при повтор­ном выполнении двига­тельного действия ряд его параметров воспроизводится еди­нооб­разно, практически в одном и том же виде, причем не только в стандартных, но при необходимости и в меняющихся условиях (например, заданные длина ша­гов, темп и другие пространственные и временные параметры движений в беге мо­гут быть сохранены при передвижении по различному грунту).

Вариативность техники – черта, которая характеризуется внесением целе­сообразных изменений в детали действия, а при необходимости и в общую его структуру примени­тельно к необычным условиям его выполнения (например, во время метания спортивного снаряда при сильном ветре, выполнения раз­бега по скользкому грунту).

Эффект физических упражнений - вызываемые их воздействием изменения в состоянии организма.

Ближай­ший эффект – изменения, характеризующиеся процессами, проис­ходящими в орга­низме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект — это отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обуслов­ленных им восстановительных и других процессов.

Кумулятивный эффект системы упражнений – эффект, который не сво­дится к эффектам отдельных упражнений, а представляет собой производное как от совокупности упражнений, так и от ди­намики реагирования организма на их общее воздействие.

Классификация физические упражнения — представление упражнений как упорядоченную совокупность с под­разделением на группы и подгруппы согласно конкретным призна­кам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.043 с.)