Методы физического воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы физического воспитания.



Метод – это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, воспитание физических ка­честв и формирование свойств личности.

Методический приём - способ реализации того или иного метода в конкрет­ной педагогической ситуации.

Методика (в узком понимании) - совокупность различных методов, обеспе­чивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, ме­таний, плавания и т.д.)

Методика (в широком понимании) - совокупность методов, приёмов и форм организации занятий (методики физического воспитания – в дошкольных учрежде­ниях, в школе, в вузе и т.д.)

Методический подход - представляет собой совокупность способов воздей­ствия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определённой науч­ной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения и вос­питания.

Методическое направление – это один из путей в методике физического воспитания, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и ме­тодических направлений, позволяющих решить поставленную задачу за счёт воз­действия какого-то одного доминирующего фактора.

Специфические методы ФВ – методы, основанные на выполнении физиче­ских упражнений. К ним относятся: методы строго регламентированного упражне­ния; игровой метод; соревновательный метод. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических уп­ражнений и воспитанием физических качеств.

Методы строго регламентированного упражнения -их сущность заключа­ется в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод целостно-конструктивного упражнения – метод, при котором разу­чивание действия происходит без расчленения на отдельные части. Целостный ме­тод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, прыжки, ОРУ).

Расчленённо-конструктивный метод – метод, предусматривающий расчле­нение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с по­очерёдным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Метод сопряжённого воздействия – метод, который характеризуется цело­стным выполнением действий в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств без нарушения структуры движения.(Например, спортсмен на тренировке метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом).

Метод избирательно направленного упражнения -метод с преимущест­венной направленностью воздействия на те, или иные двигательные качества и от­дельные морфофункциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений (например, упражнений с отягощениями, направленных на развитие отдельных мышечных групп). Такие методы направлены не столько на совершенствование новых движений, сколько на увеличение определённых функ­циональных возможностей.

Методы воспитания физических качеств – методы, которые представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными нагруз­ками).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непре­рывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типич­ными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание); б) стандартное поточное упражнение (многократное выполнение гимна­стических упражнений).

Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимаю­щиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь сохранить неизменную скорость, темп работы, величину и амплитуду движений. Этот метод используется в основном в циклических уп­ражнениях.

Метод стандартно-интервального упражнения – это повторное выполнение упражнения, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом ме­жду повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Метод переменного упражнения характеризуется последовательным варьи­рованием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путём направ­ленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, ампли­туды движений, величины усилий, смены техники движений. Примером может быть изменение скорости движения в ходе бега, темпа игры и т.д.

Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Раз­новидности: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек); б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнасти­ческих упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения - для него характерно нали­чие различных интервалов отдыха между нагрузками. Разновидности: а) прогрес­сирующее упражнение (последовательное поднимание штанги 70-80-90 с полными интервалами отдыха); б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется, а интервалы колеблются от 3 до 5 мин); в) нисходящее упражнение (например, бег по отрезкам 800 +400+200+100м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специ­ально подобранных физических упражнений, организованных в виде станций, воз­действующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 8-10 стан­ций, на каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений, далее осу­ществляется переход.

Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Его показатели (максимальное количество повторений упражнений, максимальный вес отягоще­ния, минимальное или максимальное время выполнения) служат исходными дан­ными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.

Игровой метод - с ущность этого метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Сюжетно-ролевая основа игры - деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и са­мостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций) предусматриваемых сюжетом.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме со­ревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в каче­стве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием этого метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Этот метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня и как элемент организации урока.

Общепедагогические методы -в физическом воспитании широко применя­ются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­вес­ные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные (вербальные) методы – методы воздействия с помощью слова.

Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образова­ния личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закреплённую в памяти каждого обучаемого.

Дидактический рассказ - изложение учеб­ного материала в повествователь­ной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представле­ние о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­но­сти.

Описание - э то способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообще­ние о ха­рактере протекания явлений, событий.

Объяснение - м етод представляет собой последовательное, стро­гое в логиче­ском отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

Беседа -вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися по­сле выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, иг­ровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достиг­нутого.

Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное ос­вещение определенной темы (проблемы).

Инструктирование — точное, конкретное изложение препо­давателем пред­лагаемого занимающимся задания.

Комментарии и замечания - краткая форма оценивания качества выполне­ния упражненя или указание на допущенные ошибки. Замеча­ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

Распоряжения, команды, указания — основные средства опе­ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Распоряжение - словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоря­жения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда — это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­ще­нию тех или иных действий.

Указание - словесные воздействия с целью внесения соответствующих по­правок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быст­рее», «выше взмах» и т.п.).

Оценочное суждение – оценка выполнения заданий с пояснением ошибок.

Устные сообщения-отчёты, взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы, самооценки – методы и приёмы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих воспитываемых.

Идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение дви­гательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или неудающихся операциях.

Методы аутогенной тренировки -система регулярно применяемых приёмов самовнушения, специальных релаксационных и других методов, заимствованных из психогигиены, психологии и медицины.

Методы обеспечения наглядности -методы, основанные на зрительном, слуховом и двигательном восприя­тии занимающимися выполняемых заданий.

Метод непосредственной наглядности - показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся.

Методы опосредованной наглядности - демонстрация учебных видеофиль­мов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.

Методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия на­правлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела

Методы срочной информации предназначены для получения преподавате­лем и занимающимися с помощью различных техни­ческих устройств (тензоплат­формы, электрогониометры, фотоэлек­тронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу вы­полнения двигательных действий соответственно с целью их не­обходимой кор­рекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, ампли­туды и т.д.).

 

Тема 4. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании.

 

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный про­цесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает учение и преподавание.

Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

Теория (концепция) обучения – совокупность обобщённых положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса.

Обучение в физическом воспитании – организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Динамический стереотип - в результате повторения формируется динамиче­ский стереотип в двигательной зоне больших полушарий. Формирование проходит три стадии:

Стадия иррадиации внешне выражается в наличии «лишних» движений;

Стадия концентрации – процессы возбуждения и торможения концентри­руются до оптимальных размеров;

Стадия стабилизации стабильно существуют и чередуются очаги возбуж­дения и торможения в коре головного мозга.

Ориентировочная часть – выполняет функции программы действия, на ос­нове которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением происходит контрольно-корректировочная часть действия.

«Основные опорные точки» (ООТ) – элементы двигательного действия, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий.

Ориентировочная основа действия (ООД) - совокупность ООТ, состав­ляющая программу действия.

Зрительный образ двигательного действия – возникает на основе опосре­дованного или непосредственного наблюдения.

Логический (смысловой) образ – основан на знании, получаемом при рас­сказе, объяснении, комментарии, сравнении и т.д.

Кинестезический (двигательный) образ движения основан на ранее сфор­мировавшихся представлениях (накопленные движения, опыт) и ощущениях, воз­никающих в попытках решить двигательную задачу (в подводящих упражнениях).

Двигательное умение – это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за дей­ствием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчиво­стью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. Двига­тельные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формиро­вание требует от обучаемого активного участия, приучают анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения.

Двигательный навык – такой уровень владения действием, который отлича­ется минимальным участием сознания за контролем действия, в котором действия по большинству ООТ выполняются автоматизировано. Навык характеризуется вы­сокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздейст­виям, высокой прочностью запоминания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.035 с.)