Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута - вы, конечно, убедитесь, Что они ведут себя по-разному. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута - вы, конечно, убедитесь, Что они ведут себя по-разному.



1) между Аи В, последовательная,

2) между Си D, последовательная,

3) между А и В, параллельная,

4) после D, параллельная.

10. Укажите признаки, характеризующие литературный язык:

1) наличие письменности,

2) традиционность,

3) функциональная дифференциация,

4) нормированность и кодификация,

5) противопоставленность устной и письменной речи.

A. 2,3,5.

B. 1,2,3,5.

C. 1,2,4,5.

D. 1,2,3,4,5.

11. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно:

1) (не) сложный, а простой вопрос; никем (не) замеченный, (не)правда,

2) ни во что (не) верю, (не) просохшее сено, (не) внимание,

3) (не) подвижный силуэт, ничего (не) узнав, (не) настье,

4) (не) вспаханные поля, (не) правильное решение, (не) приязнь.

12. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?

1) доверенность,

2) нота протеста,

3) верительная грамота,

4) соглашение.

13. Диспозитивные нормы:

1) строго обязательные к исполнению,

2) действуют только на лексическом уровне языка,

3) допускают нарушение в определенных ситуациях,

4) предполагают возможность выбора одного из вариантов.

14. Укажите, какой из пунктов не характерен для деловой переписки:

1) соответствие конкретному виду делового письма,

2) отсутствие двоякого толкования,

3) отсутствие клише и штампов,

4) точность и лаконичность передачи необходимой информации.

15. К жанрам научного стиля относятся:

1) элегия, трагедия,

2) диссертация, статья,

3) реклама, интервью,

4) рассказ новелла.

16.Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:

Расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассматривания центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

1) дедуктивный способ,

2) индуктивный способ,

3) концентрический способ,

4) исторический способ.

17. Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи:

1) коммуникативная точность,

2) нерегламентированный процесс записи информации,

3) стандартизация и унификация,

4) широкое использование языковых формул.

18. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) информационное сообщение,

2) ни минуты времени,

3) меньшая половина,

4) отменный негодяй.

19. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно:

1) (не) убранные вещи, (не) взирая на ливень, (не) кого винить,

2) (не) прочная нить, (не) брежно, (не) зная пршлого,

3) (не) чаянный удар, (не) приступная крепость, (не) с кем пойти в кино,

4) ничего (не) узнал, (не) занятые актеры, (не) заменимый работник.

20. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

1) живой труп,

2) песчаный бархан,

3) топтать ногами,

4) демобилизация из армии.

21.Отметьтепредложение, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

  1. Восток алел и пламенел отливал в иных местах перламутром и серебром.
  2. Одержимый ботаник мой сосед не расставался с сачком для ловли бабочек.
  3. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
  4. Ветер не надо рвать колосья вечернего света.

22. При несогласии с собеседником используются определенные этические формулы. Определите, какой из них присущ фамильярный оттенок.

  1. Позвольте с вами не согласиться.
  2. Извините, но ваши условия принять нельзя.
  3. Милая, я не могу с вами согласиться.
  4. Боюсь, что это не совсем так.

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) по обеим рукам,

2) машут вершины сосен,

3) малина слаще брусники,

4) воспаленные десна.

24. Укажите фигуру речи, которая соответствует определению:

… - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

1) бессоюзие,

2) антитеза,

3) многосоюзие,

4) анафора.

25. Укажите, в каких случаях паронимы эффективный - эффектный употреблены неправильно:

  1. Лечение оказалось эффективным, больной выздоровел.
  2. За счет чего директор думает повысить эффектность использования флота.
  3. При ярком солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно эффектную.
  4. Эффектность материала не всегда приводит к эффективным результатам.

26.Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного и причастного оборота.

  1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».
  2. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
  3. Поднялся свежий восточный ветер, и мы воротились домой, посмеиваясь друг над другом.
  4. На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен.

27. Пуризм - это…:

1) неприятие всего нового,

2) учение о нормах литературного языка,

3) неприятие всяких новшеств и изменений в языке и прямой запрет,

4) стремление обновить язык путем заимствований.

28. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм:

1) актуальность темы,

2) воспрянуть духом,

3) холодная война,

4) возлагать ответственность.

29. Автор фразеологизма «подковать блоху»:

1) Н. Лесков,

2) И. Крылов,

3) Н. Гоголь,

4) А. Пушкин.

Примерные темы рефератов

  1. Русский язык в системе языков мира.
  2. Русский язык как один из мировых языков.
  3. Языковая политика в России.
  4. Языковая политика в Чувашии.
  5. Богатство речи.
  6. Выразительность речи.
  7. Невербальные средства общения.
  8. Кинесика.
  9. Мимика.
  10. Жестикуляция.
  11. подготовка к выступлению.
  12. Оратор и аудитория.
  13. Приемы привлечения внимания слушателей.
  14. Риторические приемы.
  15. Постановка голоса.
  16. Виды споров.
  17. Полемика.
  18. Дебаты.
  19. Подготовка и дискуссии.
  20. Уловки в споре.
  21. Искусство комплимента.
  22. Советы ищущим работу.
  23. Основные риторические правила.
  24. Стилистическая окраска слова.
  25. Деловая риторика.
  26. Слова с евро-.
  27. Заимствованные слова в русском языке.
  28. Сленг.
  29. Жаргон.
  30. Арго.
  31. Русские диалекты.
  32. Профессиональная лексика.
  33. Стилистические ошибки в речи.
  34. Стили речи и социальный престиж.
  35. Невербальные средства в молодежной среде.
  36. Русские обращения.
  37. Национальный речевой этикет.
  38. Тропы в деловой речи.
  39. Письменная деловая коммуникация.
  40. Речевое оформление текстов научного стиля.
  41. Дейл Карнеги о споре.
  42. План, тезис, конспект.
  43. Язык и мышление.
  44. Язык и речь.
  45. Известный русский оратор…
  46. Известный чувашский оратор…
  47. Известный публичный оратор…
  48. Жанры публичной речи.
  49. Ораторское искусство.
  50. Эмоционально окрашенная лексика.
  51. Реферат. Виды рефератов.
  52. Формирование и развитие научного стиля в России.

 

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

1. Понятие «культура речи». Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Языковая норма: определение, черты, факторы изменчивости, виды языковых норм. Кодифицированная норма.

4. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

5. Устная и письменная разновидности литературного языка.

6. Функциональные разновидности современного русского языка. Синкретизм стилей.

7. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

8. Научный стиль речи. Жанры научной речи.

9. Реферат. Виды рефератов.

10. Официально-деловой стиль речи: особенности, языковые черты. Жанровое разнообразие. Подстили.

11. Приемы унификации языка служебных документов.

12. Деловая корреспонденция. Виды деловых писем. Специфика оформления. Реквизиты.

13. Язык и стиль распорядительных документов. Приказ.

14. Языковые приемы в рекламе. Приведите примеры.

15. Личные деловые документы. Правила оформления.

16. Речевой этикет в документе.

17. Публицистический стиль: особенности, языковые черты, сфера употребления.

18. Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи.

19. Приемы привлечения внимания слушателей.

20. Оформление таблиц.

21. Дискутивно-полемические жанры. Виды споров.

22. Уловки в споре.

23. Жестикуляция. Классификация жестов.

24. Невербальные средства общения. Мимика. Кинесика.

25. Подготовка речи. Основные этапы.

26. Основные качества публичной речи.

27. Художественный стиль: общие черты, языковые особенности.

28. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и фигуры.

29. Разговорно-бытовой стиль в системе функциональных стилей языка.

30. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

31. Логические основы речевого общения.

32. Текст. Виды текстов. Типы связей предложений в тексте. Приведите примеры.

33. Речевой этикет при общении по сотовому телефону.

34. Речевой этикет в частном телефонном разговоре.

35. Речевой этикет в деловом телефонном разговоре.

36.Речевой этикет при общении с помощью визитных карточек.

37. Прописная и строчная буква в собственных наименованиях. Проиллюстрируйте ответ примерами.

38. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Проиллюстрируйте ответ примерами.

39. Дефисное написание в разных частях речи.

40. Написание корней с чередованием гласных. Приведите примеры.

41. Основные принципы русской орфографии.

42. Оформление личного резюме. Основные правила.

43. -Н- и -НН- в разных частях речи. Проиллюстрируйте ответ примерами.

44. Основные способы образования слов в русском языке. Приведите примеры.

45. Написание -Ы-(-И-) после приставок на согласную. Проиллюстрируйте ответ примерами.

46. Тире в простом предложении. Проиллюстрируйте ответ примерами.

47. Тире сложном предложении. Проиллюстрируйте ответ примерами.

48. Двоеточие и точка с запятой в простом и сложном предложении. Проиллюстрируйте ответ примерами.

49. Скобки в простом и сложном предложении. Проиллюстрируйте ответ примерами.

50. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при диалогах. Проиллюстрируйте ответ примерами.

51. Склонение числительных в русском языке.

52. Типология речевых ошибок. Проиллюстрируйте ответ примерами.

53. Речевые ошибки во фразеологизмах. Проиллюстрируйте ответ примерами.

54. Нормы ударения в русском языке.

55. Определение грамматического рода несклоняемых существительных. Приведите примеры.

56.Определение грамматического рода аббревиатур, сложных существительных, состоящих из двух лексем.

57. Основные типы коммуникабельности людей. Дистанция общения.

58. Этика и речь. 6 принципов делового общения (по Д. Ягер).

59. Этика письменной речи.

60. Риторическая культура в России. Известные русские ораторы. Приведите примеры.

61. «Черная» риторика. Приемы манипуляции людьми.

62. Тактики в речевой коммуникации.

63.Деловая беседа. Типы вопросов в деловой беседе. Приведите примеры.

64. Правила ведения переговоров.

65. Мастерство монологической речи.

66. Совещание как вид коммуникативной деятельности.

67. Речевой этикет в использовании обращений. Обращения в деловой речи.

68. Склонение фамилий, имен, отчеств в русском языке.

Примерные вопросы к зачету

1. Предмет, цели, задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

2. Проблема терминологии: пять точек зрения на содержание дисциплины «культура речи».

3. Языковая норма: определение, характерные особенности, разновидности.

4. Свойства языковой нормы, законы, влияющие на ее изменение.

5. Сопоставительная характеристика терминов «литературный язык», «язык художественной литературы», «нормированный язык».

6.Функциональные стили русского языка: определение понятия, классификация языковых стилей, сопоставительная характеристика речевых и языковых стилей.

7. Типология речевых ошибок.

8. Письменная деловая коммуникация. Приемы унификации языка служебных документов. Композиционные и стилистические особенности оформления служебных документов (бланки и реквизиты служебных документов).

9. Речевой этикет в документе (личное резюме, коммерческая корреспонденция, заполнение рекрутской анкеты, общение с помощью визитной карточки).

10. Этикет делового телефонного разговора.

11. Научный стиль: определение понятия, жанровые разновидности, экстралингвистические и лингвистические признаки.

12. Реферат как жанр научной речи. Виды рубрикации текста.

13. Правописание гласных после шипящих и «Ц».

14. Правописание Н /НН в прилагательных и причастиях.

15. Этикет повседневного общения (частный телефонный разговор, речевые формулы).

16. Коммуникативные качества речи.

17. Виды тропов и фигур. Приведите примеры.

18. Лексические пласты, нарушающие чистоту речи.

19. Прописная и строчная буква в собственных наименованиях.

20. Этика публичного выступления. Приемы стимулирования внимания слушателей.

21. Постановка двоеточия и тире в сложном предложении.

22. Официально-деловой стиль: лингвистические особенности, сфера функционирования, жанровое разнообразие.

23. Типология вопросов в деловой беседе.

24. Склонение иноязычных фамилий в русском языке.

25. Жанровые разновидности функциональных стилей языка.

26. Правописание «Ы» / «И» после приставок.

27. Правописание «Ъ» / «Ь».

28. Знаки препинания в простом предложении.

29. Знаки препинания в сложном предложении.

30. НЕ с различными частями речи.

Методика подсчета рейтинга студентов

(для дневного отделения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.045 с.)