Изучить схему «Композиционное построение речи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучить схему «Композиционное построение речи».



Композиционное построение речи

Части выступления Приемы привлечения внимания
Вступление. Задачи: - пробудить интерес к теме предстоящего разговора, - установить контакт, - подготовить слушателей к восприятию выступления, - обосновать постановку вопроса. Основное условие - максимальная лаконичность. Главная часть. Задачи: - последовательно разъяснить выдвинутые положения, - доказать их правильность, - подвести слушателей к необходимым выводам.   Заключение. Задачи: - суммировать сказанное, - повысить интерес к предмету речи, -очертить перспективы, призвать к действиям   Обращения Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы. Прием сопереживания. Изложение парадоксальной ситуации. Апелляция к интересам аудитории. Прием соучастия.   Апелляция к событиям. Апелляция к событиям. Апелляция к географическим или погодным условиям. Апелляция к речи предыдущего оратора. Апелляция к авторитетам или известным источникам. Апелляция к личности оратора. Использование цифрового материала.     Юмористическое замечание. Вопросы аудитории.  

Сделать вывод.

IV. Самостоятельная работа студентов.

Доклады.

1. Известный античный оратор …

2. Известный русский оратор …

3. Известный чувашский оратор …

V. Подведение итогов. Выводы.

Д/ з. Выписать в тетрадь определения основных тропов и фигур, риторических приемов, привести примеры.

Подобрать из учебников по специальности текст научного стиля, имеющий законченный характер, объемом 0,5 страницы.

Литература

Основная

1. Введенская М. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2001.

2. Русский язык и культура речи./ под ред. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2000. - 413 с.

3. Культура русской речи. / под ред. Граудиной Л. К., Ширяева Е. Н. - М: Норма - Инфра, 1999. - 560 с.

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - СПб, 1992.

5. Леммериан Х. Учебник риторики. М., 1998. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / под ред. Е. В. Ганапольской, А. В. Хохлова. - СПб: Питер, 2005. - 336 с.

Дополнительная

1. Бредемайер Карстен Искусство словесной атаки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 190 с.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. - М.: Флинта, 2003. - 313 с.

Практическое занятие № 7.

Тема: Научный стиль, его жанры и разновидности

Цель -получить системное представление о научном стиле, научиться редактировать научный текст.

Наука казалась мне (и кажется сейчас)

Важнейшей частью цивилизации.

А. Д. Сахаров

Нужные слова в нужном месте - вот

подлинное определение стиля.

Дж. Свифт

I. Пунктуационная разминка. Пунктограмма «Знаки препинания в БСП».

Привести и записать примеры на постановку двоеточия, тире, точки с запятой в БСП.

II. Вопросы для обсуждения.

1. Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы, задающие основные параметры каждого стиля.

2. Языковые средства, формирующие научный стиль. Научная и учебная литература.

3. Редактирование текстов научного стиля. Оформление таблиц.

Термины: функциональный стиль, стилеобразующие факторы, сфера использования, дефиниции, термины, лингвистические факторы, жанры.

III. Практические задания.

Справка.

Функциональные стили речи - разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.

Выделяют 5 функциональных стилей:

- научный,

- официально-деловой,

- публицистический,

- разговорно-бытовой,

- художественный.

Стилеобразующие факторы - ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, используемые в этом стиле.

Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те, в свою очередь, определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.

Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц:

- нейтральных (общеязыковых),

- стилистически окрашенных единиц,

- единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте.

 

Заполните таблицу стилеобразующих факторов, используйте материал для справок.

Стилеобразующие факторы

Стилеобраз. факторы Функциональные стили
Научный Официально-деловой Публицис- тический Разговорно-бытовой Художествен- ный
1. Сфера общения          
2. Основные цели общения          
3. Способ общения          
4. Основная функция (языка) и речи          
5. Типичный вид речи          
6. Основная форма речи          
7. Способ изложения материала          
8. Полнота изложения (смысловая законченность)          
9. Объективность          
10. Точность          
11. Ясность          
12. Экспрессивность          
13.Стандартизирован-ность          

Материал для справок:

Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическая.

Способ общения: а) массовый, личный, б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.

Функция (языка) и речи: коммуникативная, воздействие, этикетная, эстетическая.

Вид речи: монолог, диалог, полилог.

Форма речи: письменная, устная.

Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения).

8-13:объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность,

полнота изложения (есть +, нет -).

 

Заполните таблицу, используя материал для справок.

Жанры

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорно-бытовой
       
       
       
       

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.

 

Прочитайте текст, определите его стиль, найдите стилеобразующие факторы.

Электронная почта.

Электронная почта (e-mail) - наиболее распространенный и эффективный сервис Интернета.

Электронная почта - типичный сервис отложенного чтения (off-line). Вы посылаете ваше сообщение, как правило, в виде обычного текста, адресат получает его на свой компьютер через какой-то, достаточно длительный, промежуток времени и читает ваше сообщение тогда, когда ему будет удобно.

E-mail очень похож на обычную бумажную почту, обладая теми же достоинствами и недостатками. Обычное письмо состоит из конверта, на котором написан адрес получателя и стоят штампы почтовых отделений пути следования и содержимого - собственно письма. Электронное письмо тоже состоит из заголовков, содержащих служебную информацию (об авторе письма, получателе, пути прохождения по сети и т. д.), играющих роль конверта, и собственно содержимого письма. Вы можете вложить в обычное письмо что-нибудь, например, фотографию; аналогично вы можете послать файл с данным электронным письмом. Вы можете подписать обычное письмо - можно подписать и электронное письмо. Обычное письмо может не дойти до адресата или дойти слишком поздно, как и электронное письмо. Обычное письмо весьма дешево, и электронная почта самый дешевый вид связи.

E-mail универсален - множество связей во всем мире, построенных на совершенно разных принципах и протоколах, могут обмениваться электронными письмами с Интернетом, получая тем самым доступ к его ресурсам. Практически все сервисы Интернета, использующиеся обычно как сервисы прямого доступа (on-line), имеют интерфейс к электронной почте, так что, если у вас нет доступа к Интернету в режиме on-line, вы можете получать большую часть информации, хранящейся в Интернете, посредством дешевой электронной почты.

Справка.

Языковые средства, формирующие научный стиль:

1) глагольно-именные словосочетания вместо соответствующих глаголов (дать оценку, произвести измерение),

2) сложносоставные существительные (альфа-частица, государство-участник),

3) номинативные конструкции (отглагольные существительные, цепочки родительных падежей, цепочки предложно-падежных конструкций),

4) причастные и деепричастные обороты,

5) вводные слова и вводные конструкции (вероятно, возможно, таким образом, следовательно, значит, итак),

6) определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения,

7) страдательные конструкции,

8) сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, а также с определительными придаточными,

9) производные предлоги (в течение, в результате, в соответствие с…, в отличие от…, в связи с… и др.), производные союзы (ввиду того что, вследствие того что, после того как, несмотря на то что, как так и, др.),

10) бессоюзные сложные предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.018 с.)