Тема 13. Основные направления совершенствования навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Основные направления совершенствования навыков



Грамотного письма и говорения

Классификация ошибок в современной речи. Языковая ситуация. Размывание орфоэпических, лексических, морфологических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм как характерная черта современной языковой ситуации. Технология продуцирования письменной речи. Работа над техникой речи. Работа со словарями и справочниками.

Планы групповых занятий

Практическое занятие №1

Тема: Орфоэпические нормы русского языка

 

Цель - познакомиться с основными нормами в ортологии, научиться работать с ортологическими словарями.

Если речь правильна, ничто не

отвлекает слушателя от предмета

высказывания, ничто не мешает

точному восприятию поступающей

информации.

Л. А. Вербицкая

К/ р №1. Изложение.

Орфографическая разминка. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Апе(л, лл)яция, абор(и, е)ген, а(к, кк)лиматизация, дист(и,е)ллированный, д(и,е)магог, диф(и,е)рамб, д(и,е)ле(м,мм)а, к(о,а)нверсия, г(и,е)н(и,е)(о,а)логия, д(и,е)летант, инд(и,е)ксация, л(и,е)цензия, пр(и,е)оритет, инци…дент, пер(и,е)петии, экстр(и, е)мисты, э(л, лл)(и, е)ксир.

2. Вопросы для обсуждения:

а) произношение; звуки и буквы, классификация звуков в русском языке;

б) типичные ошибки в ударении;

в) русские диалекты. Старомосковское и петербургское произношение;

г) варианты нормы.

Термины: фонема, варианты фонемы, гласные, согласные, сонорные, полугласный, акцент, акцентология, ассимиляция, диссимиляция, аллитерация.

Практическая работа по теме.

Поставьте ударение в словах.

Туфля (туфель), доцент, бармен, мышление, оптовый, оптом, валовый (валовой), жалюзи, арахис, каталог, роженица, приговор, роженица, благовест, феномен, еретик, иконопись, христианин, вероисповедание, портфель, астролог, запасной (запасный), магазин, маркетинг, маркетинговый, хронометр, километр, донельзя, видение, коклюш, квартал, новорожденный, обеспечение, тефтели, форзац, колледж, период, пасквиль, украинский, августовский, ходатайство.

Образуйте указанные грамматические формы, поставьте ударение.

Договор - (мн. ч.)

Стена - (тв. п. мн. ч.)

Ломоть - (р. п. ед. ч.)

Кий - (р. п. ед. ч.)

Баловать - (2 л. ед. ч., 3 л. мн. ч., страд. прич. прош. вр.)

Звонить - (2 л. ед. ч., 3 л. мн. ч.)

Красивый - (сравн. ст., превосх. ст.)

Деньги - (пр. п. ед. ч.)

Определите, в каких словах сочетание ЧН произносится как [ шн ].

Горчичный, прачечная, скучно, библиотечный, булочная, конечно, двоечник, сердечный (друг), яичница, булавочный, горчичник, двоечник, копеечный, библиотечный, коричневый, лоточник, порядочный, сказочный, что, чтобы, яблочный, Ильинична, Никитична.

Пользуясь орфоэпическим словарем, определите, какой звук на месте буквы О произносится в иноязычных словах.

Боа, болеро, бокал, бомонд, вокзал, досье, поэт, поэзия, рококо, рояль, ноктюрн, оазис, сонет, трио, фойе, Шопен.

Объедините слова с твердым согласным перед Е в одну группу, а с мягким в другую.

Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, велотрек, генетика, гипотеза, дебют, демагог, депо, индекс, кларнет, модель, нейрон, панель, протез, сервис, протекция, тезис, темп, террор, федерация, форель, шедевр, шинель, штемпель, экземпляр, экспресс, эстет.

Подведение итогов. Выводы

Литература

Основная

1. Введенская М. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2001.

2. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л. К., Ширяева Е. Н. - М: Норма - Инфра, 1999. - 560 с.

3. Зарва М. В. Русское словесное ударение. Словарь. - М.: Изд. научн. Центр ЭНАС, 2001. - 600 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. - М.: Флинта, 2003. - 313 с.

Дополнительная

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2004. - 344 с

2. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. - СПб: Корона принт, 1997.- 256 с.

 

Практическое занятие №2

Тема: Лексические нормы русского языка

Цель -научиться находить речевые ошибки, уметь их править. Закрепить навыки работы с лингвистическими словарями.

Ради бога, наблюдите, чтобы не было, по

крайней мере, позорных ошибок… Ради бога,

позаботьтесь о корректуре! Не погубите!

Ф. М. Достоевский

Сырую рукопись давать читателю нельзя, как

нельзя продавать сырой хлеб.

А. Г. Малышкин

I.Орфографическая разминка ( повторение орфограммы Прописная и строчная буква в собственных наименованиях )

По прозвищу (Р,р) ыжий, (Э, э)поха (В,в)озрождения, (Р.р) енессанс, (Г,г)еркулес для каши, подвиги (Г,г)еракла, выстрел (К,к)атюши, (С,с)еверная (П, п)альмира, улица (К, к)расная (П,п)ресня, (Л,л) енинского (К,к)омсомола, (Ч,ч)ебоксарский район, (В,в)енера, (Ч,ч)увашская (Р,р)еспублика, (К, к)онституция (Р,р)оссийской (Ф,ф)едерации, (Г,г)ерой (С,с)оветского (С,с)оюза, (О,о)рден (З,з)а заслуги перед (О,о)течеством 2 (С, с)тепени, (М,м)едаль (З,з)а оборону (М,м)осквы, (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна, (Г,г)ражданская (В, в)ойна, (П, п)ервая (М, м)ировая (В, в)ойна, (М,м)инистерство образования и науки, (Р,р)оссийский (Г, г)осударственный (У, у)ниверситет, (Д,д)ом журналиста, универмаг (Ш, ш)упашкар, гостиница (Р,р)оссия, (Ч,ч)ебоксарский завод промышленных тракторов, картина Репина (Б,б)урлаки на (В,в)олге, (Ж,ж)игуленок, (Я,я)стребок, 8 (М,м)арта, (П, п)ервое мая, с (Н,н)овым (Г,г)одом, (В,в)анина тетрадь, (Д, д)алев словарь, (Т,т)ургеневская девушка, (П,п)ушкинские строки, (Б, б)локовские чтения, (Л, л)енинская премия, (А,а)хиллесова пята, (Э,э)зопов язык.

II. Вопросы для обсуждения

1. Лексические пласты в речи.

2. Причины заимствования слов в языке.

3. Стилистически окрашенная лексика.

4. Типы речевых ошибок.

5. Нелитературная лексика.

В процессе обсуждения вопросов должны быть активированы термины: лексикон, полисемия, моносемия, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, старославянизмы, неологизмы, архаизмы, идиоматизмы, диалектизмы, фразеологизмы, афоризмы, варваризмы, экзотизмы, профессионализмы, канцеляризмы, штампы, жаргон, сленг, арго, тавтология, плеоназм.

III. Практические задания.

1. К акие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме?

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, целиком и полностью.

2. В предложениях найдите речевые ошибки, классифицируйте и исправьте их.

Рост преступности вырос. На вечере, посвященном Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне Гончаровой. Спикер выразил сожаление случившимся. Он работал до седьмого пота и завоевал медаль. Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Фактический материал в докладе не соответствует действительному положению дел.

3. Объясните, чем различаются паронимы.

Тактичный - тактический, логичный - логический, представить - предоставить, злой - злостный

4. Образуйте словосочетания, используя слова из обеих колонок

Длинный Воздействие
Длительный Кредит
Долгий Период
Долговременный Путь
Продолжительный Сборы

5. Объясните значения слов, используя синонимы.

Априори, аудит, афера, депозиты, дилемма, дилер, имидж, катаклизм.

6. Объясните значения фразеологизмом.

Ставить вопрос ребром, дразнить гусей, выводить на чистую воду.

7. Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами.

Друзья работали рядом. Он очень умный. Не задерживайся, возвращайся быстро. Любит он много говорить.

IV. Самостоятельная работа студентов.

Заслушивание докладов по теме, анализ выступлений.

Темы докладов:

1. Богатство речи.

2. Стилистически окрашенная лексика.

3. Жаргон.

4. Сленг.

5. Арго.

6. Русские говоры.

V. Подведение итогов. Выводы.

VI. Готовиться к к / р по темам №1, 2.

Литература

Основная

1. Введенская М. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2001.

2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. - М.: Инфра - М, 2006. - 272 с.

3. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л. К., Ширяева Е. Н. - М: Норма - Инфра, 1999. - 560 с

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1974.

Дополнительная

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник.- М.: Рус. яз.- Медиа, 2003. - 568 с.

2. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. - М.: Мартин, 2007. - 704 с.

3. Елистратов В. С. Толковый словарь русского сленга (арго, жаргон, кинемалогос). - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. - 672 с.

4. Фразеологический словарь русского языка./ Под ред. А. И. Молотова. - М.:Рус.яз.,1987. - 543 с

5. Этимологический словарь русского языка./ Под ред. Крылова Г. А. - СПб: Полиграфуслуги, 2005. - 432 с

Практическое занятие №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.02 с.)