Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Валы и оси: назначение, конструкция, нагружение, разрушение, материалы. проектные расчеты валов и осей.
Детали, на которые насаживают вращающиеся детали машин (например, шкивы, зубчатые колеса), называют валами и осями. Различают валы и оси по условиям нагружения: валы передают крутящий момент вдоль своей оси вращения и испытывают напряжения изгиба, сжатия, растяжения и кручения; оси не передают крутящий момент и нагружаются только изгибающими напряжениями. Валы и оси имеют общую функцию поддерживать насажанные на них детали Гладкие валы более технологичны, чем ступенчатые. Валы и оси выполняют полыми как с целью снижения массы, так и с целью установки внутрь вала других деталей вращения. Полый вал с соотношением диаметра внутреннего отверстия к наружному диаметру вала, равным 0,75, легче сплошного равнопрочного вала почти в 2 раза.
В массовом производстве иногда используют полые сварные валы из стальной ленты, намотанной по винтовой линии. При этом экономится до 60% металла По конструкции оси делят на 2 основные группы: 1) подвижные оси, вращающиеся в опорах вместе с насажанными на них деталями 2) неподвижные оси, служащие опорами для вращающихся на них деталей Оси и валы конструируют обычно в виде брусьев состоящих из ряда цилиндрических участков различных диаметров. Насаживаемые на оси и валы детали крепят посредством шпонок либо шлицев. В осевом направлении детали относительно валов и осей фиксируют при помощи распорных колец (или втулок), а также благодаря наличию на валах буртиков и заплечиков. Ступенчатая форма вала или оси определяется также стремлением приблизить их очертания к форме балки равного сопротивления изгибу. В поршневых двигателях и компрессорах применяют коленчатые валы, имеющие ломаную ось вращения. Для передачи крутящего момента между агрегатами со смещенными в пространстве осями входного и выходного валов применяют гибкие валы, имеющие криволинейную геометрическую ось при работе. Эти валы обладают высокой жесткостью на кручение и малой изгибной жесткостью. Примером служит гибкий вал бормашины в стоматологии.
Материалы валов и осей Выбор материала, термической и химико-термической обработки определяется конструкцией вала и опор, нагружением и условиями эксплуатации вала. Для изготовления валов используют: · углеродистые стали марок 20, 30, 40, 45 и 50; · легированные стали марок 20Х, 40Х, 40ХН, 12Х26ЧА, 40ХН2МА; · титановые сплавы ВТЗ-1, ВТ6 и ВТ9 [2, с. 266]. Быстроходные валы-шестерни, требующие высокой поверхностной твердости, выполняют из цементируемых сталей марок 12ХНЗА, 12Х264А и др. Валы под насадные зубчатые колеса серийных редукторов изготовляют из улучшенной стали 45 (Н=255... 285 НВ) и стали 40Х (Н = 269... 302 НВ). Для изготовления фасонных (коленчатых и с большими фланцами) и тяжелых валов применяют, как стали, так и высокопрочные (с шаровидным графитом) и модифицированные чугуны. Чугунные валы обладают: · меньшей прочностью, но · более совершенными формами (особенно коленчатые), · меньшей чувствительностью к смещению опор; особенно в многоопорных валах: благодаря меньшему, чем у стали, модулю упругости; · повышенной демпфирующей способностью благодаря структуре чугуна, поэтому эти валы лучше работают в условиях динамических нагрузок. В качестве заготовок для стальных валов диаметром до 150 мм обычно используют круглый прокат, для валов большего диаметра и фасонных валов – поковки. Валы подвергают токарной обработке и последующему шлифованию посадочных мест (высоконапряженные валы шлифуют по всей длине). Шероховатость поверхностей цапф валов под подшипники качения нормального класса точности назначают не менее Ra=1,6…2,5мкм. Участки валов, контактирующие с уплотнительными манжетами, имеют твердость поверхности не менее 30...50HRC, а шероховатость Rа = 0,25…0,40 мкм. Торцы валов выполняют с фасками для облегчения посадки насаживаемых деталей и во избежание повреждения рук рабочих.
Расчет осей Основными критериями работоспособности осей являются статическая прочность и жесткость. Поскольку оси работают только на изгиб, то условие их прочности следующее: sизг ≤ [sизг]или где М – изгибающий момент в опасном сечении; Н × мм; Wx – осевой момент сопротивления изгибу опасного сечения оси; для круга WX = pd 3/32» 0.1d 3;sизг, [sизг] – фактические и допускаемые напряжения изгиба, МПа. Расчет неподвижных осей выполняют при допущении, что напряжения изгиба изменяются по отнулевому циклу, самому неблагоприятному из всех знакопостоянных циклов напряжений. Для осей, изготовленных из среднеуглеродистых сталей, допускаемые напряжения изгиба [s изг ]0 = 100…160 МПа (меньшие значения напряжений следует выбирать для ступенчатых осей с концентраторами напряжений). Напряжения изгиба, возникающие в материале вращающихся осей, изменяются по симметричному циклу. Для них принимают [4, с. 305]: [sизг] –1 = (0,5…0,6) [sизг ] 0. Из ф. может быть получена зависимость для проектного расчета, т.е. определения диаметра оси, мм: , мм (1.2) Если ось в расчетном сечении имеет шпоночную канавку, то полученное значение диаметра оси увеличивают на (8…10)% и округляют до ближайшего большего стандартного значения по нормальным рядам чисел. Проверочный расчет осей на сопротивление усталости и изгибную жесткость выполняют аналогично расчету валов, но при условии, что крутящий момент равен нулю. Расчеты валов Валы относят к числу наиболее ответственных деталей машин. Существенное изменение формы вала, в результате его радиальной податливости или действия колебаний, а тем более – разрушение вала приводят к выходу из строя всей машины. Поэтому к валам предъявляют высокие требования как по точности изготовления и монтажа, так и по прочности, жесткости и устойчивости к колебаниям. Все расчеты валов могут бить представлены в виде классификации, приведённой в табл. Основными критериями работоспособности валов являются: 1) сопротивление усталости, которое оценивается коэффициентом запаса прочности S 2) жесткость, контролируемая прогибом вала в местах посадок на него деталей “у”, а также углом наклона “ θ” или углом закручивания “φ” сечений вала. Расчет валов на прочность Валы испытывают напряжения изгиба и кручения, изменяющиеся соответственно по симметричному и отнулевому циклам. Поэтому валы рассчитывают на усталость по совместному действию нормальных и касательных напряжений. При наличии осевых нагрузок на вал они могут испытывать дополнительно напряжения сжатия и растяжения. Расчеты на прочность для всех валов обязательны. Расчеты валов на жесткость, чаще всего, носят вспомогательный характер. Вместе с тем, для некоторых типов передач расчеты валов на жесткость могут иметь первостепенной важности. Например, в червячной передаче расчет червяка на изгибную жесткость обязателен.
Примечание. Ориентировочный и приближенный расчеты являются проектным а уточненный расчет — проверочным
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.009 с.) |