Принадлежность человека к той или иной устойчивой группе требу- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принадлежность человека к той или иной устойчивой группе требу-



Ет от него принятия групповых норм, правил, традиций, стереотипов,

Убеждений. Однако человек —не муравей, он вполне уникален, и суть

Его личности не ограничивается групповыми характеристиками. Что-

Бы избежать или снизить возможность ошибки социальной перцепции,

Следует прояснить восприятие, отказаться от стереотипов. Полезно,

к примеру, мысленно представить этого человека в другой ситуации,

Понятие, свойства, проблемы и барьеры восприятия 53

В другом окружении, т. е. включить воображение и проявить здоровый

Скепсис по отношению к предъявляемым факторам, к первому впечат-

Лению, к тому, что мы знаем о группе, членом которой является этот

Человек.

В процессе длительного общения мы получаем возможность вос-

Принимать человека на основе более значительной и всесторонней ин-

Формации о нем, по совокупности внешних проявлений поведения и

Невербальных (неречевых) средств общения. Для более глубокого и

Точного восприятия эффективен механизм эмпатии —восприятия, ос-

Нованного на умении и стремлении поставить себя на место другого

Человека, взглянуть на мир, на ситуацию его глазами, почувствовать

Его состояние, позицию и учесть это в своем поведении. Эмпатия — скорее позиция заинтересованности, открытости, доверия, чем техни-

Ка общения, хотя сенситивность (чувствительность) поддается трени-

Ровке. Одним из простых приемов эмпатического восприятия являет-

Ся попытка настроиться на партнера: принять его позу, использовать

Его темп речи, осмыслить его состояние. К сожалению, свойство эмпа-

Тии у человека слабеет с возрастом.

Восприятие зависит и от тех мотивов, целей, намерений, которые мы

Склонны приписывать другим. Приписывание причин, или каузаль-

Ная атрибуция, может быть ошибочным и приводить к неверному вос-

приятию партнера в силу ряда причин, которые следует осознавать:

Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собствен-

Ной личности либо прибегая к мнению какого-либо авторитета, рефе-

Рента, которым чаще всего являемся опять-таки мы сами. Такая эго-

центрическая позиция чрезвычайно распространена (≪Я бы на его

месте...≫). Избежать ошибок в восприятии партнера помогает систем-

Ный анализ причинно-следственных связей, приведших к поступку,

Длительное общение, совместная деятельность, понимание уникально-

Сти каждого человека и субъективности в восприятии ситуаций, реаль-

ная самооценка (≪А кто я такой, чтобы судить других?≫).

На восприятие партнера существенно влияет фактор самоподачи,

Который не всегда осознается, но практически присутствует в любом

Общении и заключается в реализуемом желании направить восприятие

Партнера по определенному пути. Виды самоподачи могут быть самыми

Разнообразными. Можно демонстрировать собственное превосходство,

Можно —привлекательность и т. д. По сути, это элемент манипуляции,

Который нужно уметь распознавать и отделять от истинных целей и на-

Мерений партнера, не позволяя ввести себя в заблуждение. Но есть и са-

моподача как фактор профессионализма. Например, от врача, юриста,

Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

Руководителя, педагога мы ждем уверенности в себе, убежденности в

Правильности решения и высказываемого им мнения.

В отечественной литературе по социальной психологии проблема

передачи информации деловому партнеру рассматривается как один из

Аспектов целостного процесса общения.

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информаци-

Ей, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хо-

тим передать ≪это≫ партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию

В форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, по-

Ведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с

Особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психиче-

Ских процессов.

Знания в области психологии и умение применять их в практике дело-

Вого общения —очевидный фактор успеха в деловой сфере. В частности,

следует отметить некоторые рекомендации, связанные с техникой и ме-

Тодами повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны

С явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от вну-

Шения), наличием достаточно известных барьеров на пути понимания

Партнерами друг друга и способов преодоления этих барьеров. С этими

же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и

Проведения деловых бесед.

Итак, о барьерах непонимания. Эти барьеры срабатывают как бы ав-

Томатически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры —это некие

фильтры недоверия к говорящему, например чувство опасности, трево-

ги, отсекающие или затрудняющие прием информации. Вообще, дове-

рие к говорящему —определяющий фактор суггестии. Препятствием

коммуникации могут служить и внутренние барьеры, к примеру нрав-

ственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы, или барьер,

Связанный с нашим эмоциональным и физическим состоянием.

Барьером непонимания может служить недостаток авторитета суг-

Гестора или того, на кого он ссылается, в глазах воспринимающего. Чело-

Век доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, реп-

Резентантом, и не доверяет тем, у кого в его глазах нет авторитета. Основа

Авторитета —статус, принадлежность к авторитетной социальной груп-

Пе, привлекательность, хорошее отношение к нам (социально-перцеп-

Тивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог,

Монарх, харизматическая личность национального масштаба.

Несколько барьеров непонимания связаны с формой и методами по-

Дачи информации и поэтому рассматриваются также и в курсе ритори-

ки. Речь идет о:

Понятие, свойства, проблемы и барьеры восприятия 55

•фонетическом барьере (непонимание языка, неприятие темпа

Речи, неадекватность речи и жестов друг другу, т. е. несовпадение

Вербальной и невербальной составляющих процесса коммуника-

ции);

•семантическом барьере (непонимание смысла, когда один из об-

Щающихся использует непонятный жаргон, придает словам свой

смысл):

Говорят, был такой случай: в суде разбиралось дело о причинении

Тяжких телесных повреждений. История дела такова. На стройку при-

Шел работать выпускник средней школы, мальчик из интеллигентной

Семьи, не имевший представления о специфике отечественного строи-

Тельства. Его поставили в подручные к опытному рабочему. Требова-

Лось выпрямить стойку у балконного ограждения. Рабочий дал под-

ручному кувалду, сам поддел ломом стойку и приказал: ≪Бей по

ребру!≫. О других ребрах, кроме ребер человека и, может быть, живот-

Ного, молодой подручный не имел представления. Не поняв смысла,

он буквально, в своем понимании, воспринял приказ, и ≪неумышленно

нанес тяжкие телесные повреждения рабочему≫ —кувалдой по ребрам;

•стилистическом барьере (несоответствие содержания и стиля,

Формы изложения: высоким стилем —об обыденном и наоборот,

Низким стилем о возвышенном). Можно выделить и другие сти-

ли: например, есть еще научный стиль изложения и обыденный:

На собрании практиков —строительных и дорожных прорабов — проводится презентация научной разработки —нового отбойного мо-

лотка. После глубоко научного доклада слушатель задал вопрос: ≪Мо-

лоток не сильно трясет?≫. Ученый-разработчик не понял вопроса. Бо-

Лее опытный представитель науки перевел вопрос на понятный

научный язык: ≪В какой степени одна из важнейших характеристик

Установки —вибрационная константа —соответствует условиям при-

Менения, исключающего негативное воздействие виброфактора на ис-

полнителя?≫ Ученый докладчик понял и ответил: ≪В результате про-

Веденных экспериментов удалось выяснить, что частотная амплитуда

Среднеквадратичной погрешности отклонения рабочей поверхности от

Мнимой геометрической оси совпадает с математическим ожиданием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.016 с.)