Включая такие качества, как экстра- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включая такие качества, как экстра-



Версия, интроверсия, эмоции, рацио-

Нальность, коллективное бессозна-

Тельное и т. д.

Тип личности как сочетание четырех

Характеристик

Поведение определяется типом

Темперамента

Экстернальность и интернальность

Как факторы поведения

Поведение зависит от весомости,

Придаваемой собственным интересам

В сравнении с интересами другой

Стороны

Поведение зависит от статуса и роли,

Устанавливаемой личности группой

(белая ворона, черная овечка, лидер,

Принятый, козел отпущения, шут

И т. п.)

Поведение прогнозируется на основа-

Нии 16-факторного (Кетелл) или

Иного профиля, портрета личности

То же

Менеджмент,

ОП

Психология,

Управление

Персоналом,

ОП

То же

То же

Социальная

Психология,

УП, ОП

То же

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

•метод наблюдения (внешнего), состоящий в преднамеренном,.

Систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии

Внешних проявлений психики человека. Метод требует значи-

тельного времени, специальной подготовки и трудоемок;

•метод самонаблюдения (интроспекции) —наблюдение человека

За собственными психическими проявлениями. Обычно выводы,

Которые делает человек на основе самонаблюдения, субъективны,

Неадекватны и могут использоваться для анализа самооценки и

для ее сравнения с мнением окружающих;

•многочисленная группа личностных опросников, или тестов, по-

Зволяющих определить различные свойства и качества личнос-

Ти, такие как темперамент, характер, интеллект, склонность к

Творчеству, мотивы поведения, ценностные ориентации, факто-

Ры, влияющие на поведение, и т. п. Эти опросники выявляют сто-

Роны личности с помощью анализа и группировки ответов испы-

туемого на вопросы или утверждения. Ответы обычно имеют

форму меню, т. е. требуется выбрать один из вариантов предус-

мотренных ответов. Поскольку ответы дает сам опрашиваемый,

Постольку получаемые данные содержат значительный элемент

Субъективизма; на качество ответов влияют и психологическое

Состояние опрашиваемого во время опроса, и степень фактиче-

Ского знакомства с ситуацией, поведение в которой предлагается

охарактеризовать;

•проективные методы, основанные на выводах психологической

Науки о том, что сознательно или неосознанно субъект переносит,

Проектирует свои психологические свойства, состояния на внеш-

Ние объекты, что отражается в интерпретации им того или иного

Стимульного материала. Профессиональный психолог, психоана-

Литик или психотерапевт в состоянии распознать за теми ассоци-

Ациями, которые вызывает у субъекта стимульный материал

(кляксы, картинки и т. п.), особенности его личности, мотивов,

Ценностей, работу подсознания. При использовании данных ме-

Тодов присутствие опытного профессионала в области психоло-

гии обязательно;

•социометрия —метод психологического исследования межлич-

ностных отношений в группе с целью определения структуры

Взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в том числе

Выявления неформальных лидеров, психологической совмести-

мости. Есть группа тестов для определения социально-психоло-

Культура управления 155

Гического климата в группе, отношения к лидеру, к руководите-

лю, для выявления стиля руководства;

•методы анкетирования, интервью, бесед, позволяющие полу-

Чить информацию путем ответа на письменные или устные во-

Просы специалиста. Данные методы широко применяются в сис-

Теме маркетинга, при необходимости выявления отношения к

труду (например, ≪Анкета об имеющихся и желаемых полномо-

чиях≫), в различного вида социологических исследованиях и

Требуют участия специалистов для разработки программы ис-

Следования, для его организации, проведения и последующей

Интерпретации результатов.

Существенным фактором выбора того или иного метода, теста явля-

Ются его валидность (соответствие тому, для чего он предназначен; тест

Определяет именно то, что и должен) и надежность (тест позволяет по-

Лучать одни и те же результаты, независимо от количества опрашивае-

мых и контингента). Многие простые по содержанию и обработке ре-

Зультатов популярные тесты не проходят проверку на валидность и

Надежность и не могут использоваться в сфере управления персоналом.

Ж. Годфруа99 указывает на то, что против личностных опросников

Вообще было выдвинуто много обвинений. Подчеркивалось, что нет

Убедительных доказательств их надежности и валидности,100 многие

Пункты имеют очень общий характер, испытуемый часто подпадает

Под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяю-

щего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мне-

Нию, ждет ученый. На результаты тестирования влияют усталость и

Беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуе-

мого, нарушают его ≪прайвеси≫. Доступность тестового материала по-

Зволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, по сути, фальсифици-

руя результаты. Многим известны приемы ≪обмана≫ тестов, считается,

что можно обмануть даже тест ≪Полиграф≫, более известный как ≪Де-

тектор лжи≫.

Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно

Рассматриваться только как вспомогательное средство в определе-

Нии качеств человека, использование тестов возможно только в паке-

тах, ≪в батареях≫, когда данные, полученные одним способом, прове-

Ряются при применении другого способа, теста.

Отдельную группу образуют профориентационные тесты: если для

Использования личностных опросников на этапе профотбора или пе-

ремещения работника требуется предварительное представление о

Требуемых качествах и свойствах, а личностные опросники помогают

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Установить наличие качеств, то профориентационные тесты помогают

Определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый имеет рас-

Положенность.

Министерство труда США разработало ≪Словарь профессий≫, в ко-

тором рассмотрены основные особенности и требования к работникам

По 40 тысячам профессий, и первый уровень профессионального раз-

Деления —это предмет деятельности. Таких предметов деятельности

Может быть несколько: документы, люди, материальные объекты.

По пяти направлениям деятельности позволяет выявить ориентацию

Школьников дифференциально-диагностический опросник Е. А. Кли-

Мова, широко используемый в нашей стране. На основе выбора из 20

Пар утверждений делается вывод об ориентации человека на такие виды,

Сферы или объекты деятельности, как природа, техника, человек, знако-

Вая система (знаковый образ), художественный образ. Этот тест приво-

Дится практически во всех сборниках тестов.

В работе псковских психологов101 приводится переведенная с не-

мецкого языка и доработанная ими методика ≪Структура интересов≫

В. Хеннинга, позволяющая определить ориентацию человека на такие

Виды деятельности, как экономика, психология, физика, мораль, поли-

Тика и другие, всего 17. Вероятно, ввиду сложности и неоднозначнос-

Ти содержания предпринимательства, расположенность к этому виду

Деятельности не диагностируется профессиональными, валидными и

Надежными тестами, зато часто фигурирует в популярных (примитив-

Ных) тестах.

Поскольку проблемы правильного выбора профессии и планирова-

Ния карьеры являются жизненно важными для каждого человека, ис-

Следование состава и выявление подходящих качеств для занятий тем

Или иным видом деятельности будут постоянно в центре внимания

Специалистов. Кроме того, эта работа в принципе не может быть завер-

Шена, поскольку развитие человечества связано с отмиранием устарев-

Ших и появлением новых профессий и специальностей.

Потенциал личности

В социологии труда рассматривается категория трудового потенций-

Ла человека, определяющая возможности и эффективность его участия

В экономической деятельности (это понятие рассматривается также и

в учебнике ≪Основы управления персоналом≫102). Потенциал —зало-

Женные потенции, возможности к выполнению тех или иных функций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.028 с.)