Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные параметры риторического эскиза речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вышеизложенные параметры риторического анализа такжеиспользуются и при составлении риторического эскиза (предварительного плана) собственной речи. Естественно, здесь нет необходимости выведывать чужие тайны, да и сравнивать свою, пока еще только замышляемую, речь с чьей-то чужой не всегда возможно (особенно если ее и нет). Поэтому перечень параметров риторического эскиза (по сравнению с риторическим анализом) можно сократить. Заодно имеет смысл изменить сам порядок действий - с индуктивного порядка, что необходимо при работе с доселе незнакомым информационным массивом - исследования частностей с переходом на их основе к общему выводу. На дедуктивный порядок, что естественно при создании собственного речевого текста - формулирование общего замысла с последующим оснащением его вытекающими из его сути служебными деталями. При работе над риторическим эскизом предпочтительна следующая очередность операций: · определение общей цели речи: зачем я буду выступать? · установление конкретной цели речи: что я буду говорить? · прогноз речевой ситуации и, прежде всего, социального состава слушателей, их интересов и психологических свойств: перед кем я буду выступать? · определение смысловой структуры речи · расположение (иерархизация) идей · подбор средств речевой выразительности– создание системы образов, адекватных высказываемым идеям. Яркий образ, введенный в сознание слушателей, облегчает не только восприятие (понимание) идеи, но и ее усвоение, согласие с ней, а также ее запоминание. Ораторов давно занимает вопрос о том, следует ли обязательно писать полный текст речи или же можно ограничиться конспектом или даже планом. Здесь все зависит от объема выступления, его структурно-тематической сложности, функционального вида речи. Существенное значение имеет и требовательность аудитории, ее вкусов (одни слушатели терпеть не могут ораторов, читающих по бумажке, другие относятся к ним вполне дружелюбно). Свою роль играют также традиции различных речевых сред и речевых ситуаций (одно дело – вузовская лекция и другое – митинговая речь). Сказывается и зависимость от таких факторов, как характер мотивации речевого действия для выступающего и для слушателей, степень стихийности и экспромта и, разумеется, опыт и психологические свойства самого оратора (прежде всего память, гибкость мышления, уверенность в себе). В любом случае, отсутствие рабской зависимости от конспекта расценивается как один из показателей ораторского мастерства и высокой культуры речи. Одна из наиболее рациональных форм записи речи – внутренний конспект, т.е. полный текст выступления с выделенными при помощи подчеркивания или пометок на полях опорными словами. Эти слова – смысловые центры информационных блоков – прочно ассоциируются в сознании оратора со всем содержанием этих блоков: достаточно бросить взгляд на бумагу – и все сразу всплывает в памяти. Опорные, или ключевые слова можно уподобить телеграфным столбам, несущим провода – содержание всей речи. К числу неоспоримых достоинств внутреннего конспекта относится универсальность – его можно применять для записи любых функциональных видов речей и использовать в любой речевой ситуации. Оратор, положивший на трибуну пачку исписанных страниц и почти не заглядывающий в них, производит на публику вполне благоприятное впечатление. С накоплением ораторского опыта способность к анализу чужих речей и синтезу собственных переходит в почти автоматический навык, но основные параметры этих действий остаются неизменными. ___________________________________
Вопросы для повторения: 1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах? 2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в его эскизе (предварительном плане)? 3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий? 4. Топы - это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика? 5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется? Чат:
В течение 15 минут обсудите значение и специфику поиска, обработки и структурирования речевого материала для различных прогнозируемых речевых ситуаций, а также проблему использования скрытых (резервных) тем и пассивного тематического фонда при изменении речевой ситуации. Тренировочные задания:
1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются: а) число элементарных отрезков – «колен» графа; б) число ветвей в точке выбора; в) радиус возможного возврата к точке выбора? 2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами (с греч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа? 3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t° пл. 659, 8°С, t° кип. 2500°С. В соединениях трехвалентен. 4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления. 5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами? Практикум: Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи: 1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат. 2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям. 3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией: а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления; б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы; в) выбора новой темы из данного веера. 4. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы: а) в данной речи; б) в последующей дискуссии по данному выступлению; в) в других речах и дискуссиях по ним. 5. Какие топы и почему были использованы: а) при формировании веера тем; б) при выборе предпочтительной темы из готового веера? 6. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)? 7. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов? 8. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест: а) дружественные; б) недружественные; в) нейтральные; г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории? 9. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если: а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме; б) проявят возрастающий интерес; в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону? 10. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.
Вопросы для краткого эссе: 1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления? 2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него? 3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала? 4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации? 5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его? 6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы? 7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления? 8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи? 9. Дедукция и индукция: когда что применять? 10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности? Контрольный тест: 1. Эскиз речи: а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи; б) предварительный план выступления; в) структурно-смысловой каркас темы; г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь. 2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило: а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала; б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки. 3. Ранжирование элементов речевого материала: а) определение их подлинного смысла; б) определение порядка их изложения в выступлении; в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления; г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей; д) оценка их достоверности. 4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти: а) необходимый набор фактов; б) необходимый набор логических операций; в) оптимальные средства речевой выразительности; г) оптимальный вариант развития темы; д) оптимальный вариант расположения речевого материала. 5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется: а) пределом терпения слушателей; б) исчерпанностью темы смыслового блока; в) психоэмоциональными факторами. 6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями: а) в начале речи; б) в середине; в) в конце. 8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 9. Топы помогают найти: а) оптимальное развитие темы; б) оптимальное расположение смысловых квантов; в) средства эмоционального воздействия на слушателей; г) средства адекватного выражения идей. 10. Топы отражают: а) задачи оратора по обработке речевого материала; б) специфику конкретной цели выступления; в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений; г) художественный вкус оратора; д) запросы аудитории. 11. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах: а) эмоционально-художественных; б) научных; в) агитационных; г) юридических. 12. Топ «шутка» позволяет: а) поднять настроение слушателей; б) сменить тему; в) безопасно высказать что-то весьма серьезное; г) уйти от слишком прямой формулировки; д) отбиться от назойливых расспросов. 13. Вступление любой речи имеет цель: а) познакомить слушателей с темой речи; б) отвлечь их от посторонних мыслей; в) сконцентрировать их внимание на теме выступления; г) ввести самого оратора в рабочее настроение; д) дать оратору возможность изучить аудиторию. 14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет: а) экономия времени; б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации; в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей. 15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда: а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации; б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором; в) речь коротка и эмоционально ярка; г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга. 16. Основная часть любой речи: а) дает главный массив информации; б) дает основания для выводов; в) дает сами выводы; г) содержит в себе общую речевую цель выступления. 17. Заключение любой речи: а) дает выводы выступления; б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части; в) дает эмоциональную «накачку» аудитории; г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей; д) предупреждает выпады оппонентов. 18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование: а) рассказа о фактах как речевого события; б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа; в) оценки важности этих фактов оратором; г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам; д) степени первичности сообщенных оратором фактов. 19. Композиционный анализ позволяет выявить: а) стремление автора сделать свою речь красивее; б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону; в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов; г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений. 20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа: а) применением индукции вместо дедукции; б) применением дедукции вместо индукции; в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала; г) меньшим их числом; д) изменением очередности операций; е) сохранением их очередности; ж) прогностическим характером исследования.
Раздел №3 ____________________________
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |