Говорю вам: весь воздух выпью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорю вам: весь воздух выпью



И кометой вытяну язык!»

а) синекдоха;

б) гипербола;

в) антономасия;

г) метафора;

д) парадокс.

5. «А это – старая ветла,

Она весь век здесь прожила,

Не надоест ей никогда

Пруда зеленая вода».

а) сравнение;

б) метафора;

в) аллегория;

г) литота;

д) олицетворение;

6. «В нем страсти вспыхнули острó

И он не колебался,

И принял черное перо

И кровью расписался».

а) гипербола;

б) перифраза;

в) метафора;

г) ирония;

д) эпитет.

Был звон мечей и топот конский

И с тонким звоном, как пчела,

В зловещий крест глазниц тевтонских

Летела русская стрела».

а) олицетворение;

б) сравнение;

в) метонимия;

г) метафора,

д) перифраза.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

Теперь здесь гранитные плиты, –

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты».

а) сравнение;

б) метонимия;

в) парадокс;

г) олицетворение;

д) метафора.

9. «Сабля б звенела да седлал коней рассвет –

Лучше казацкой судьбы на свете нет!»

а) перифраза;

б) оксиморон;

в) метафора;

г) намек;

д) эвфемизм.

Какая мудрая супруга

В часы любовного досуга

Вдруг вам захочет доказать,

Что 2 и 3 совсем не пять…»

а) гипербола;

б) парадокс;

в) намек;

г) ирония;

д) шутка.

11. К функциям риторических фигур относятся:

а) создание образов;

б) структурирование речевого материала на микроуровне;

в) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;

г) ценностное ранжирование идей;

д) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.

12. «Не раз утопал я в болоте,

Не раз замерзал я на льду…»

а) период;

б) повтор;

в) градация;

г) анафора;

д) эпифора.

13. «Или сразу не разберешь –

Плох он или хорош…»

а) риторический вопрос;

б) градация;

в) антитеза;

г) обращение;

д) риторическое восклицание.

14. «Хотел бы в рай, да грехи не пускают».

а) пословица;

б) изречение;

в) поговорка;

г) прибаутка;

д) афоризм.

15. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

а) пословица;

б) афоризм;

в) изречение;

г) поговорка.

16. Функциональный стиль:

а) набор определенных речевых средств;

б) особая манера изложения;

в) особый образный склад языка;

г) язык особой сферы жизнедеятельности общества.

17. Художественный стиль характеризуют:

а) лаконизм;

б) однозначность;

в) образность;

г) использование штампов;

д) гибкость;

е) эмоциональность;

ж) стандартность.

18. Эвфемизмы позволяют:

а) сделать речь красивее, литературнее;

б) избежать взаимного пережога нервов;

в) блеснуть высокой речевой культурой;

г) создать почву для конструктивного взаимодействия с не слишком ярыми оппонентами;

д) создать оратору положительный имидж в глазах публики;

е) замаскировать негативные явления;

ж) найти в оппоненте положительные черты.

19. Употребление дисфемизмов и ярлыков приводит:

а) к усилению взаимной неприязни;

б) уточнению взаимных оценок;

в) улучшению имиджа оратора в глазах единомышленников: «вот я, какой боевой!»

г) разоблачению коварной сущности оппонентов;

д) сбору сторонников под единое знамя для борьбы с общим врагом;

е) политическому просвещению народа;

ж) порче духовной атмосферы во всем обществе;

з) осознанию остроты ситуации.

20. Лучший способ борьбы с ярлыками:

а) замена их на эвфемизмы;

б) игнорирование;

в) переосмысление и переоценка;

г) сочинение ответных ярлыков;

д) оценка со стороны.


Раздел 4.

______________________________

Подготовка к выступлению - внеречевой инструментарий ораторского искусства

 

Содержание данного раздела определяется изложением основных проксемических качеств оратора, проксемических приемов изложения материала и проксемических риторических фигур как первоосновы установления психологического контакта оратора с аудиторией. Речь идет о технологиях самооценки и психологической самонастройки оратора - в том числе посредством репетиции (предварительного «прогона») устного выступления. А также о значении ораторского голоса, его свойств и методах тренировки. Роли мимики и жестов, борьбе с маньеризмами. Важное место отводится изложению основных правил «эфирной» риторики и ее специфика как адресата речи.

Изучив данную тему, студент должен знать:

· основные приемы проксемики (психологического контакта оратора с аудиторией) с учетом специфики различных адресных групп слушателей.

· методику и инструментарий оптимальной самооценки и психологической самонастройки оратора;

· значение репетиции устного выступления как необходимого условия ораторского успеха

· важнейшие качества ораторского голоса и методы их тренировки;

· основные правила владения мимикой и жестами;

· специфику теле-радио-риторики и правила выступления в эфире -

Изучив данную тему, студент должен уметь:

· чувствовать психологический настрой аудитории и отдельных адресных групп слушателей и адекватно реагировать на него с целью установления психологического контакта с адресатом речи;

· правильно оценивать и настраивать себя;

· рационально и эффективно репетировать устные выступления;

· развивать свои голосовые качества и оптимально использовать их;

· владеть мимикой и жестами в рамках ораторского артистизма;

· выступать на радио и телевидении и учитывать специфику восприятия и оценки информации «эфирными» слушателями.

 

Изучив данную тему, студент должен приобрести необходимые навыки и умение:

· налаживать психологический контакт и уверенно говорить в различных речевых ситуациях;

· регулировать свое психологическое состояние с учетом импульсов, исходящих от аудитории;

· правильно реагировать на изменения и обострения речевой ситуации;

· репетировать устные выступления, применяя наработанные в этой области методики;

· оптимально тренировать и эффективно использовать свой голос;

· «играть роль», т.е. владеть ораторским артистизмом, эффектно пользоваться мимикой и жестами, речевыми паузами;

· комфортно чувствовать себя при выступлении в эфире - без синхронного обратного контакта со слушателями.

 

Правила-детерминанты психологической защищенности

И устойчивости оратора

 

Эффективное взаимодействие со слушателями, налаживание гармоничного диалога с ними немыслимо без установления психологического контакта между оратором и публикой, создающего основу доверия между участниками речевого действия и в немалой степени помогающего преодолению фильтров сознания – естественных критических механизмов человеческой психики. Установление психологического контакта – главная задача проксемики – искусства сближения оратора с публикой, занимавшего умы еще античных мастеров красноречия.

Как уже отмечалось, основными качествами оратора, способного войти в контакт с аудиторией, являются обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность и заинтересованность предметом речи. Атакже следование основным законам риторики, умение применять специфические приемы изложения материала, и особые (проксемические) риторические фигуры.

Необходимым условием налаживания контакта является изучение аудитории (речевой среды выступления) с ее речевыми ожиданиями, психологическими особенностями и, прежде всего – параметрами адресных групп (тех, к кому в первую очередь апеллирует оратор).

Следует заметить, что сколь бы высокой ни была степень достигнутого контакта, всегда существует возможность психологического сбоя или срываодной из взаимодействующих сторон, а то и обеих. И если за чужое поведение отвечать трудно, то контролировать свое собственное во всех штатных и нештатных поворотах речевой ситуации – прямая обязанность оратора. «Учитесь властвовать собой» - этот совет Евгения Онегина Татьяне Лариной для него также жизненно важен.

Проблема психологической подготовки оратора включает в себя множество частных задач, определяемых конкретикой речевой ситуации. Диапазон их довольно широкий - от желания покорить, «завоевать» публику до элементарного сбережения собственных нервов. Главное при этом – сформировать необходимую самооценку и оптимальную психологическую самонастройку с тем, чтобы преодолеть волнение, страх, застенчивость.

Оратор должен, прежде всего, привить себе твердую положительную самооценку, вжиться в роль лидера, активной стороны речевого процесса. Даже если в жизни он «заяц», то на трибуне должен становиться «львом», как бы ни вела себя публика. Здесь весьма полезны различные методы самовнушения, но главное – психологическое освоение не только речи как таковой во всех ее аспектах, но, прежде всего своей речевой, а для профессионального оратора – и социальной роли.

Задаваясь целью стать тем, кем оратор желает стать на трибуне, он принципиально игнорирует все сомнения и препятствия, стремится выступать в нарочито сложных ситуациях, что практиковали еще древние греки. Особенно важным моментом, как показывает практика, является критерий психологической оценки собственного выступления, составляющий основу взаимоотношений оратора и публики во всех, и, прежде всего, в психологически осложненных речевых ситуациях. Здесь, собственно, речь идет об оценке оценки выступления оратора слушателями. Правильное отношение к этой оценке – залог сохранения психологической устойчивости и крепких нервов.

Задача состоит в том, что любую свою удачу в глазах слушателей оратор заранее готов воспринять как плюс, а любую неудачу – как нуль. Это можно сравнить с работой воздушного клапана или электрического диода, пропускающего ток только в одну сторону.

Уместно также сравнение с охотой. Если оратор представляет себя в образе охотника, идущего на медведя, где роли сторон взаимообратимы, тогда в случае явного провала психологическая травма ему обеспечена.

Для многих чувствительных людей первая же неудача на публике становится концом их ораторской карьеры - источником длительной депрессии и обиды. Либо на публику («глупцы, не поняли меня – я же им добра хотел!»), либо на себя («я мнил себя орлом, а оказался воробьем…»).

Этой неприятности избежит только тот, кто перед выступлением сумеет втолковать себе, что он – охотник на тетерева, которому в случае промаха грозит потеря патрона, но отнюдь не жизни. Этот принцип, который образно можно именовать «правилом тетерева», помогает сохранению душевного спокойствия, рабочей формы и здоровья оратором любого профиля.

Для практического усвоения этого «правила»необходимо внедрить его себе в сознание по двум каналам. Первый – рациональный: следует иметь в виду, что явный успех публичной речи (бурные аплодисменты, переходящие в овацию) – это редкое исключение, если не работа специально подготовленной группы поддержки. Нормой же для незнакомого публике оратора являются настороженность и скепсис, особенно в речах митинговых, аргументирующих: «это что еще за птица прилетела нас жизни учить!».

Такое отношение и должно быть принято оратором в качестве неизменной исходной реакции слушателей. Далее он должен, применяя все доступные ему приемы проксемики, постараться завоевать доверие слушателей, не ожидая заведомых чудес.

Следует учесть, что успех выступления – это вовсе не обязательно положительная реакция более чем половины аудитории. Подчас всего несколько процентов могут стать равносильными победе. Кроме того, первоначально негативная реакция на произносимую речь может несколькими минутами позже (часами или днями) смениться положительной реакцией («а может, он был-таки прав?»).

Второй канал психологической защищенности (устойчивости) оратора – самовнушение. Перед выступлением следует 10-12 раз повторить себе: «любой успех обрадует меня, но никакая неудача не обескуражит. Страх перед публикой – абсолютная бессмыслица!». Вскоре вслед за этими словами, произнесенными твердым, ровным голосом, появится и вера в них, а со временем этот принцип станет частью натуры, столь же естественной, как для шофера привычка 2держать баранку».

Также можно использовать для самонастройки различные приемы психотренинга и адаптированной йоги, благо в соответствующей литературе ныне нет недостатка, и львиная доля приводящихся там медитационных упражнений посвящена как раз искусству психического расслабления и сосредоточения внимания на поставленной задаче. При некотором навыке достаточно 5-10 секунд, чтобы пройти из обычного «бытового» состояния в «рабочее». Подобно тому, как учитель и ученики в школе, преподаватель и студенты в вузе несколько секунд спустя после звонка входят в состояние, соответствующее режиму учебы.

Контакт с аудиторией осуществим только в особом состоянии сознания, когда все внимание оратора и слушателей поглощено речью как своего рода священнодействием. Оратор входит в это состояние сам, а затем вводит в него аудиторию в процессе чтения вступления речи. Читать и слушать речь в обычном состоянии сознания – все равно, что «забивать гвозди подушкой».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.048 с.)