Трудовой потенциал предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой потенциал предприятия



Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет со­бой предельную величину возможного участия работников в производствес учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых ор­ганизационно-технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов от­дельных работников. Уже само объединение работников в единый и пла­номерно организованный процесс труда порождает эффект коллективно­го труда, который превосходит сумму сил работников, действующих ин­дивидуально.

Таким образом, если совокупность физических и духовных способнос­тей человека является основой трудового потенциала личности, то про­изводительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива предприятия.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональ­ных, профессиональных и других характеристик групп работников и от­ношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и орга­низационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потен­циал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в со­держании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.

Квалификационная структура определяется качественными измене­ниями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отража­ет, прежде всего, изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выраже­ние в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высо­кой степени удовлетворенности работников своим трудом.

Организационная составляющая трудового потенциала во многом определяет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций непосредственно связана с эффективным использованием трудового по­тенциала.

 

Трудовой потенциал общества

Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирую­щий совокупные способности к общественно полезной деятельности тру­доспособного населения, представляет собой конкретную форму мате­риализации человеческого фактора, показатель уровня развития и грани­цы созидательной активности трудящихся масс.

В количественном отношении общественный трудовой потенциал ха­рактеризует возможности общества по привлечению к общественному труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, до рабочего и после рабочего возрастов). В качественном отношении трудо­вой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людь­ми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.

Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социально-экономиче­ские условия формирования личности.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик совокуп­ной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к тру­ду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплиниро­ванности, инициативности, организаторских способностей и др.).

При определении величины потенциала и его использования важно правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показате­ля объема применяется численность, а показателя использования - человекочас.

Применительно к предприятию величина трудового потенциала опре­деляется по формуле:

Фп = Фк- Тн. п., или

Фп= Ч-Д • Тсм, где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия;

Ч — численность работающих человек;

Д — количество дней работы в периоде;

Тем — продолжительность рабочего дня, смены, часы.

В общем, виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

где ФП. общ. — потенциальный фонд рабочего времени общества, часы;

— численность населения по группам, способного участвовать в

общественном производстве (і= 1, 2,..., т); т — число групп населения;

Тр — законодательно установленная величина времени работ по груп­пам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

 

Таблица 2.4

Примеры характеристик трудового потенциала

 

 

 

 

Компоненты трудового потенциала Объекты анализа и соответствующие им показатели
человек предприятие общество
       
Здоровье Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за бо­лезней Потери рабочего времени из-за болез­ней и травм. Затра­ты на обеспечение здоровья персонала Средняя продолжи­тельность жизни. Затраты на здраво­охранение. Смерт­ность по возрасту
Нравствен­ность Отношение к окру­жающим Взаимоотношения между сотрудника­ми. Потери от кон­фликтов. Мошенни­чество Отношение к инва­лидам, детям, прес­тарелым. Преступ­ность, социальная напряженность
Творческий потенциал Творческие способ­ности Количество изобре­тений, патентов, ра­ционализаторских предложений, но­вых изделий народ­ного работающего. Предприимчивость Доходы от авторс­ких прав. Количест­во патентов и меж­дународных премий на одного жителя страны. Темпы тех­нического прогресса
Активность Стремление к реализации способ­ностей. Предприим­чивость
Организован­ность и ас-сертивность Аккуратность, ра­циональность, дисци­плинированность, обязательность, по­рядочность, добро­желательность Потери от наруше­ний дисциплины. Чистота. Исполни­тельность. Эффек­тивное сотрудни­чество Качество законода­тельства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение догово­ров и законов
Образование Знания. Количест­во лет учебы в школе и вузе Доля специалистов с высшим и средним образованием в об­щей численности ра­ботающих. Затраты на повышение квали­фикации персонала Среднее количество лет обучения в шко­ле и вузе. Доля зат­рат на образование в госбюджете
Профессио­нализм Умения. Уровень квалификации Качество продукции. Потери от брака Доходы от экспорта Потери от аварий
Ресурсы ра­бочего вре­мени Время занятости в течение года Количество сотруд­ников. Количество часов работы за год одного сотрудника Трудоспособное на­селение. Количест­во занятых. Уро­вень безработицы. Количество часов занятости за год

Потенциал человека

 

 

Природные способности

Обучение

Воспитание

Жизненный опыт

 

 

Рис.2.3. Соотношение понятий: потенциал человека, трудовой потенциал, человеческий капитал, рабочая сила.

Качество населения страны и персонала предприятия

Основой трудового потенциала человека является его потенциал как личности. Соответственно, трудовой потенциал государства, региона, предприятия формируется на основе потенциала населения страны. Ис­ходя из этого, можно оценивать качество населения; качество трудового потенциала страны (региона); качество персонала предприятия; качество профессионально-квалификационных групп и качество отдельного ра­ботника.

Качество любого объекта или процесса может быть установлено толь­ко по отношению к некоторому эталону, который характеризуется нор­мами, стандартами, требованиями и т. п. Из этого следует, что качество населения страны характеризуется степенью его соответствия рекомен­дациям и нормативным документам международных организаций, а так­же социальным нормам, определяемым традициями и обычаями страны.

Для оценки качества населения могут быть использованы показатели, применяемые при расчете индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

При анализе качества трудового потенциала страны и региона основ­ное внимание обычно уделяется характеристикам образования и профессионализма.

На уровне предприятия качество трудового потенциала целесообразно обсуждать как качество персонала. Это понятие можно определить сле­дующим образом: качество персонала — степень соответствия его харак­теристик требованиям, вытекающим из целей предприятия и условий его деятельности, а также требованиям общества к развитию человека и со­циальным отношениям.

В соответствии с приведенным определением, первый этап оценки качества персонала состоит в установлении эталонных требований к каждой группе сотрудников предприятия. Эти требования в общем слу­чае формируются по рассмотренным выше компонентам трудового по­тенциала: здоровье, нравственность, творческие способности, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм. Для каждого из этих компонентов качество персонала оценивается по формуле:

где Qі— качество персонала данной группы по і-му компоненту;

Uфі— фактическое значение i-ro компонента;

Uэі — эталонное значение i-ro компонента.

 

Анализ персонала предприятия в общем случае предполагает решение двух задач:

• оценку возможностей (потенциала) сотрудников и претендентов на
рабочие места;

• оценку результатов деятельности сотрудников.

Обе задачи решаются с позиций определения уровня качества, т. е. на основе сопоставления фактических и эталонных значений анализируе­мых показателей. Исходя из этого, при анализе персонала целесообразно использовать аппарат теории качества. В частности, могут быть опреде­лены показатели надежности и устойчивости персонала.

Надежность персонала — вероятность выполнения им заданных функ­ций в определенном интервале времени.

Устойчивость персонала — вероятность выполнения заданных функ­ций в определенном диапазоне условий труда. Устойчивость характери­зует «запас прочности» при изменении внешней среды, особенно при нестандартных ситуациях.

Таким образом, каждый из компонентов трудового потенциала явля­ется относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабоче­го времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую очередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование, профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.016 с.)