Профессионально-квалификационный аспект трудовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-квалификационный аспект трудовых ресурсов



Потребности общества в ресурсах труда и функционирующей рабочей силе можно рассматривать в трех направлениях: производственном, вос­производственном и личностном. Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требую­щих определенной профессионально-квалификационной специализации, и фактической численностью работников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекае­мой в производство рабочей силой соответствующего профессионально-квалификационного профиля. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающи­ми растущим потребностям работников.

 

2.3. Трудовой потенциал: понятие, структура и показатели

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как сово­купность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Таки­ми качествами обычно считают здоровье, природные способности, обра­зование, профессионализм, мобильность.

Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества.

 

Потенциал (экономиче­ский, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, со­бирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Таким образом, компоненты трудового потенциала должны характе­ризовать:

1)психофизиологические возможности участия в общественно полез-­
ной деятельности;

2)возможности нормальных социальных контактов;

3)способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

4)рациональность поведения;

5)наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;

6)предложение на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудо­вого потенциала:

здоровье;

нравственность и умение работать в коллективе;

творческий потенциал;

активность;

организованность и ассертивность (гармоничное объединение свойств личности);

образование;

профессионализм;

ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населения страны в целом.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно по­лезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) опреде­ляются качествами человека, как:

• специфического (трудового) ресурса и основы производства (качест­вами индивида как части населения);

• главной производительной силы и субъекта производственных отно­шений (качествами индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);

• члена общества (качества индивида как социально-формируемой лич­ности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятель­ности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизио­логической пригодности и профессиональной подготовленности к вы­полнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных ха­рактеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

—первый уровень, отражающий прошлое, т. е. представляющий собой
совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления
и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;

—второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

—третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой
деятельности работник не только реализует свои способности, но и при­
обретает новые навыки.

 

Трудовой потенциал работника

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал — способности и склонности чело­
века, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип
нервной системы и т. п.;

• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социаль­ной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласо­вания в развитии психофизиологического, квалификационного и лич­ностного потенциалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)