Воспитание правовой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание правовой культуры



Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Организуя работу со старшими дошкольниками по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для них виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Основными формами работы с детьми при этом являются: специально организованная учебная деятельность, включающая нравственные задачи; дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Решая задачи правового воспитания, педагог может использовать следующие приемы и методы:

- прием игровых упражнений. Например, «Назови права героев», «Чьи права нарушены?», «Выбери право», «Мои чувства», «Волшебный клубочек», «Загадывание желаний» и т.д.;

- прием визуализации учит дошкольников тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, например, закрыв глаза, дети представляют, что они доброе солнышко, которое дарит тепло своих лучиков всему живому на земле. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи;

- прием «постановка в позицию другого» дает возможность посмотреть на мир глазами этого человека;

- прием «погружения» позволяет ввести ребенка в конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа;

- продуктивный метод – создание рисунков, альбомов, символов, изготовление плакатов, газет, эмблем и пр.;

- метод наблюдения. Дошкольникам предлагается понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот метод способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу;

- проблемно-поисковые методы. К ним относятся разгадывание ребусов, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, кроссвордов.

Формирование культуры поведения

Формирование культуры поведения дошкольника – одна из актуальных и сложнейших проблем. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его жизнью.

Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог должен гибко распределять содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня.

В формировании навыков культуры поведения особую роль играет способность понимать чувства других людей. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала, научиться сопереживать самым близким людям - родителям, педагогам, сверстникам. Умение педагога передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Педагог должен показывать детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает детям увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки.

Педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику, педагог побуждает активно проявлять заботу, радуется добрым поступкам детей. Учим испытывать чувства сопереживания действиям и состояниям других - знакомых и не знакомых ребенку существ. Это делает возможным эмоциональное познание сфер «Другие» и «Я сам». Для этого целесообразно использовать такие методы, как яркие образные описания, соответствующие наглядные пособия (картины, диафильмы, слайды и т.д.), которые дадут детям возможность не только представить, но и прочувствовать действия, поступки людей, разных существ, мотивы их действий и их последствия.

Педагог предлагает детям рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеется, плачет). Различать по выражению лица контрастные эмоциональные состояния (смех, гнев, слезы) и называть их, связывать эмоциональные состояния с определенными действиями и словами (упражнение: «Разложи картинки по общему эмоциональному состоянию героев»).

Важную роль играют задания и игры по формированию навыков культуры поведения. Рекомендуются игры - упражнения «Как бы ты поступил?», «За что бы я сегодня похвалил себя?». В старшей группе применяется прием рассматривания репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения. Примерные темы бесед: «Уроки вежливости», «Не забывай о друге», «Бабушкин праздник», «Дом, в котором ты живешь», «Чем можно порадовать маму?», «У нас в гостях бабушка», «Поищем и найдем волшебные слова», «Хочу быть как папа», «Мои добрые поступки». Темы для разговоров с детьми: «Что чувствует твой друг?» (Почему он огорчен? Ты спросил почему у него такой невеселый вид? Успокоил ты его и как?); «Что знаешь о себе?» (Как тебя зовут, сколько тебе лет? Где ты живешь? Что ты умеешь делать?). Педагог руководит процессом самопознания, постижения своей индивидуальности, неповторимости, учит строить взаимоотношения с учетом особенностей других людей, учит сопоставлять, сравнивать и оценивать свои поступки с поступками других людей.

Воспитание навыков культуры у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны детской деятельности (игровой, трудовой, самостоятельной, творческой, изобразительной и т. д.), которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие, социально ценные качества. Данный процесс не может быть ограничен лишь дошкольными организациями, участие в нем должна принимать и семья. Только совместные усилия помогут воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.

Экология

Экологическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в процессе повседневной жизни, организованной учебной и трудовой деятельности дошкольников. Из всех видов деятельности приоритет следует отдать углубленно-познавательной и обобщающей, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений и обеспечение процесса социализации личности ребенка.

Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Исследования показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе – это следствие недостаточных знаний детей о живых организмах (растениях и животных), которые, проявляя признаки живого – способность к питанию, дыханию, движению, росту, развитию, размножению, старению, гибели – тесно связаны со средой обитания в пределах определенной экосистемы (лес, луг, поле, водоем). Формирование первоначальных экологических понятий у дошкольников невозможно без понимания того, что человек является частью природы, и от его отношения и поведения зависит жизнь и существование других обитателей природы.

При ознакомлении детей с объектами живой и неживой природы педагог обращает внимание детей на то, как позитивное или негативное поведение человека в природе может решить «судьбу» реки, леса, растений, животных, как эти изменения отразятся на здоровье самого человека.

В беседе с детьми о лесных пожарах педагог задает вопрос: «Почему возникают пожары в лесу?». Дети называют несколько причин: брошенный окурок на сухую траву, не затушили костер туристы, молния во время грозы зажгла дерево. Педагог спрашивает: «Каковы причины пожара по вине человека? – дошкольники называют, после этого делают вывод, что каждый человек должен знать правила поведения в природе, формулируют эти правила:

- не разжигать костров на природе;

- не бросать окурки горящих сигарет;

- не бросать в местах отдыха стеклянные бутылки, банки, легковоспламеняюшие предметы, вещества (бензин, машинное масло).

Педагог, подводя итог беседы, дополняет ответы детей, сообщая им, что во время пожара гибнут не только деревья, но и животные. Восстановить лес можно только через десятки лет.

На примерах неправильного отношения человека к природным объектам можно проследить целый ряд изменений, которые могут привести к экологической катастрофе.

Во время организованной учебной деятельности воспитатель может предложить детям рассмотреть географическую карту природных зон Казахстана, пояснив, что карта окрашена в разные цвета. Какие? Зеленый – это леса, желтый – степи, оранжевый пустыни, коричневый – горы. Какого цвета больше на карте? Дошкольники отмечают, что больше желтого, оранжевого, коричневого цвета. Зеленого немного. А это значит что лесов на этой территории незначительно, поэтому их необходимо беречь.

Оказывается, говорит педагог, пустыни образовались в результате лесных пожаров, вырубки лесов.

Посмотрите картинки, фотографии на которых изображены виды пустынь. Здесь очень жарко днем, а ночью холодно. Растений почти нет, животных не видно, они спрятались от жгучих солнечных лучей.

Результатом необдуманной хозяйственной деятельности человека явилась катастрофическая судьба Аральского моря, расположенного на территории Казахстана.

Организуя учебную деятельность, педагог может начать беседу с детьми о данном море, показав удивительный рисунок, иллюстрацию или фотографию, на которой изображены пески, пустынная местность, где виднеются корпуса, мачты кораблей, засыпанные наполовину песками.

Такой прием привлечет внимание, заинтересует детей своим необычным сюжетом, вызовет много вопросов: Как корабли оказались в песках? Почему рядом с ними нет моря, воды? А где растения? Почему не летают птицы, если рядом море? и т.д.

Во время экскурсии к водоему (речке, роднику, озеру) педагог обращает внимание детей на красоту водной глади, птиц, которые кружат над водой, плавают на поверхности реки, озера, людей, которые ловят рыбу, плывут на лодках, т.д. С детьми воспитатель выясняет значение водоема для жизни человека, обращает внимание на то, что река (озеро) живет своей жизнью: в ней живут животные, растения. Воспитатель набирает воду из реки в прозрачную бутылку и предлагает рассмотреть, что находится в воде. Завершая беседу о воде, педагог подводит дошкольника к выводу, что реки, озера тоже требуют заботы со стороны человека, потому что загрязненные реки становятся источником болезней животных, человека. Как уберечь реку (озеро) от загрязнения? Дети предлагают правила:

- не бросать всякий мусор;

- не мыть автомашины у реки, озера;

- не стирать белье, так как порошок портит воду;

- не выливать в реку (озеро) грязную отработанную воду с завода, фабрики;

- не разрушать, засорять родники, питающие реку или озеро.

В зимний период на прогулках дети наблюдают такое явление как снегопад. Снежные сугробы на участке могут стать объектом исследования.

Первое - это толщина снежного покрова, его можно измерить линейкой, сделать отметку.

Второе – рассмотреть вертикальный срез снежного покрова и обратить внимание на слой, чередующейся темными полосками. Что это за полоски? Это грязный снег. Светлая полоса – свежий, чистый. Почему же снег стал грязным? Потому что эта грязь – ни что иное, как копоть, которая находится в воздухе. Если растопить снег, то можно увидеть сажу, плавающую на поверхности воды.

Большие города, где много дымящихся труб заводов, фабрик, котельных, печей домов, страдают нехваткой чистого воздуха. Кроме дымящихся труб воздух загрязняют автомашины, выбрасывающие выхлопные газы.

А можно ли уменьшить загрязнение воздуха? Педагог объясняет, что заводы, фабрики, ТЭЦ устанавливают специальные пылеуловители, автомашины контролируются работниками ГАИ за нормами выброса выхлопных газов. В осенний период не надо сжигать листья на улицах, в парках, скверах, лучше их закопать в почву. Город не будет «задыхаться» от дыма, а перегнившие листья станут хорошим удобрением для растений.

Дошкольникам необходимо дать представление о том, что все живое находится в тесной связи друг с другом, с неживой природой образуя экологическую систему. И если из этой сложной системы выпадет одно звено, то разрушается сама система.

Такую связь можно представить простой предметной моделью.

Педагог, используя аппликации различных растений, животных показывает на схеме, как связаны организмы между собой (цели питания).

Грибы ← насекомые ← птицы ← звери

Дошкольники в повседневной жизни наблюдают и принимают сами участие в природоохранной совместной деятельности со взрослыми, высаживая саженцы деревьев на улицах города, села; помогают очищать от мусора территории двора, высаживать декоративные растения на клумбах, цветниках.

Формирование экологического мировоззрения дошкольника возможно через все виды деятельности: игру, наблюдение, изобразительную, трудовую деятельность, экспериментирование, т.е. все, что развивает интерес к познанию природы, побуждает к охране растительного, животного мира, помогает выработать правильные формы поведения по отношению к окружающему миру.

Художественная литература

Значительное число произведений художественной литературы, мультфильмов содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.

У старших дошкольников уже имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, потребность в соблюдении установленных общественных норм и правил позволяют раскрыть дошкольникам примеры из детской литературы.

Восприятие художественного слова дает опыт погружения в мир, который «населён» разными по характеру и поведению героями. Процесс самосознания предполагает идентификацию ребёнка с персонажами художественного произведения: субъективное «проживание» поступков и ситуаций вызывает у него сильные эмоциональные реакции. Сочувствуя и сопереживая героям, ребенок принимает систему оценочных отношений, возникающих между людьми (одобрение, поддержка, уважение, восхищение – или неприятие, осуждение, насмешка, презрение); осваивает основные типы коммуникации и формы ее внешнего выражения (доброжелательность, открытость, приветливость – или осторожность, недоверие, насмешка, высокомерность, хитрость); воспринимает этические принципы (правдивость, искренность, уважение – или лживость, изворотливость, грубость, лесть) и др.

Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание ребёнка к социальному миру и предполагающей соблюдение ряда методических требований.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей важных социальных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Воспитателю необходимо подбирать художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Например, решая задачи социализации старших дошкольников можно использовать следующие детские художественные произведения: рассказы: Ибрая Алтынсарина «Чувство жалости сильнее боли», Льва Толстого «Лгун», «Два товарища», Константина Ушинского «Сила не право», Валентины Осеевой «Почему?», Николая Носова «Карасик»; стихотворения: Жараскана Абдирашева «Признание», Ануарбека Дуйсембиева «Дети земли», Кабдыкарима Идрисова «Мой край», Кадыра Мырзалиева «Белый камушек», Музафара Алимбаева «Уроки вежливости», Жаркена Бодешева «Яблоко», Сергея Баруздина «Бревно», сказки: казахские народные – «Ку-бала», «Находчивый визирь», «Бедняк Ахмед и несправедливые советники хана», «Хан и бедняк», серия сказок об Алдаре Косе,«Айога» (нанайская народная сказка), «Поспешишь – людей насмешишь» (польская народная сказка)и др.

Предлагаемые произведения для чтения детям позволят воспитателю проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как в специальной организованной учебной деятельности по художественной литературе, так и в целом, в процессе социализации личности. Вопросы по содержанию текста должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.

Например, воспитывая у детей культуру поведения, воспитатель читает стихотворение Музафара Алимбаева «Уроки вежливости» и, задавая вопросы, формирует социально-значимые качества личности, такие как ответственность, справедливость, заботу об окружающих близких ребенка.

Чтение художественных произведений должно проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух взаимопонимания. Общение детей, их интересная совместная деятельность в форме коллективного чтения помогают освоению понятий и выработке коллективных суждений.

При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических и нравственных представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе.

Задачи социализации личности ребенка возможно решить на основе проведения этической беседы о прочитанном. Беседа является эффективным методом систематизации нравственных представлений старших дошкольников при знакомстве с художественными произведениями. Содержание этических бесед составляют в основном жизненные ситуации, поведение героев произведения. Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли услышанное.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил?»

Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?»

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы. Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания. Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Например, воспитатель, прочитав детям, рассказ Ибрая Алтынсарина «Чувство жалости сильнее боли», и желая дать им, представление о скромности и любви к близким, задает вопрос: «Дети, почему мальчик Сеит не подавал виду, что ему больно, когда сломал ногу?» — «Потому что он не хотел расстраивать маму»,— отвечают дети и дают возможность воспитателю продолжить беседу о том, как нужно вести себя в разных ситуациях, чтобы не огорчать близких людей.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается рассказ или сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т. п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей по прочитанному материалу.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ Валентины Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Николая Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. В ходе специальной организованной учебной деятельности целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Особую роль в процессе познания социальных отношений играют фольклорные произведения (сказки, пословицы, поговорки, и др. жанры), посредством которых дети впервые погружаются в мир субъектных отношений. Дети знакомятся с литературными переработками фольклорных текстов, в которых обычно актуализирована морально-этическаясторона человеческих отношений.Например, в беседе о дружбе воспитатель приводит казахские пословицы, такие как «Дружба, что стекло, расклешь – не склеишь», «Жить без друзей, что есть пищу без соли», «Сила птицы – в крыльях, сила человека – в дружбе» и другие.

Социальную ценность тех или иных поступков героев, и, следовательно, воздействие на формирование оценки ребёнком собственной личности оказывает сказка.Например, казахские сказки «Ку-бала», «Находчивый визирь», «Бедняк Ахмед и несправедливые советники хана», «Хан и бедняк» учат детей проявлению находчивости, смекалки и мудрости, формируют уважительное отношение к людям труда. При чтении сказки «Бедняк Ахмед и несправедливые советники хана» важно обратить внимание детей на такие качества характера Ахмета как гостеприимство, щедрость, заботу о путниках. Используя серию сказок об Алдаре Косе, необходимо подчеркнуть смелость, ловкость героя, готовность прийти на помощь беднякам, просмеивая жадность, глупость, высокомерие богачей.

Сказка помогает определять («А как бы в этой ситуации поступил я?»). Мораль, соответствующая традициям народной культуры и исходящая из требований, предъявляемых к ребёнку обществом, является проводником социальных отношений.

Немалую роль в формировании нравственных чувств у детей, имеют разучиваемые с детьми стихотворения. Они развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Например, читая стихотворения Кабдыкарима Идрисова «Мой край», Кадыра Мурзалиева «Белый камушек» воспитатель помогает детям понять красоту родного края, окружающей природы. Чтобы ребенок не остался безучастным к красоте окружающего ему предлагают самому высказаться, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие и понимает ли ответственность за ее сохранение и приумножение.

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться — естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, восклицания, прыжки и хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего — все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам народных сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Казахские народные сказки», «Книги о человеческих качествах» и др. Воспитатели подбирают иллюстрации к произведениям, уже знакомым детям, организуют спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры, принимают участие в концертах.

Художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Но при этом воспитателю следует не забывать уделять внимание правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой. Старший дошкольник должен твердо усвоить правило обращения с книгой:

- береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

- после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;

- правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу или на полке;

- если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощью взрослого.

Примерный тематический план



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.038 с.)