Сезонные изменения в природе. Экскурсии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сезонные изменения в природе. Экскурсии



Изучение сезонных изменений в природе невозможно без умения осуществлять наблюдения, фиксировать их результаты, обобщать, делать выводы.

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, для которой требуется ряд умений: целенаправленно воспринимать объект или явление; выделять и принимать учебную задачу; определять способы наблюдения, выделять те свойства, качества, которые позволяют ее решать. Для того чтобы дошкольники научились наблюдать, воспитатель должен умело руководить этой деятельностью.

В каждом случае, в зависимости от сложности учебной задачи, воспитатель должен ориентироваться на уровень развития детей.

При отборе содержания для наблюдения надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное, новое в привычном, давно знакомом, ранее незамеченное. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В процессе наблюдений воспитатель поддерживает эмоциональный настрой. Для поддержания активности и заинтересованности у детей к данному наблюдению, решения учебной задачи воспитатель использует игровые моменты, вопросы в беседе, сам высказывает заведомо неверное предположение, привлекая детей к обсуждению, побуждая их к самостоятельному поиску верного решения.

Связи и зависимости «неживой» и «живой» природы особенно ярко выступают при ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Главное значение экскурсий, прогулок в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у них развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Осенью дети замечают, что день становится все короче и короче, а ночь длиннее. По утрам уже холодно, выпадает роса, над рекой стоит туман, чаще идут моросящие дожди, люди надевают куртки, плащи.

На прогулках, экскурсиях в разное время осени педагог организует наблюдения за изменениями в живой природе. Он обращает внимание на состояние деревьев и кустарников в различный период осени: ранний - листья еще не опали, пожелтели, но не полностью, трава стоит еще зеленой, цветут декоративные травянистые растения на клумбах, на огородах созревают овощи, в садах – фрукты; люди собирают урожай. В середине осени листва золотая, багряная: цветы уже увядают, трава подсыхает, желтеет, люди собирают урожай культурных растений: картофеля, корнеплодов свеклы, моркови. Эта пора «Золотой осени».

Последняя экскурсия в данное место организуется в пору поздней осени. Это время характеризуется первыми заморозками – утренниками. Птицы улетели на юг, а остались лишь зимующие, из леса переселились некоторые виды птиц поближе к жилью человека – здесь можно прокормиться, исчезли насекомые. Деревья стоят без листвы, зелеными остаются лишь сосны, ели.

На водоемах появляется береговая кромка льда. Природа приготовилась к холодной зиме.

Такая методика организации наблюдений за сезонными изменениями в природе позволяет проследить за динамикой природных явлений, показать красоту, пышность этого времени года.

Наблюдения дают возможность раскрыть перед детьми несложные связи, существующие между явлениями в живой и неживой природе.

Такие связи хорошо отражены в народных приметах. Например, гром в сентябре предвещает теплую осень. Красный закат - к сухой погоде. Облака идут низко – скоро похолодает. Ласточка летает низко – к дождю.

Наблюдения за поведение птиц в осенний период дают возможность сформировать такие понятия как «перелетные», «зимующие» птицы. Педагог в беседе с детьми подводит их к решению важного вопроса: «Что является причиной отлета некоторых птиц на юг?», «Почему другие птицы могут зимовать в местах гнездования?»

Формируя понятие «зимующие птицы» педагог обращает внимание дошкольников на такое явление как переселение некоторых птиц из парков, леса поближе к жилью человеку (кочевья птиц). Причиной таких кочевок птиц является нехватка корма. К такому выводу дети приходят из наблюдений за птицами, которые появляются у жилья человека, где они находят достаточно корма, а некоторые птицы даже меняют на зимний период вид корма.

Знания о перелетных и зимующих птицах закрепляются в дидактических играх «Кто летит на юг?», «Зимующие птицы».

Внимание детей следует обратить и на факты приспособления животных (зверей) к изменению условий внешней среды – исчезновение корма для них.

Дошкольники узнают, что с наступлением похолодания одни животные впадают в спячку (медведь, еж, хомяк, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (лоси, олени), третьи заблаговременно запасают себе корм (белка).

Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у некоторых животных шерстяной покров становится густым, меняется окраска: заяц из серого становится белым, рыжая белка становится серой. Из произведений художественной литературы дети получают представления о том, как зимуют разные звери, птицы, как приспосабливаются к суровым зимним условиям.

Зимнюю экскурсию хорошо проводить в тех местах, где проходят экскурсионные тропы осенью. Это значительно обогатит и облегчит ее проведение. Экскурсии можно провести в сквере, парке, на участке детского сада.

Начинать наблюдения на зимней экскурсии лучше всего с древесных растений: деревьев и кустарников.

При знакомстве с древесными растениями педагог обращает внимание детей на особенности, по которым дерево отличается от кустарника. У дерева обычно один-два ствола, много ветвей, расположенных на стволе высоко от земли, у кустарника много стеблей-стволиков с ветками, расположенными по всему стеблю и низко над землей. Ствол и ветки вместе составляют силуэт дерева или кустарника.

Педагог предлагает дошкольникам обратить внимание на очертание дерева, т. е. его силуэт, особенно четко заметный на заснеженных открытых местах. Для лучшего восприятия детьми различных деревьев, воспитатель заранее готовит рисунки – силуэты 2-3 деревьев, характерных для данной местности, четко отличающихся друг от друга: тополь, клен, береза.

В беседе педагог выясняет с детьми, чем отличаются, например тополь от березы. Выясняется, что эти деревья имеют различный силуэт, т.е. форму кроны, стволы отличаются цветом коры, ветки различными почками. Дети рассматривают почки на ветках, определяют отличия. В беседе у воспитанников формируется представление о разнообразии деревьев и кустарников.

На экскурсии дошкольники могут собрать плоды этих растений, т.к. некоторые деревья и кустарники только зимой начинают сбрасывать с ветвей свои плоды (клен ясеневидный, сирень, липа). Собранные плоды можно использовать для подкормки птиц на кормушках.

Следующую экскурсию можно посвятить наблюдениям по изучению особенностей хвойных деревьев и кустарников (ель, сосна, крыжовник), которые имеются на территории детского сада или в ближайших скверах, парках.

Педагог в беседе с детьми обращает их внимание на силуэты сосны и ели, направленность расположения веток, на листья-хвоинки.

При рассматривании листьев, дети определяют различия между хвоинками сосны и ели: у ели они короткие, темно-зеленые, располагаются поочередно, хвоинки сосны длиннее, светло-зеленые и располагаются на ветках парами. Педагог дополняет сведения о том, что живут такие листья в отличие от листьев клена, тополя намного дольше: хвоинки сосны – 3-4 года, ели 5-7 лет. Воспитатель активизирует познавательную деятельность детей вопросом: «Почему эти деревья называются вечнозелеными?»

Выслушав высказывания детей, он поясняет, что в отличие от лиственных пород деревьев, у которых осенью наблюдается листопад и к зиме такие деревья остаются голыми, у хвойных деревьев хвоинки опадают, но не все сразу, поэтому большая часть листьев остается на деревьях.

Такие вечнозеленые деревья привлекли внимание человека. И с давних времен их украшают на Новый год.

На хвойных деревьях дети обнаруживают и рассматривают шишки. Они различные: зеленые, плотно-закрытые – это молодые, а коричневые и раскрытые – старые. В шишках расположены семена, которые зимой высыпаются из шишек, а ветер их разносит далеко от деревьев. Семенами хвойных деревьев питаются птицы, звери.

На территории Казахстана не так уж много хвойных лесов, но те которые есть являются украшением природы.

Педагог сообщает детям о том, что вдоль реки Иртыш по правому берегу тянется ленточный сосновый бор, который существует со времен ледникового периода.

Вырубка деревьев, лесные пожары могут погубить и привести к исчезновению таких лесов. Исчезнут деревья – исчезнут птицы, звери, насекомые, травы, грибы, обмелеет река.

В последующей работе, после экскурсии, педагог с дошкольниками устанавливают существующие связи между хвойными деревьями и животными, населяющими сосновый бор, используя модель, которая включает силуэты дерева и животных, чья жизнь связана с этим деревом (белка, заяц, клест, мышь, жук, паук). Дети с педагогом определяют каждому свое место на сосне или ели, поясняя, почему это животное поселилось именно здесь.

В зимний период дошкольники продолжают наблюдения за жизнью зимующих птиц. Необходимо создать условия для длительных наблюдений за повадками птиц, внести элементы экспериментирования. Например, к обычному корму в кормушки добавляют новый – семечки тыквы, арбуза, подсолнечника, убеждаются, что он привлек новых посетителей: на семечки подсолнечника нередко прилетают голуби.

Крупные птицы (вороны) осторожны, поэтому бояться садиться на кормушку. Воспитатель предлагает для них корм класть прямо на снег, где-то в тихом уголке участка.

Наблюдения помогают детям сделать много «открытий»: ворона насытившись, зарывает остатки еды в снег, птицы знают время кормления и ожидают, сидя на деревьях, когда вынесут корм.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются в весенний период. Такую экскурсию лучше проводить в парке, сквере. Здесь многие растения цветут еще до распускания почек на основных древесных породах.

Весеннее пробуждение деревьев – это начало у них сокодвижения, которое легко обнаружить. Если весеннее движение сока уже началось, из ранки надломленной ветки начинает капать прозрачная сладковатая жидкость.

Педагог обращает внимание детей на это явление, поясняя, что растение без сока быстро погибнет, высохнет, поэтому ранку обязательно нужно замазать свежей глиной или пластилином.

Из раннецветущих деревьев детям знакомы, такие как тополь, из кустарников – сирень. Примечательностью таких растений является цветение до распускания листьев. Сообщая об этом факте, педагог активизирует внимание дошкольников, вовлекая их в проблемно-поисковую ситуацию.

Он вместе с детьми анализирует природное явление в ходе беседы, задавая вопросы. Дети внимательно рассматривают ветки деревьев (тополь), не обнаружив настоящих листьев на них, они задаются вопросом: «Что за почки уже распустились?». Педагог поясняет, что это цветочные почки, т.е. распустились цветы – цветут деревья. Для детей это открытие, т.к. они видели цветы лишь травянистых растений, плодовых деревьев. Воспитатель задает вопрос о разнице цветущих яблони и тополя. После рассуждений, дети приходят к выводу, что у таких деревьев, как клен цветы некрасивые, непахучие, в них нет нектара, а это значит, что на эти цветы насекомые не прилетят. А как растут эти деревья: одиночно или группами? Из наблюдений дети делают вывод, что их много и они растут рядом, друг от друга недалеко. Педагог помогает дошкольникам подвести итог наблюдения: если насекомые не прилетают на такие растения, значит, деревьям поможет ветер, вот поэтому цветы появляются на них раньше, чтобы листья не мешали переносу пыльцы на эти цветки.

Весной, в период цветения фруктовых деревьев детям часто приходиться видеть таких насекомых как шмели, осы пчелы, которые прилетают на запах цветов.

Что привлекает насекомых в цветах? Воспитатель поясняет, что их привлекает в цветах нектар – сладкая жидкость, которую слизывают или «выпивают» насекомые.

Шмель или пчела, полакомившись сладким нектаром, выползают из цветка испачканными цветочной пыльцой. Шмель или пчела не зная того, на своей спинке, лапках несут пыльцу к другому цветку, т.е. опыляют его, а ведь только после опыления образуются плоды. Значит, насекомые выполняют важное дело – помогают растениям в опылении.

Весной дети встречают на растениях различных насекомых: жуков, бабочек. На прогулке воспитатель показывает обгрызенные листья жуком-бронзовкой. Этот жук обгрызает края листьев. На соседнем растении листья продырявлены, так как - будто по ним стреляли. Это работа жуков-листоедов. Оказывается у растений много врагов. А у насекомых есть враги? Есть – это птицы, жабы, лягушки и насекомые-хищники. Жизнь муравейника всегда поражает детей своей суетой насекомых, которые всегда что-то тащат в свой дом: каких-то гусениц, сухих полуживых жучков, бабочек, тлю. Эти насекомые помогают лесу, саду избавляться от вредителей.

О том, что птицы поедают насекомых, дошкольники знают хорошо, но наблюдать за тем, как насекомые поедают других насекомых, не доводилось. Можно предложить эксперимент, который проводиться в уголке природы. В стеклянную банку необходимо поместить ветку с листьями, на которых прижилась тля – вредитель растений. На данную веточку поместить несколько хищных насекомых – божьих коровок. Через несколько дней, рассматривая внимательно листья ветки можно обнаружить следующее явление: тли стало намного меньше – их съела божья коровка, а ранее скрученные листья развернулись.

Из приведенных фактов, явлений можно с детьми выстроить пищевую цепь, существующую в природе: растения являются пищей для насекомых, сами насекомые – пищей для хищных насекомых или птиц.

После прогулки или экскурсии в поле, парк, сквер педагог может в беседе с детьми обсудить вопрос о том, видели ли они каких-либо животных, насекомых, птиц? Дети отвечают, что многих животных, птиц, насекомых им не удалось увидеть, потому что они где-то прячутся, их не видно, хотя слышали пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание шмелей, ос.

Воспитатель активизирует внимание дошкольников сообщением, что этот секрет природы они разгадают с помощью модели. На модели демонстрируется пример маскирующей окраски насекомого. Помещая плоскостную фигурку кузнечика зеленого на черный или зеленый фон, педагог спрашивает о том, на каком фоне фигурка кузнечика хорошо видна, на каком не видна? Дети определяют цвет фона, маскирующего кузнечика – это зеленый. А от кого же прячется кузнечик или другое насекомое? Ответ следует – от птиц.

Для закрепления понятия «маскирующая окраска» детям предлагают игру «Спрячь животное от «врага». Каждому ребенку выдаются квадраты бумаги, окрашенные в зеленый, бурый, зеленый с бурыми пятнами, с вертикальными полосками, желтый, белый, черный цвета, плоскостные фигурки различных животных: зеленая лягушка, бабочка-желтушка, коричневый жук. Дети располагают животных на различном фоне и определяют, где лучше они спрятались.

Педагог предлагает дошкольникам фигурку красной божьей коровки также спрятать на одном квадрате любого цвета. Дети озадачены – божья коровка заметна на любом фоне, а это значит, что птица ее обязательно склюет. Воспитатель поясняет, что у этого насекомого не маскирующая окраска, а предупреждающая. О чем предупреждает такая окраска? Птицы, встречая таких жучков, их не склевывают, т.к. жучок выделяет жгучую жидкость, неприятного запаха. Однажды попробовав такого «невкусного» жука, в дальнейшем птица обходит его стороной, не обращает внимания на такое «лакомство».

Учебно-практическая деятельность в уголке живой природы детского сада. Организованная практическая деятельность дошкольников в живом уголке создает все предпосылки для формирования важного понятия «среда обитания» для растений и животных. Цель данной работы заключается в формировании осознанного понимания того, что живые существа – обитатели живого уголка природы – растения и животные требуют от воспитанников постоянного внимания и заботы, т.е. поддерживания всех жизненно необходимых условий для их существования: пищи, воды, чистого воздуха, тепла, достатка света, влаги, плодородия, почвы.

Во время дежурств в уголке природы дети получают навыки ухода за растениями, животными – учатся самостоятельно организовывать свою работу: полив, рыхление, опрыскивание водой растения, смену подстилки в клетке животного, готовить несложный корм и правильно накормить.

В процессе работы дошкольники учатся распределять обязанности между собой по уходу за питомцами.

Старшие дошкольники могут вести более длительное наблюдение за животными в уголке природы. При этом они глубже знакомятся со средой обитания живых существ.

Результатом длительных наблюдений за аквариумными рыбками, может выступить обобщающая беседа педагога с детьми, в ходе, которой они вспоминают, какие условия для жизни рыб они поддерживали в аквариуме. Воспитатель предлагает им создать модель «Аквариум» с помощью аппликаций на фланелеграффе. Задача состоит в том, чтобы дети в определенном порядке расположили компоненты аквариума (вода, грунт, водоросли, кормушка, компрессор для нагнетания воздуха, лампочка для обогрева и освещения аквариума).

Таким образом, у дошкольников формируется и закрепляется важное понятие, что аквариум – это искусственная среда для рыбок, которая требует контроля и заботы со стороны человека в создании нужных условий.

Наблюдения в групповом уголке рекомендуется сочетать с опытнической работой, в ходе которой раскрываются возможности воздействия на объекты природы. Участие детей в постановке несложных опытов дает возможность выявить в предметах или явлениях новые качества, которые стимулируют мышление, способствуют возникновению вопросов, направленных на поиски причины явлений, на приобретение новых знаний.

Так со старшими дошкольниками проводиться опыт по выявлению условий прорастания семян гороха. С педагогом дети определяют, в каких условиях будут проращиваться семена: наличие достаточной влаги и ее недостаток, тепло и недостаток тепла.

Анализ условий, необходимых для успешного прорастания семян, позволит сделать вывод о необходимости тепла и влаги для развития растения из семени. Такая работа убеждает в значимости, ценности знаний о природе.

Работа с комнатными растениями уголка природы расширяет представления у дошкольников о многообразии растений, о различных условиях их существования, о способах размножения.

Дети могут наблюдать их развитие, рост, цветение в течение круглого года.

Фиалки удивительны по красоте, отличаются обильным цветением длительное время, формой листьев, окраской цветков. Знакомясь со способами размножения данных растений (отделением молодых растений от маточных, укоренением листовых черенков), дошкольники получают навыки вегетативного размножения комнатных растений, ухода за молодыми растениями, ведения наблюдения за их развитием.

В уголке природы можно размножать луковичные растения. В период, когда кучка луковиц разрастается, их отсаживают летом в отдельные горшочки. Этот способ размножения комнатного растения дети легко осваивают, могут самостоятельно выполнять все агротехнические мероприятия, ухаживать за молодыми растениями.

Большинство комнатных растений можно размножать стеблевыми черенками, что часто практикуют в дошкольных учреждениях. Как правило, лучшее время для укоренения черенков всех растений – весна или лето.

Такие травянистые растения как колеус можно размножать стеблевым черенком. Растение привлекает детей яркой окраской своих листьев, неприхотливостью в уходе, зато укореняется быстро, при условии, что правильно поддерживаются влажность воздуха и почвы. В этом случае дошкольники учатся быть наблюдательными, своевременно замечать изменения в развитии нового молодого растения, конечно, им необходима помощь воспитателя, который контролирует, подсказывает, учит аккуратности выполнения всех поручений во время дежурства в уголке природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.026 с.)