Ознакомление с трудом взрослых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с трудом взрослых



В старшей группе формируем у детей знания о труде работников детского сада (заведующая, воспитатель, помощник воспитателя, повар, дворник, врач, медицинская сестра, шофер), промышленности (шахтер, металлург, швея, модельер, менеджер), строительных профессий (маляр-дизайнер, плотник, строитель, менеджер и т.п.), сельскохозяйственных профессий людей (фермер, тракторист, комбайнер, овощевод, чабан, животновод, оператор машинного доения и т.п.).

Важная задача педагога - познакомить детей с конкретными трудовыми процессами (мытье посуды, приготовление винегрета и т.д.), помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребности людей; показать компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат).

Наблюдение за трудом взрослых строится с учетом всех компонентов трудового процесса. Например, во время наблюдения за трудом повара можно сказать, что повару для приготовления пищи необходимы разные продукты, определенные машины и орудия труда. Следует обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии, учить владеть соответствующим словарем, отвечать на вопросы: «Как ты узнал, что это повар, врач?».

В дидактических играх «Узнай и назови», «Кому, что нужно для работы» дети упражняются в узнавании и назывании орудий труда и трудовых действий. Целенаправленное ознакомление с трудом повара, врача возможно организовать во время экскурсий, беседы, чтения художественной литературы, дидактических игр.

Проводя наблюдения за трудом людей различных профессий, необходимо организовать общение детей с ними. Они должны рассказать и показать, как работают, педагог уточняет какую пользу, приносит труд каждого человека. Необходимо сочетать наблюдения непосредственного труда с чтением художественной литературы, использованием иллюстрированного материала (картины, фотографии, слайды, видеофильмы), позволяющего познакомить детей с тем, чего они не смогут увидеть сами. Для усиления эмоционального воздействия желательно перед экскурсией прочитать детям небольшое стихотворение или отрывок из рассказа о данной профессии, загадать загадку. Широко используются дидактические игры типа: «Узнай и назови», «Распутай путаницу», «Дом, в котором ты живешь» и др. Дети должны знать, что такое профессия, называть многие профессии, понимать, что такое трудовые действия и называть их. Должны усвоить системное представление о профессии: ее название, место работы и орудия труда, трудовые действия и их последовательность, результат и польза труда. При этом можно использовать в качестве игровых заданий дидактические игры типа: «Кто знает, кем работают, как трудятся взрослые», «Кому, что нужно для работы», «Правильно ли Незнайка рассказал о труде портнихи», «Ателье», «Кто важнее?», «Кем быть» и др.

На основе накопления конкретных представлений о разных видах труда в этой группе предусматривается ознакомление с трудом людей в промышленности.

Ознакомление с разными профессиями надо начинать с предприятия, на котором работают родители воспитанников, или предприятия, широко известного в городе (районе). Целесообразно приглашать на занятия матерей и отцов, которые расскажут о своей профессии, о машинах, о выпускаемой продукции, о том, как важно работать быстро и качественно.

С помощью различного наглядного материала детей подводят к пониманию того, что рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках, добывают уголь, создают машины, мебель, продукты питания, одежду. Более подробное знакомство с трудом людей по изготовлению одежды и в строительстве. Ознакомление с трудом по изготовлению одежды в ателье можно начать с общего представления о данном производстве (как называется, кто работает, какую выпускает продукцию и др.), показать основные участки работы, коллективный характер труда людей разных профессий. Детям можно рассказать, что модельеры придумывают разные фасоны, закройщики раскраивают материал, швеи шьют одежду на швейных машинах, механики следят за исправностью машин, гладильщицы гладят сшитые вещи. Затем готовые вещи упаковывают, отправляют в магазины или выдают заказчику.

После этого на занятиях целесообразно подробно ознакомить детей с трудом швеи, например, в ателье или собственной мастерской. Швея - название профессии; швеи работают на фабрике, в ателье, в мастерской (место работы); они шьют одежду (цель работы). Для работы им нужны нитки, иголки, швейная машина, ножницы, раскроенные ткани, пуговицы и другие материалы и орудия труда. Швея работает в такой последовательности: сначала сметывает детали одежды, затем сшивает все на машинке, пришивает пуговицы к готовому платью, пальто. Швея старается шить одежду аккуратно, красиво. На экскурсиях, в процессе рассматривания картин, дидактических игр типа: «Что нужно для работы швее (портному)», «Без чего нельзя рубашку сшить», «Ателье» и др. знания о работе швеи уточняются и закрепляются. Вместе с тем, обращается внимание на работу закройщиков, гладильщиков, механика по швейным машинам.

Можно рассмотреть с детьми картину - изображение закройного цеха. Полученные знания о шитье одежды систематизируются и обобщаются в заключительной беседе. При этом необходимо вновь рассмотреть весь процесс создания швейного изделия и последовательность трудовых операций. Цель беседы - углубить понимание взаимосвязи труда людей разных профессий по изготовлению одежды, подчеркнуть социальную направленность их труда.

Для активизации имеющихся у детей знаний, развития умения сравнивать, обобщать на заключительном этапе ознакомления с данной темой надо предложить им более сложные задачи: сравнивать труд людей на родственных предприятиях - ателье готового платья и ателье (мастерская) по ремонту одежды, ателье готового платья и ателье головных уборов и др. Детей надо подвести к выделению того, что остается общим в том и в другом случае и что изменяется.

По определенной системе подачи и усвоения знаний идет ознакомление со строительством. Во время экскурсий на стройку, в процессе чтения книг, рассматривания картин детям дается общее представление о строительстве (строят жилые дома, офисы, мосты, дороги), о разных строительных профессиях (крановщик, каменщик, маляр-дизайнер, плотник), о коллективном характере труда, о качестве работы (дома получаются красивыми, высокими, удобными), о значении результатов труда строителей для общества.

На повторных экскурсиях, во время бесед знания детей конкретизируются, углубляются. Их знакомят с основными этапами строительства одного-двух объектов ближайшего окружения (закладывается фундамент, возводятся стены и перекрытия, производятся отделочные работы и др.). Рассматриваются машины и механизмы, облегчающие и ускоряющие процесс труда строителей, улучшающие качество постройки. Воспитывается уважение к труду строителей.

Дети 5-6 лет должны уметь рассказать об основных этапах строительства 1-2 объектов ближайшего окружения (составляют проект, выбирают строительную площадку, привозят материалы и механизмы, закладывают фундамент, возводят стены и перекрытия, производят отделочные работы, благоустройство двора и улицы), о коллективном характере труда, о роли механизации строительных работ, о значении труда строителей.

В ознакомлении с трудом взрослых большое место занимает закрепление и расширение знаний о сельском хозяйстве, как важной отрасли производства, которая снабжает население продуктами питания, дает сырье для промышленности. В старшей группе основное внимание уделяется формированию понятия о взаимосвязи труда работников разных сельскохозяйственных профессий в достижении результата, связи аула с городом (обмен результатами труда, взаимопомощь). В качестве основного средства здесь выступает ознакомление с этапами сельскохозяйственного труда по выращиванию хлеба, хлопка, и других культур. В ходе экскурсий, чтения книг, рассматривания картин и других занятий дети совершенствуют свои представления о содержании и характере труда людей разных профессий, знания о последовательности основных сельскохозяйственных работ.

Основной целью первых занятий (экскурсия, чтение, рассматривание книг, картин, видеофильмов и др.) является формирование общих представлений о труде в сельском хозяйстве, об основных видах сельскохозяйственных профессий: фермер-хлебороб, животновод, овцевод, чаевод и др., о значении результатов их труда для общества. Затем целью занятий становится достаточно подробное знакомство с одной-двумя основными сельскохозяйственными профессиями данной местности. При этом важно раскрыть последовательность работ по выращиванию урожая. Фермеры готовят землю к посеву (пашут, вносят удобрения), семенами засеивают поля, собирают созревшие злаки, зерно отвозят в склады.

У детей продолжают формировать представления о разнообразии профессий (учитель, летчик, тренер, дирижер, спасатель, врач-травмотолог, банкир, кинолог, модельер и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда; представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат). При знакомстве с конкретными видами труда учитываются местные условия; закрепляются представления о 2-3 предприятиях, находящихся в ближайшем окружении (их название, продукция, значение этой продукции для города, страны, люди, которые работают на этих предприятиях).

Дети знают многие учреждения культурно-бытового обслуживания, их назначение. Они должны узнавать ближайшие учреждения по внешнему виду, вывеске или витрине, достаточно хорошо ориентироваться в характере труда взрослых работающих в них. В старшей группе целесообразно уделить внимание систематизации знаний о детских учреждениях, (детский сад, школа, детская библиотека, театр). Важно формировать у детей опыт посещения детских культурно-просветительных учреждений, приучать к правилам поведения в общественных местах. Подробнее необходимо познакомить детей со школой и детской библиотекой, с их внешним видом, основными помещениями, работой учителя и библиотекаря. Нужно неоднократно, 2-3 раза и с разными целями посетить эти учреждения, побеседовать с учителем, библиотекарем. Пусть дети расскажут ему о том, как они играют в школу (библиотеку).

Во время экскурсии необходимо рассказать о том, что в библиотеке хранится много разных книг, они выдаются взрослым и детям. Библиотекарь показывает помещение библиотеки, рассказывает о том, где и как хранятся книги; рассматривает вместе с детьми стеллажи детской литературы. Хорошо понаблюдать за процессом выдачи книг, обратить внимание на тишину в зале, на людей, читающих книги. В заключение экскурсии, посоветовавшись с детьми, надо взять книгу для чтения в группу, узнать сроки ее возвращения.

После экскурсии надо обратить внимание детей на групповую библиотечку. Рассмотреть книги, вспомнить их названия, авторов, проверить их состояние. Отобрать книги, которые требуют ремонта, отремонтировать их, красиво разместить книги на витрине. Еще раз поговорить о бережном отношении к книгам, вспомнить правила пользования ими, порекомендовать осмотреть состояние детских книг дома.

У детей следует воспитывать любовь к книге и чтению, познакомить с тем, как она создается: писатель пишет стихи, рассказы, художник делает к ним рисунки, рабочие печатают книги на машинах, переплетчик делает переплет.

В этом возрасте велика роль бесед о труде («Я горжусь трудом своих родителей», «Труд людей в нашем городе (ауле)», «Все работы хороши - выбирай на вкус»). В ряде случаев беседу можно начинать так: "Какая профессия на земле, на твой взгляд, самая важная?», «Кем бы ты хотел стать и почему ты считаешь, что выбранная тобой профессия интересна и нужна людям?». В беседах о труде следует использовать произведения художественной литературы, рекомендованные программой, видеофильмы, дидактические игры типа «Кому, что надо для работы», «На почте», «Кто делает игрушки», «Догадайся, кто меня сделал», «Вырастим яблоки», «Как сделали томатный сок», «Что нужно для работы на стройке» и т. п.)

Необходимо закрепить и упорядочить представление о том, что все предметы и вещи сделаны руками человека, раскрыть особенности и последовательность труда по созданию 2-3-х видов промышленных товаров (машин, одежды, книг, хлеба); объяснить роль «умных машин» для облегчения труда людей, улучшения качества и быстроты производства необходимых товаров. В дополнение к знаниям, полученным ранее о коллективном труде на швейной фабрике, дети должны узнать также, что люди могут работать, шить много хорошей одежды, если будут материалы. Для этого выращивается лен, хлопок, разводят овец, и с них стригут шерсть. Собранные лен, хлопок, шерсть погружают на машины, поезда, самолеты и привозят на специальные фабрики, там из них делают нитки, ткани. Потом эти ткани доставляют на швейные фабрики и шьют одежду.

Педагог учит ребенка расчлененно воспринимать трудовой процесс - все его компоненты в их последовательности, умению объяснить важность каждого из них, построить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. К концу года дети должны владеть понятиями «профессия», «материал», «инструменты» и др.

Возможно, преподать элементы экономической азбуки, познакомить с понятиями: аванс, аукцион, банк, дарение, долг, импорт, лотерея, реклама, товар, цена и т. п.

Рассказывая дошкольникам о разных профессиях необходимо показать роль машин в труде (получение результата в большом количестве и в более сжатые сроки, с меньшей затратой сил); познакомить с тем, где и как делают машины (в соответствии с компонентами труда).

Дети должны знать предметы бытовой техники, широко используемые дома (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина, и пр.); значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека, например: овощерезка, быстро нарезает овощи, красивыми кусочками: ее используют, когда нужно нарезать много овощей).

В содержание занятий входит формирование представлений о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека. С этой целью используются стихи, рассказы, загадки, игры типа «Новоселье», «Что за ящик, угадай», «Посмотри вокруг», «Кто я?», «Мои друзья», «Что умеют автоматы», «Путешествие в страну помощников человека», «Невидимый работник».

Большое внимание надо уделить формированию у детей представлений о взаимосвязи труда людей разных отраслей хозяйства, фермеров, рабочих, работников сферы обслуживания и т. д. Одно из занятий может быть посвящено уточнению знаний о содержании и характере трудовых действий работников транспорта (название профессии, место работы, трудовые действия и т. п.). На экскурсиях, целевых прогулках организуется наблюдение за движением транспорта и работой водителя, дети знакомятся с дорожными знаками, с некоторыми правилами дорожного движения.

В основу системы знаний о транспорте должна быть положена зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначения и характера груза. Хорошим дополнением к беседе о транспорте будут рассматривание картин или игрушек, изображающих разные средства передвижения, демонстрация диафильмов, слайдов. Все это позволяет взрослому активизировать детей, включить в процесс познания разные виды деятельности, обеспечить связь речи с наглядно-действенным усвоением знаний. Педагог учит детей различать транспорт по назначению, закрепляет названия «пассажирский», «грузовой транспорт», знакомит с водным, воздушным транспортом, дети должны называть несколько транспортных средств каждого вида.

На занятиях по ознакомлению с транспортом целесообразно использовать магнитное панно с изображением трех сред передвижения, модели машин. Детям предлагается разместить на панно транспорт с учетом среды передвижения.

Для успешного проведения занятий необходимо обеспечить каждого ребенка индивидуальным набором картинок, изображающих разнообразные транспортные средства (до 10 каждому). С этим раздаточным материалом организуются разнообразные практические действия: поиск нужных картинок, их группировка («Найди и покажи водный, воздушный, наземный транспорт», «Отбери транспорт, который служит для перевозки людей, грузов» и др.)

Детей знакомят со специальным транспортом (скорая помощь, пожарная машина и т. п.). Учат понимать и правильно использовать в своей речи точное название транспортных средств и их частей, подводят к умению давать определения видов транспорта.

Необходимо уточнить и упорядочить знания детей об общественном транспорте, его назначении и роли в жизни людей, показать многообразие транспортных средств (автобус, троллейбус, трамвай, легковая машина - такси, грузовая машина, поезд пассажирский, товарный с вагонами и цистернами, лошадь с телегой, самолет, вертолет, теплоход, траулер, баржа, речной трамвай и т.п.). Детям предлагается ответить на проблемный вопрос «Что произойдет, если не будет никакого транспорта?».

Рекомендуется проводить целевые прогулки: «Как устроена улица»
(тротуары, проезжая часть, перекресток и пр.); наблюдение за транспортными средствами; игры, связанные с освоением правил дорожного движения («Дорожные знаки»); составление тематического альбома «Автомобили». Знакомя с транспортом, педагог может провести беседы с использованием загадок и дидактических игр типа «Путешествие Ушастика», «Что видел Петя», «Что видно из окна автобуса?», «Я уезжаю в гости» (на разных видах транспорта), «Азбука голубых дорог», «На чем я путешествую?» и т. д. Следует рассказать о первом космонавте Казахстана Тохтаре Аубакирове и вкладе казахстанских ученых и космонавтов в современное освоение космического пространства.

По теме «Транспорт и связь» дети должны знать значение и основные функции общественного транспорта как важной отрасли хозяйства, средства связи и передвижения людей и грузов; уметь определять, группировать виды транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; сравнивать, находить сходство и различия разных видов пассажирского (автобус, трамвай, самолет, теплоход) и грузового транспорта; понимать зависимость между назначением и строением транспортных средств, между разными видами транспорта и условиями перевозок (скорость, экономичность, сохранность грузов, удобства для пассажиров). Расширяются представления детей о порядке движения пассажирского транспорта (установленный маршрут и рейсы, остановки для входа и выхода пассажиров), о правилах пользования общественным транспортом, о правилах дорожного движения и поведения на улице (игры «Пешеходы и транспорт», «Кто проедет первым?», «На самолете», «Голубыми дорогами»).

В процессе ознакомления детей с трудом работников связи педагог закрепляет знания о почте, как учреждении связи, труде отдельных работников, максимум внимания уделяется раскрытию общественной стороны этих явлений:

- комплексный характер - одни работники забирают письма из уличных почтовых ящиков, другие сортируют прибывшую почту, третьи доставляют ее адресатам на дом;

- взаимосвязь различных профессий - корреспонденцию доставляют в разные места страны, мира на различных видах транспорта: самолетах, вертолетах, пароходах, поездах, машинах и т. д.;

- значение, польза труда - люди находятся на разном расстоянии друг от друга, но они могут общаться между собой с помощью телеграмм, писем, телефона, спутниковой, компьютерной связи.

В целях эффективного освоения программы и формирования познавательной компетентности педагог должен знать конкретный уровень имеющихся у детей знаний, их фактический кругозор и запас представлений. Соотнесение общих требований программы с опытом, знаниями своих воспитанников позволит педагогу определить конкретные воспитательно-образовательные задачи, установить объем и последовательность программного содержания, которым должны овладеть дети в течение учебного года, квартала, месяца, недели. При раскрытии любой темы нужно стараться как можно чаще использовать наглядные методы ознакомления с окружающим и планировать занятие так, чтобы оставить больше времени на активную деятельность детей. Они должны не только смотреть и слушать, но и отвечать на вопросы, задавать вопросы сами, рассказывать о том, что им известно об этих предметах или явлениях, действовать с раздаточным материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.03 с.)