Музыкально-ритмическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-ритмическая деятельность



Усложнение программы в старшей группе обусловлено уже приобретённым детьми музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали боле скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным. У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности – чувство ритма, музыкальный слух. Объём их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся всё выполнить правильно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить правильно. Если в младшей группе ребёнок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей ребёнок воплощает образ эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания. Каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие задание помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внимание уделяется развитию детского творчества.

Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность», включает в себя различные виды деятельности:

- упражнения, с помощь которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика;

- упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра;

- упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра со словами, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звёздочка, воротца; ходьба вперёд назад, врассыпную, змейкой и т.д.) В старшей группе проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком. Поэтому в процессе усвоения музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

- развивать музыкальные восприятия, музыкально – ритмические чувства и в связи с этим ритмичность движений;

- обучать детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развивать пространственные и временные ориентировки;

- обучать детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развивать художественно-творческие способности;

- совершенствовать навыки выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Большую помощь в работе с детьми старшего возраста могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счёт или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и перестроения.

Рекомендуем следующие группы упражнений без музыки:

- упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжения мышц корпуса («Тяжёлые руки», «Железные плечи», «Каменные ноги»). Такие упражнения помогают осознать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперёд (назад) перед началом ходьбы, бега;

- упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;

- упражнения на развитие мышц шеи («Гуси шипят» «Любопытный нос»);

- упражнения на развитие плечевых мышц (поднимание плеч поочерёдно и одновременно);

- упражнения на развитие кистей рук (круговые вращения кистями, постепенно поднимая руки и др.);

- упражнения на развитие мышц ног (пружинка, ходьба полуприсядью и т.д.).

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, помогают осознать направление и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью, замкнутостью и т.д. Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элеметам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций, на приобретение навыков в расслаблении. Всё это поможет сохранению психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей. С помощью психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным и разнообразным движениям. В основном используется материал без слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Например, психогимнастическое упражнение «Встреча с другом» - дети учатся мимикой выражать радость, внимание, печаль. «Два клоуна» - помогает научиться выражать различные эмоции.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённых в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцевальном творчестве.

Для народных танцев разных национальностей характерны свои хореографические жесты и движения. Так, элементы русской народной пляски – плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т.д. Русский танец в зависимости от музыки может быть жизнерадостным, отчётливым или - мягким, важным.

Казахские танцы считаются одним из ярких образцов народного творчества. Они характеризуются тем, что исполняются как индивидуально, так и группой или в массовом виде. Казахские танцы, развивают такие нравственные качества, как нежность, искренность, задор, любовь к природе, чувство дружбы, товарищества, коллективизм, решительность, волю и мужество. А также способствуют формированию у детей красивой осанки, походки, умению владеть своим телом. При обучении народным танцам дети близко знакомятся с некоторыми элементами художественного наследия, игровыми движениями и костюмами. Поэтому музыкальному руководителю необходимо:

- дать краткие сведения о танце и его истории;

- ознакомить с отдельными элементами танца;

- для облегчения и ориентировки по проведению занятия начертить схемы элементов танца;

- проводить работу над движениями рук, ног и головы;

- проводить работу над отдельными элементами танца, постепенно объединяя несколько фраз;

- приобрести для поставленного танца одежду, костюмы, соответствующие данной композиции.

Не смотря на то, что упражнениям и пляскам на музыкальном занятии отводится больше времени, игра в старшей группе остаётся основным видом деятельности.

В музыкальных играх дети учатся действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, элементы соревнования. В играх педагог добивается осознанного отношения детей к музыке и движениям. Для этого необходимо объяснить детям новое движение, показать, как оно выполняется. В несюжетных играх о детей требуется очень чёткая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в такой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Педагог учит воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные изменения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала даётся слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Затем педагог, если это необходимо, объясняет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. Отдельные детали игры разучиваются в упражнениях.

Сюжетные игры подбираются развёрнутые, с большим количеством персонажей. От ребёнка требуется «войти в образ», проявить воображение, свой творческий потенциал. Педагог вначале даёт образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоятельно, распределив роли и обозначив место действия. Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.008 с.)