Тема 8. Хронология. Формы, приемы изучения хронологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Хронология. Формы, приемы изучения хронологии.



 

1. Выберите одну из тем современных учебников истории. Определите основные даты для запоминания учащимися.

2. Составьте задания для работы с хронологией по данной теме (запись в тетрадь, подбор фактов и событий, составление таблиц, тестов и сопоставление и синхронизация событий и т.д.).

3. Определите приемы, методы и формы работы с хронологией на уроке при изучении нового материала, опросе, повторении.

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. — М. — 1984.

2. Гулыга А.В. Искусство истории. — М. — 1980.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. — М. — 1972.

4. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М. — 1987.

5. Методика обучения истории в средней школе. / Под ред. Ф.П.Коровкина — М. — 1978. — Ч.1.

6. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М. — 1986.

 

Тема 9. Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала является одним из первых в освоении новой темы. Учителю важно познакомится с содержанием всей темы, определить ключевые моменты и последовательность изучения материала. Подготовка учителя к уроку изучения нового материала проводится по следующим этапам:

1. Выберите одну из тем современных школьных учебников. Ознакомьтесь с основным и дополнительным материалом по теме.

2. Определите место данной темы в изучаемом курсе, тип урока, специфику возрастных особенностей учащихся. Определите цель и мотивы своей деятельности и деятельности учащихся.

3. Определите приемы и средства изложения материала. Сформулируйте основные и дополнительные вопросы. Определите методы и приемы работы учащихся.

4. Составьте план-конспект по выбранной теме по образцу.


План-конспект урока (образец)

Тип урока

Средства обучения (оборудование)

Оформление доски (например)

Словарь терминов Тема Карта
  План 1. 2. 3. Д/З  

 

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формы, методы, приемы со средствами обучения и учащимися Формы, методы, приемы со средствами обучения
I.Оргмомент  
II.Объяснение нового материала Мотивация План 1. 2. 3. Работа с тетрадью, учебником, картой, источником и т.д.
III.Закрепление изученного материала (обратная связь). Итог урока.  
IV.Комментирование домашнего задания.  

 


Литература

1. Историческое образование в современной России (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Бигрелова и др.) — М — 1997 — С.78-109.

2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988 — параграф 4.

3. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории — М — 1987 — С.16-26.

4. Озерский А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра // История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1997. — № 7.

5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М — 1984.

6. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изучении истории (Х класс) //Преподавание истории в школе. — 1990 — № 6.

7. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1968.

8. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. — М — 1995.

9. Виноградов В.Ф. Пути повышения эффективности урока на основе реализации межпредметных связей // Преподавание истории в школе. — 1988— № 5.

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.

11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — М — 1995.

12. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. — М — 1995.

13. Литвинов А.В. Иконические модели // Народное образование. — 1991.— № 7.

14. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. — 1999. — № 1.

15. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М — 1984.

16. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М — 1989.

17. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М — 1987.

18. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М — 1991.

19. Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы — Минск — 1989.

20. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1990.

21. Зуев Д.Д. Школьный учебник — М — 1983

22. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала — М — 1974.

 

Тема 10. Урок контроля и проверки знаний. Диагностика результатов обучения, качества подготовки

 

1. Просмотрите внимательно ранее изученный школьниками материал, свои планы-конспекты уроков, дополнительный материал, который ранее привлекался на уроках. Выявите на основе учебных программ и государственного стандарта основные знания, умения и навыки учащихся

2. Определите формы, методы, приемы проверки знаний учащихся (теоретического материала, фактов, хронологии, картографических знаний, терминов и т.д.

3. Подготовьте задания для всего класса (тестовый диктант, контрольные задания, системную таблицу, вопросы для сравнительного анализа произведений эпохи, событий и т.д.); для группы учащихся; для отдельных учащихся. Выполни эти задания в виде карточек.

4. Продумайте структуру урока проверки контроля и проверки знаний. Подготовьте развернутый план-конспект.

 

Литература

 

 

20. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8.

21. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

22. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

23. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе — М — 2000.

24. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

25. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1998 — № 2.

26. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998.

27. Комплект программ по истории — М — 1998. — 2000.

28. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6.

29. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

30. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

31. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины» — М — 1996.

32. Программно-методические материалы: История. V-IХ кл. /Сост. Т.И.Тюляева — М — 1998.

33. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М — 1997.

34. Программы по истории для средней школы (5-11 классы) — М — 1991.

35. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998 — № 4.

36. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории средних веков // Преподавание истории в школе — 1993 — № 5.

37. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса новой истории // Преподавание истории в школе — 1997 — № 4.

38. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России. ХХ в. Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе — 1995 — № 6.

 

Тема 11. Комбинированный урок

Комбинированный урок наиболее распространен в традиционной системе исторического образования. Он состоит из двух составляющих опроса домашнего материала и изучение нового, закрепления и комментария по выполнению домашнего задания.

1. Выберите одну из тем современных учебников. Определите содержательную часть урока: основные факты, события, даты, отберите наглядный материал (карты, учебные картины и другие средства обучения).

2. Определите формы, методы, приемы опроса. Подготовьте карточки-задания для индивидуального опроса.

3. Продумайте структуру поведения урока, мотивацию деятельности учащихся, сформулируйте основные и дополнительные вопросы.

4. Составьте план-конспект по выбранной теме.

 

Литература

 

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова — М — 1984.

2. Ворожейкина Н.И.,Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений — М — 1998.

3. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» — М — 1998.

4. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории» — М — 1999.

5. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

6. Озерский И.З. Начинающему учителю истории — М — 1989.

7. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998 — № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.017 с.)