Факты-явления (многократно повторяющиеся факты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факты-явления (многократно повторяющиеся факты)



- феодальные войны при междуусобицах

- венчание на царство. «Король умер, да здравствует король!»

Факты-процессы (отражают взаимосвязь и причинно-следственные связи.

- ремесленная мастерская — мануфактура —завод — фабрика

- непосильный труд (смерть или борьба) — восстание, революция, погромы и т.д.

Отбор фактов определяется объемом, сложностью, значимостью.

Главный элемент содержания исторического образования — знания. Объем знаний, необходимых для усвоения определяет Государственный стандарт. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями как факт, явление, событие, процесс.

Факты учитель подразделяет на главные и не главные. Слово факт в переводе с латинского означает «сделанное, совершившееся».

Историки выделяют факт – источник. Учебный процесс строится на сопоставлении фактов, определения исторических связей, их обобщения и усвоения. Именно этот познавательный процесс превращает изучение фактов в знания, оперирование ими при изучении сходных событий, явлений и процессов.

Группируют факты по двум направлениям:

 

Динамичные Относительно статистические
Война Алой и Белой роз Реформы 1861 г.
Великая Французская революция Стояние на р.Вожже
Раскол русской церкви в ХVII в. Основание г.Киева

 

Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений, быть взаимосвязан с раннее изученными событиями, явлениями, процессами.

Отбор фактов должен соответствовать следующим требованиям:

1. Факт — это научно доказанный процесс, явление, событие. Выявлением исторических фактов занимаются ученые исторических и смежных наук. Поэтому изложение фактического материала строится на принципе научности.

2. Оценки фактов-источников, фактов-событий, фактов-явлений, фактов-процессов в науке не всегда однозначны. И если нет еще полностью устоявшегося мнения (чаще всего по современным событиям, явлениям, процессам), учителю следует объективность и достоверность материала выявлять по источнику информации. Обучая учащихся логическому мышлению, сравнительной характеристике, анализу источников средств информации.

3. Учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, познавательные способности, чтобы изучаемых фактологический материал был доступен.

 


Вопросы для самоконтроля

 

1. Каким документом определяется содержание фактического теоретического материала при изучении школьных курсов истории и обществознания?

2. Дайте характеристику типам фактов: факт-источник, факт-событие, факт-явление, факт-процесс.

3. Какова специфика отбора фактов, понятий, идей к уроку истории?

 

Тема 37. Система работы с первоисточниками, документами, периодической печатью.

Виды письменных источников и приемы их использования.

Требования к документу.

Приемы работы с документом. Акты, мемуары. СМИ.

Раздел курса «Человек и общество», изучаемый в Х классе, наиболее сложный в школьном обществознании. Он включает преимущественно философскую проблематику, некоторые аспекты социальной психологии, экономики, культурологии, этики и эстетики, понятия других фундаментальных общественный наук. Поскольку курс изучается по законам второго концентра, т.е. проблемно-теоретически, то, прежде всего он должен базироваться на совместной работе учителя и учеников над текстами первоисточников.

Учитель при подготовке к занятиям не всегда может обратиться к многотомным собраниям сочинений мыслителей, антологиям и тематическим сборникам, а учащиеся такой возможности практически лишены. Поэтому остро необходим школьный вариант хрестоматии, подборка фрагментов первоисточников в соответствии со школьной программой.

Учитель, разрабатывая определенную тему по обществознанию, готовит карточки-тексты, сводит тексты в смысловые блоки с ориентирующими вопросами и заданиями.

Контрольные вопросы к темам должны иметь проблемный, обобщающий характер и призваны выводить учащихся на новый уровень понимания материала. Тексты и задания к ним могут использоваться как для классных, так и для внеклассных форм работы (дополнительные и опережающие задания, повторение, подготовка к семинарам и т.д.).

Анализ документа может производиться по следующей памятке:

- время и место создания документа (если возможно);

- авторство (имя, социальная принадлежность);

- оценка достоверности и полноты описания;

- оценка информативности документа;

- выводы.

Наиболее эффективные формы организации исследовательской работы с документом в классе.

Групповая работа.

Групповые формы известны широко; разработана и методика исследовательской деятельности в группах. Разделение ролей, выполнение различных функций при исследовании документа побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Работа по анализу документов состоит из нескольких этапов:

I. Предварительный этап:

- учитель выделяет тему, изучение которой можно построить на документальной базе;

- проводится отбор соответствующих документов и, если необходимо, их адаптация к восприятию учащимися;

- готовятся карточки-тесты, раздаточный материал для групп;

- проводится ознакомление школьников с целями урока и с формами работы: формирование групп (оптимальные размеры группы 4-5 человек);

- формирование группы экспертов из учащихся имеющие хорошие навыки индивидуальной творческой работы (по одному эксперту на каждую группу);

- подготовка экспертной группы к работе (ознакомление с документами, раздача творческих заданий, выработка алгоритма деятельности).

II. Организация работы на уроке

1. Раздача материала.

2. Алгоритмизация деятельности (памятки, вопросы на доске).

3. Нацеливание учащихся на формирование единого группового ответа (с возможными расхождениями во мнениях).

III. Работа с экспертной группой (идет параллельно с групповым анализом документа

- проверка выполнения творческих заданий (если они были);

- оценка предварительного анализа документов;

- нацеливание экспертов на комментарии к ответам групп, на выявление недочетов, направление ошибок.

IV. Выступления представителей групп с анализом документов.

V. Подведение итогов.

Документы, используемые на уроках должны отвечать следующим требованиям:

1. отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

2. быть доступными и интересными ученикам по содержанию и объему;

3. соответствовать целям и задачам обучения истории и обществознания;

4. быть органически связанным с программным материалом;

5. обладать литературными и научными достоинствами.

Работа учащихся вырисовывается в определенный алгоритм действий при использовании документа:

1. постановка учебной задачи — обоснование задания по работе с содержанием;

2. выполнение учащимися задания;

3. анализ полученных результатов;

4. поиск на их основе ответа на учебную задачу урока.

Приемы организации учебной деятельности с письменными источниками:

- анализ и разбор документа;

- включение документа в сообщение, доклад, реферат;

- цитирование;

- беседа по документу: характеристика исторических идей политических движений, анализ общественных движений, правдивость освещения исторических, политических событий в художественной литературе;

- комментарий исторических событий с приведением статистических данных, политических портретов исторических деятелей и т.д.;

- иллюстрация повседневной жизни в тот или иной период на основе публикаций в газете, протоколах, актовых, правовых документов;

- определение на основе сравнительного анализа общих и особенных черт сюжетов, событий, явлений, суждений с применением мемуаров, хроники, летописи, жизнеописания, писем и т.д.

Наиболее сложные и объемные документы изучаются путем тщательного отбора.

Проверку знаний и умений учащихся можно проводить в форме анализа фрагментов оригинальных текстов, посвященных проблемам, изучаемым в курсе обществознания.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

- распознать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

- объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

- описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснить общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

- характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, предъявляемые в тексте;

- выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

- выделять главную мысль текста;

- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

- сравнить несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;

- делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- сопоставлять план, тезисы;

- конспектировать;

- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);

- преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите требования к документу.

2. Охарактеризуйте организацию работы с первоисточниками, документами, периодической печатью на уроке.

3. Приведите примеры приемов организации учебной деятельности по работе с письменными первоисточниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.016 с.)