Раздел I. Методика обучения истории как педагогическая наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Методика обучения истории как педагогическая наука.



Тема 1. Предмет, задачи, основные факторы обучения истории.

 

1. Методика обучения истории — отрасль педагогической науки. Предмет, задачи и функции методики. Специфика предмета. Связь с психолого-педагогическими и специальными науками.

2. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учащихся и учителя, результаты.

3. Методы научного исследования. Понятие о теоретическом и экспериментальном исследовании обучения истории в школе.

4. Требования к методике преподавания истории.

 

Литература.

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. — М., 1972.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. —М., 2000.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.

5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.,1966. — С.5-9.

6. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. — М., 1978 — Ч.1.

7. Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков в V-VI классах / по ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970.

8. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М., 1986. — С.6-13.

9. Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. — М., 1964.

 

 

Тема 2. Основные этапы становления и развития исторического образования.

1.Становление теории и практики обучения истории. Успехи исторической науки ХVIII-ХIХ вв. М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. Первые русские учебники истории и их авторы. Возникновение методической системы обучения в середине ХIХ в. Учебные программы ХIХ в.

2. «Иллюстративная школа действия» в начале ХХ в. «Трудовая школа работы» в России 20-х гг. Принципы и структура исторического образования в школе 30-50-х гг. Разработка программ и учебников. Линейный принцип обучения. Новые учебники.

3.Школьное историческое и обществоведческое образование 50-80-х гг. Основные принципы. Перестройка структуры и содержания исторического образования в 50-е гг., создание школьных программ, их компоненты. Авторы учебников. Методические пособия, структура.

 

Литература

1. Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. —М., 1973.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М., 1984.

3. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М., 1961.

4. Вендровская Р.Б. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М., 1961.

5. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины ХIХ в. — Л., 1954.

6. Докладная записка С.М. Соловьева в совет Московского университета о преподавании истории в гимназиях // Преподавание истории в школе, 1998. — № 4.

7. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе, 1988 — № 2.

8. Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища (с конца ХIХ в. по 1917 г.) — М., 1956.

9. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе, 1989. — № 6.

10. Кудрявцев А.Е. Этапы исторического образования в трудовой школе // Преподавание истории в школе, 1990 — № 2.

11. Методика обучения истории в средней школе / под ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978 — Ч.1 — Гл. 1.

12. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978 — Ч.1.

13. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1986.

14. О преподавании истории СССР периода 60-х – начала 80-х гг.: из опыта учителей Ленинграда // Преподавание истории в школе, 1988 — № 4.

15. Смагина Г.Н. Из истории преподавания русской истории в ХVIII в. // Преподавание истории в школе, 1990 — № 4.

16. Студеникин М.Т. Отечественная методика обучения истории в последней трети ХIХ в. // Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. — М., 1995.

17. Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии С.М. Соловьева // Преподавание истории в школе, 1989 — № 6.

Тема 3. Стратегия развития исторического и общественного образования, цели, задачи, значение изучения истории в школе (2 часа).

1. Учебный план и линейная структура исторического образования

2. Современная структура исторического образования. Концентрические модели обучения истории.

3. Структура и содержание стандартов по истории. Историческое образование в профильных типах школ России.

4. Тенденции исторического образования в зарубежной школе.

 

Литература

1. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. — М., 1991.

2. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе, 1997 — № 8.

3. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе, 1998 — № 7.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М., 1997.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

6. Грибов В.С. Американский учебник о нашей истории // Преподавание истории в школе, 1989 — № 6.

7. Линденберг К. Обучение истории. — М., 1997.

8. Материал к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989.

9. Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 г. // Советская педагогика, 1991 — № 11.

10. Федро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира? — М., 1992.

11. Эдиджер М. О преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1991. — № 5.

Тема 4.Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала (2 часа).

1. Задачи и функции государственного стандарта исторического образования.

2. Структура Гос.стандарта. Концепция школьного исторического образования.

3. Содержательный аспект.

 

Литература

 

1. Материалы к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989 — № 1-3.

2. Временные требования к образовательному минимуму содержания общего образования // Преподавание истории в школе — 1998. — № 7.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе — М., 1999.

4. Историческое образование в современной России / Под ред. Е.Е.Вяземского, О.Ю.Бигрелова и др. — М — 1997.

5. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденция // История — 1997 — № 26.

6. Проекты государственного образовательного стандарта по истории // История — 1996 — № 42-43; 1997 — № 2.

7. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997. — № 8.

 

Тема 5. Федеральный и региональный компоненты. Проблемы внедрения регионального компонента в школьный курс истории.

1. Содержание Федерального и регионального компонента образовательного стандарта.

2. Структурно-функциональный анализ программ регионального компонента.

3. Региональный компонент в курсе истории.

 

Литература

1. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М. — 1997.

3. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории» — М — 1999.

4. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М — 1969.

5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.— 1966. — С.5-9.

6. Данилов А.А., Косулина Л.Т. история России ХХ в.: примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6.

7. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 1

8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М. — 1981.

9. Казаков М.И. Над картой былых сражений. — М. — 1965.

10. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М. — 1978.

11. О преподавании истории СССР периода 60-х – начала 80-х гг.: из опыта учителей Ленинграда // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 4.

 

Тема 6. Структура школьного исторического образования. Программы по основным и модульным курсам

1. Школьные программы по истории. Принципы их построения. Основные структурные компоненты программ.

2. Разноуровневые программы.

 

Литература

1. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М. — 1997.

2. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 1.

3. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. — М. — 1998.

4. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М. — 1996.

5. Программно-методические материалы: история V-IХ кл./ Сост. Т.И. Тюляева — М. — 1998.

6. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М. — 1997.

7. Программы по истории для средней школы (5-11 классы). — М. —1991.

8. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998. — № 4.

9. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории Средних веков // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 5.

10. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса Новой истории // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 4.

11. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России ХХ в.: примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.014 с.)