Тема 2. Технология укрупненных дидактических единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Технология укрупненных дидактических единиц



Система блочного планирования, или разделение изучаемого материала на укрупненные дидактические единицы, а также технология по изучению материала таким способом принадлежит П.М.Эрдниеву. На современном этапе эта технология стала внедряться и при изучении общественно-исторических дисциплин. Особенно часто она применяется в практике планирования в старших классах. Чтобы овладеть навыками технологии УДЕ или системой блочного планирования необходимо работать, выполняя следующие этапы:

1. Выберите один из разделов курса истории или обществознания современных учебников 9-11 классов. Изучи основной и дополнительный материал 6-8 параграфов.

- определите, какой материал будет изучаться лекционно (лекция учителя, киноурок, видеоурок, мультимедиа и т.д.); что учащимся предстоит подготовить самостоятельно в качестве докладов на семинарском занятии (определи темы докладов);

- какой материал будет закрепляться на практическом занятии (работа с картами, схемами, первоисточниками, документами и т.д.);

- каким образом будет произведен контроль за знаниями учащихся (зачет, тестирование, контрольная работа и т.д.)

- подготовьте планы конспекты блочного планирования одной из тем в 6-8 уроков.

 

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии — М — 1998.

2. Эрдниев П.М. УДЕ как технология обучения — М — 1992.

3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога — М — 1987.

4. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика — 1996 — № 2.

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество — М — 1980.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения — М — 1995.

7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения — М — 1989.

8. Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование — 1994 — 2,3.

9. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения // Учительская газета — 1989 — 8 сентября.

10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной деятельности — М — 1991.

11. Ионов И.Н. Российская цивилизация: IХ – начало ХХ в. Учебник для 10-11 кл. — М — 1998.

12. На пути к современной цивилизации — М — 1994.

13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М — 1992.

14. Уткин Э.А., Мирошникова В.А. Граждановедение. Учебник для средней школы. — М — 1997.

15. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений — М — 1997.

16. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика. Методическое пособие. — М — 2000.

 

Тема 3. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса «Человек и общество»

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе.

Базовые для школьного обществоведческого образования — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия.

1. Выберите из списка литературы программы и учебники, методически обеспечивающие курс «Человек и общество».

2. Проведите сравнительный анализ программы, учебника и учебного комплекса по принципу соответствия Государственному образовательному стандарту.

3. Составьте календарно-тематическое планирование курса в 8,9,10,11 классах.

 

Литература

 

1. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1. Общество. История. Цивилизация — М — 1997.

2. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 2. Общество: основные сферы бытия — М — 1997.

3. Современный мир / Под ред. В.И.Купцова — М — 1997.

4. Человек и общество / Под ред.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой — М — 1997.

5. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В.И.Купцова — М — 1993.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы — М — 1998.

7. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. /Под ред. Л.Н.Боголюбова — М — 2000.

8. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл./ А.И.Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н.Боголюбов и др. /Под ред Л.Н. Боголюбова — М — 1997.

9. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Рабочая тетрадь по обществознанию: 8-9 кл. — М —2000.

10. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. Учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1997.

11. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1998.

12. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. Пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений /Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М — 2001.

13. Задания и тесты по обществознанию. 10-11 кл. М — 1999.

14. Школьный словарь по обществоведению. — М — 2001.

15. Материалы к итоговой конференции выпускников средней школы по обществознанию — М — 2001.

 

Тема 4. Структура и особенности курса «Человек и общество»

 

К числу институциональных требований к курсу «Человек и общество» является необходимость сдачи выпускных экзаменов и выполнение учебного плана школы. Отсюда возникает простое требование к отбору содержания для курса обществознания — в курсе должны быть отражены представления и понятия из стандарта для общеобразовательной области «общество».

1. Выберите один из разделов курса «Введение в обществознание», или «Человек и общество».

2. Изучите материала раздела. Распределите структурно типы уроков (лекция, семинар, практикум, зачет).

3. Подберите формы, методы, приемы изучения раздела.

4. Составьте блок уроков по одному из разделов курса.

 

 


Литература

 

16. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1. Общество. История. Цивилизация — М — 1997.

17. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 2. Общество: основные сферы бытия — М — 1997.

18. Современный мир / Под ред. В.И.Купцова — М — 1997.

19. Человек и общество / Под ред.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой — М — 1997.

20. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В.И.Купцова — М — 1993.

21. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы — М — 1998.

22. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. /Под ред. Л.Н.Боголюбова — М — 2000.

23. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл./ А.И.Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н.Боголюбов и др. /Под ред Л.Н. Боголюбова — М — 1997.

24. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Рабочая тетрадь по обществознанию: 8-9 кл. — М —2000.

25. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. Учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1997.

26. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1998.

27. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. Пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений /Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М — 2001.

28. Задания и тесты по обществознанию. 10-11 кл. М — 1999.

29. Школьный словарь по обществоведению. — М — 2001.

30. Материалы к итоговой конференции выпускников средней школы по обществознанию — М — 2001.

 

Тема 5. Отбор фактов, понятий, идей в системе развивающего обучения в старших классах

Система развивающего обучения является одной из ключевых в обновлении традиционной технологии проведения уроков. Учитель должен опираться при планировании на основные знания, умения и навыки учащихся, обозначенные в учебных программах и утвержденные государственным стандартом.

Приступая к планированию урока по системе развивающего обучения:

1. Изучите учебные программы и государственный стандарт по общественно-историческим дисциплинам, выбери учебник (определи структурные компоненты, виды заданий по учебнику), выявите методические пособия, рабочие тетради, дополнительную литературу по предмету, наглядные пособия, наличие ТСО.

2. Определите возрастные особенности учащихся, ситуативный или устойчивый интерес в учении.

3. Выберите формы, методы, приемы изучения, закрепления и контроля за знаниями учащихся, формы итоговой аттестации.

4. Подготовьте карточки-задания для старшеклассников по анализу фактического и теоретического материала, логические цепочки исторических событий, анализ документа и аргументация выводов, выдвижение гипотезы, ее доказательство или опровержение и т.д.

5. Составьте план-конспект урока по системе развивающего обучения.

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М — 1984.

2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. — М — 1985.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом обучении. — М — 1987.

4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном процессе. — М —1979.

5. Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. — Минск — 1970.

6. Подласый И. Как диагностировать урок // Народное образование. — 1991 — № 9.

7. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. — М — 1986.

8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для педагогических институтов. — М — 1979.

9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М — 1988.

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М — 1983.

11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М — 1988.

12. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. — М — 1979.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.023 с.)