Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса



Максимизирующий прибыль монополист всегда будет регулировать цену на свою продукцию так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт!

Если он будет работать на том участке кривой спроса, которой соответствует неэластичный спрос, то он столкнется с тем, что его предельный доход примет отрицательное значение.

Если спрос эластичен, то, следовательно, монополист может увеличить общий доход, реализуя на рынке меньшее количество товара. Когда он меньше продает, то он также и меньше производит, тем самым, снижая свои общие издержки. Таким образом, когда спрос эластичен, монополист может увеличить валовой доход и снизить совокупные издержки, при этом увеличивая свою прибыль при реализации меньшего объема продукции.

Вторая причина, по которой монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса, заключается в том, что предельный доход на этом участке принимает отрицательное значение. Максимизация прибыли же происходит при совпадении предельного дохода и предельных издержек монополиста. Однако предельные издержки всегда есть положительная величина, по этой причине они никогда не смогут сравняться с предельным доходом.

До тех пор, пока предельный доход не станет равным нулю, монополист знает, что он может максимизировать прибыль путем установления такой цены на свой продукт, которая обеспечит сохранение эластичности спроса на него.

Долгосрочное монопольное равновесие

В долгосрочном периоде максимизирующая прибыль монополия расширяет свои операции до тех пор, пока не будет выпускаться количество товара, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC). Если монополист может получать по этой цене экономическую прибыль, то это будет означать, что вход на данный рынок для любых других продавцов невозможен. Поддержание монополии в долгосрочном периоде было бы неосуществимо, если бы на рынок существовал свободный вход.

Если монопольная фирма прибыльна, то ее владельцы могут надеяться на прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. При наличии чистой монополии прибыль не в состоянии выполнять функцию «приманки» для новых фирм как в случае конкурентного рынка. Это нарушает ответную реакцию рыночного предложения и служит тому, чтобы удерживать цены выше, чем они были бы в случае совершенной конкуренции.

5.1. Монополия с одним заводом Монополия в долгосрочном плане увеличивает размер своего завода до тех пор, пока она не станет выпускать на нем количество товара, соответствующее выпуску QmL, где MR=LRMC.

На рис.8.5 показан случай, при котором уровень спроса таков, что MR=LRMC в точке, где LRMС=LRАC. В этом случае монополия строит завод размером, соответствующим минимальным долгосрочным средним издержкам LRАCmin.

Следовательно, монополия добивается использования всей возможной в долгосрочном плане экономии от масштаба производства. Однако монопольная цена Pm превышает LRАCmin и LRMС. Таким образом, потребитель не получает всех преимуществ от низких средних издержек монополиста, т.к. монополист из-за отсутствия конкуренции в состоянии назначить цену выше чем LRАCmin.

Монопольное предложение

Монопольная фирма не реагирует на цену как на формирующуюся извне. Она устанавливает цену и предоставляет потребителям право самим решать, сколько товара купить по этой цене. Следовательно, нельзя дать определение кривой предложения для монополии. Монополист решает, сколько производить на основе информации, которую он имеет по поводу спроса на его товар. Если дана информация о спросе, то монополист оценивает свой товар (или решает, сколько его предлагать) так, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам. Изменение количества товара, предлагаемого монополией, зависит от сдвига кривой предельного дохода, имеющего место тогда, когда спрос увеличивается.

Предположим, что спрос на товар монополиста возрастает с D до D1 (рис.8.6). До увеличения спроса монополия продавала количество товара, равное Qm, соответствующее точке Е1, в которой кривая предельного дохода MR пересекает кривую предельных издержек MC. Чтобы продать такое количество товара, монополист выбирает цену Р, соответствующую точке А на кривой спроса D. При этой цене количество товара, на который предъявлялся спрос, равняется максимизирующему прибыль выпуску в Qm штук.

После увеличения спроса до нового уровня кривой предельного дохода является кривая MR1, которая также пересекает кривую предельных издержек в точке Е1. Следовательно, Qm остается максимизирующим прибыль выпуском. Однако с появлением новой кривой спроса монополия выбирает новую цену на свой товар – Р1, которая соответствует точке В на новой кривой спроса. Таким образом, при новой цене монополия по-прежнему выпускает первоначальное количество товара. Монополия ответила на прирост спроса поднятием цены товара, а не увеличением его количества.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что монопольной власти присущи две особенности:

  1. Рост спроса на продукцию монополии не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара. Реакция монополиста зависит не только от прироста спроса, но и от того, каким образом изменяется эластичность спроса на товар, т.к. изменение ценовой эластичности, связанной с каждой данной ценой, приводит к новой кривой предельного дохода. Именно сдвиг предельного дохода, а не сдвиг кривой спроса является решающим фактором, определяющим изменение количества предлагаемого товара.
  2. Для монополиста нельзя определить кривую предложения, поскольку с каждым возможным количеством предлагаемого товара можно связать две и более цены. И наоборот, при монополии две и более величины выпуска могут быть связаны с одной – в зависимости от того, насколько меняется ценовая эластичность спроса, когда происходит его изменение. Поскольку монополия сама устанавливает цену на свою продукцию, то нельзя использовать кривую спроса, чтобы объяснить, какое количество продукции она предлагает на рынок.

Ценовая дискриминация

Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать различные цены для различных покупателей.

Ценовая дискриминация – это продажа товара или услуги данного качества и при данных затратах по различным ценам различным покупателям.

Ценовая дискриминация часто практикуется предприятиями коммунальных услуг, которые назначают более высокие цены юридическим лицам по сравнению с физическими. Авиакомпании также очень часто прибегают к ценовой дискриминации, устанавливая различные цены на авиаперевозки. Пример с ценовой дискриминацией, которую осуществляют авиакомпании, попадает под определение ценовой дискриминации на сегментированных рынках.

Сегментированный рынок – это рынок, на котором по определенным характеристикам можно выделить две или более групп покупателей, которые различаются по чувствительности на изменение цены.

Различия в цене появляются не столько из-за различия в качестве продукции или в издержках производства, сколько из-за способности монополии произвольно устанавливать цены.

Трудно успешно осуществлять ценовую дискриминацию на предмет, который можно перепродать, поскольку у тех, кто приобрел товар по низкой цене, всегда была бы возможность перепродать этот товар кому-либо по более высокой цене. Перепродажа осуществлялась бы до тех пор, пока стало бы невозможным перепродать товар другому покупателю по более высокой цене.

Только фирмы с монопольной властью могут осуществлять ценовую дискриминацию, т.к. только монополия может влиять на цену. Монополии занимаются ценовой дискриминацией до тех пор, пока они могут с ее помощью увеличить свои прибыли. В случае наиболее крайней ценовой дискриминации монополия устанавливает каждому покупателю разную цену. Это называется совершенной ценовой дискриминацией.

Например, предположим, что в мире есть только один специалист, способный вернуть зрение. Любому, кто захочет восстановить зрение, придется обращаться к этому специалисту. Следовательно, этот врач является монополистом. Цель этого врача максимизировать прибыль.

Рис.8.9 изображает кривую на операции D. Потребители могут купить только одну такую операцию за всю жизнь. Для упрощения предположим, что издержки неизменны и что средние (а, следовательно, и предельные) издержки на каждую операцию составляют 40$. Если бы не было ценовой дискриминации, монопольная цена на операцию была бы Pm=50$, и Qm=20 операций в год проводились бы по этой цене. Это количество операций соответствует точке пересечения кривых MR1 и МС (предельных издержек). При этой цене экономическая прибыль, представленная площадью PmВСPL составила бы 200$ в год.

Может ли врач увеличить годовые прибыли, занимаясь такой практикой. Если монополист заставит каждого пациента платить свою определенную цену, то он сможет увеличить размер своей прибыли. Кривая спроса показывает максимальную цену, которую некоторый потребитель будет готов предложить за некий товар. До тех пор, пока максимальная цена, которую будет платить очередной пациент, превышает предельные издержки на операции, врач может получать добавку к прибыли, обслуживая этого желающего.

Врач, занимающийся совершенной ценовой дискриминацией, проводил бы 40 операций в год и назначал бы разную цену каждому желающему.

Устанавливая всем покупателям, способным оплатить цену большую, чем Pm, оплату в интервале 50-60$, врач прибавляет к своей годовой прибыли сумму, представленную площадью треугольника PmАВ. Устанавливая всем покупателям, не способным заплатить цену равную Pm, оплату в интервале 50-40$, врач прибавляет к своей годовой прибыли сумму, представленную площадью треугольника ВСЕ. Общая прибыль при ценовой дискриминации представлена площадью треугольника PLАE, которая больше чем прибыль, которую можно было бы извлечь, если бы была установлена единая цена, равная Pm. Отсюда следует, что максимизирующий прибыль чистый монополист предпочтет заниматься ценовой дискриминацией, т.к., когда он делает это, прибыль растет.

При совершенной ценовой дискриминации кривая спроса одновременно является кривой предельного дохода. Равновесие достигается в точке Е, где максимальная цена, уплачиваемая последним покупателем, равняется предельным издержкам. Выпуск при ценговой дискриминации возрастает в год с Qm до Qd. Это та же самая величина выпуска, которая была бы предложена на рынке совершенной конкуренции. Однако в отличие от рынка совершенной конкуренции только последний покупатель получает продукцию по цене, сходной с ценой совершенно конкурентного рынка.

В результате ценовой дискриминации те потребители, для кого максимально допустимые цены находятся на отрезке АВ, делаются беднее, т.к. им приходится платить более высокие цены. Потребители, для которых максимально допустимые цены находятся вдоль участка прямой ВЕ, решают купить операцию только в условиях ценовой дискриминации.

Монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию, берет себе весь выигрыш потребителя от товара. Этот выигрыш переходит к нему в качестве прибыли.

Социальная цена монополии

Монополии делают потребителей беднее, сокращая наличие товаров по отношению к тем их количествам, которые были бы при совершенной конкуренции.

Социальная цена монополии является мерой потерь обществом чистой полезности, происходящих в результате уменьшения доступности товара для потребителей, когда монополия максимизирует прибыль.

Рис.8.10 можно использовать, чтобы показать, как можно измерить социальную цену монополии. Предположим, что кривая спроса D также отражает предельную полезность, получаемую потребителями от любого данного количества товара A. При этих обстоятельствах площадь под кривой спроса и над ценой товара измеряет потребительский выигрыш или чистую полезность, которую потребители получают от товара А каждый день. Социальную цену монополии можно представить как сокращение потребительского выигрыша.

Контролируя рынок, монополия устанавливает цену на свой продукт исходя из правила максимизации прибыли MR=MC. При выполнении этого условия монополия устанавливает цену - Pm и объем выпуска Qm. Монополия получает экономическую прибыль в размере площади PmPcMA.

Минимальная цена, необходимая, чтобы покрыть альтернативную стоимость производства одной дополнительной штуки товара А сверх монопольного выпуска, равна предельным издержкам в точке А. Покупатели могли бы получить чистую предельную полезность компенсировав продавцу его затраты на производство этой дополнительной единицы товара А. Сумма дополнительной чистой полезности отражена площадью треугольника АМЕ. Эта площадь представляет собой прирост чистого выигрыша потребителя, который был бы возможен, если бы контроль монополии над предложением товара был ликвидирован. Площадь АМЕ отражает и социальную цену монополии.

Площадь AEFC можно рассматривать как величину, отражающую стоимость ресурсов, которые монополист больше не задействует в данной отрасли после ее поглощения. Эта площадь представляет собой совокупные издержки, которые производству пришлось бы нести, если бы выпуск не был сокращен до Qm. Эта площадь не является частью социальной цены монополии при условии, что владельцы высвобожденных ресурсов могут использовать их в альтернативных целях.

Основные термины и понятия

Чистая монополия Рыночная структура
Монопольная власть Барьер для входа на рынок
Социальная цена монополии Естественная монополия
Совершенная ценовая дискриминация Сегментированный рынок
Несовершенная конкуренция Сегментированная ценовая дискриминация

Вопросы для обсуждения и задания

Оценить правильность высказывания:

a) Выпуск, который предпочитает естественная монополия, находится на таком уровне, который минимизирует LRAC.

b) Долгосрочной кривой предложения чистого монополиста не существует.

c) В ответ на смещение кривой его предельных издержек вверх чистый монополист увеличивает цену и сокращает выпуск.

d) Цена долгосрочного равновесия будет выше, а долгосрочный равновесный выпуск отрасли будет ниже, если отрасль является чисто монопольной, а не полностью конкурентной.

Задание 1

Монопольный производитель сигарет назначает цену в 1$ за пачку. При условии, что монополия максимизирует прибыль и что ценовая эластичность спроса на сигареты при данной цене равна – 2, подсчитайте предельный доход и предельные издержки монополиста. Объясните, почему монополист не будет продавать столько сигарет, чтобы спрос стал неэластичным.

Задание 2

Предположим, что ценовая эластичность спроса на киносеансы составляет – 5 для пожилых людей и – 2 для людей до 65 лет. Предположим, что в равновесии монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, несет предельные издержки в 3$ на одно посещение кинотеатра. Вычислите цену за билет, назначенную пожилым людям, и цену, назначаемую тем, кому нет 65 лет.

 

Задание 3

Пользуясь графиком, ответьте на следующие вопросы:

a) если монополист не дискриминирует по цене, то каков его максимизирующий прибыль выпуск?

b) Объясните, почему максимальная прибыль чистого монополиста должна быть меньше 4000 долларов, если он не занимается ценовой дискриминацией?

c) Предположим, что мы работаем в долгосрочном плане. Будет ли тогда у монополиста стимул строить больше одного завода?

d) Если монополист применяет совершенную ценовую дискриминацию, то будет ли избранный им выпуск больше, равен или меньше 500?

Задание 4

На графике представлены кривые дохода и издержек монополиста.

a) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли.

b) Отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции.

c) Обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии.

d) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Задание 5

На графике показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии.

a) Какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли?

b) Какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции?

c) Какую прибыль получит монополия в этой ситуации?

d) Какой объем продукции и по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить цену, равную предельным издержкам?

 

 

Задание 6

Единственная фирма-монополист устанавливает монопольную власть над конкурентной отраслью. Поэтому кривая долгосрочного предложения конкурентной отрасли (LRSS) становится кривой долгосрочных предельных издержек монополии (LMCm), а кривая краткосрочного предложения отрасли (SRSS) – кривой краткосрочных предельных издержек монополии (SMCm). Эта ситуация отображена на графике:

a) Какие параметры цены и отраслевого выпуска были характерны для условий совершенной конкуренции?

b) Какую цену и величину выпуска выберет монополия на краткосрочном временном интервале?

c) При каких параметрах цены и объема выпуска монополия максимизирует прибыль на долгосрочном временном интервале?

d) Каков размер этой долгосрочной прибыли?

 

Тесты

Выберете правильный ответ среди предложенных:

1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

a) Может назначать любую цену на свой продукт

b) Максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек

c) Может произвести любой объем продукции и продать его по любой цене

d) При данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимальную прибыль

2. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому, что:

a) Цена меньше предельного дохода

b) Цена больше предельного дохода

c) Предельные издержки меньше средних издержек

d) Предельные издержки больше средних издержек

3. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает объем продукции, при котором: MR=180$; МС=100$; АС=200$. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

a) Повысить цену и увеличить объем выпуска

b) Повысить цену и уменьшить объем выпуска

c) Повысить цену и сохранить прежний объем выпуска

d) Снизить цену и увеличить объем выпуска

e) Снизить цену и уменьшить объем выпуска

4. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

a) Средние издержки падают

b) Затраты на рекламу растут

c) Предельный доход выше предельных издержек

d) Предельный доход равен предельным издержкам

e) Все предыдущие ответы неверны

5. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

a) Монополизирует рынок

b) Осуществляет совершенную ценовую дискриминацию

c) Сегментирует рынок

d) Максимизирует общую прибыль

 

 

Литература

 

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., Финансы и статистика, 1992. Гл.10-12.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., Экономика, Дело, 1992. Гл. 10-12.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.8-9, 12

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. М., Республика 1992. Гл.26-28, 34.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., Новости, 1991. Гл. 8-10

 

Ответы к тестам

  1. d)
  2. b)
  3. d)
  4. c)
  5. b)

ГЛАВА 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.058 с.)