Понятие предложения. Функция предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие предложения. Функция предложения



Анализ предложения также можно начать с его качественной стороны. Как и в случае со спросом, одного желания или даже возможности произвести данный товар и доставить его на рынок недостаточно. Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Отсюда можно сделать вывод о том, что предложение – это связь между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы хотят и могут продать за данный период времени при данных условиях.

Цена – не единственное, что влияет на количество товаров, которые продавцы хотят и могут продать на рынке. К числу других факторов (неценовых), влияющих на предложение относятся:

1. цены ресурсов; повышение цен на факторы производства приводит к росту издержек производства, это понижает желание продавцов предлагать свои товары при каждой данной цене;

2. технология; внедрение новой технологии может уменьшить количество ресурсов, требующихся для производства определенного количества товаров, это приводит к снижению издержек производства, а, следовательно, к росту предложения;

3. число продавцов на рынке; увеличение продавцов на рынке приведет к росту предложения на данный товар;

4. ожидание цен в будущем; ожидание более высоких цен приведет к снижению предложения на данном временном промежутке, т.к. после повышения цены на этот товар, производитель может его продать с большей для себя выгодой;

5. налоги и субсидии;

Построенная с учетом этих факторов функция предложения будет характеризовать зависимость величины предложения от соответствующих факторов, влияющих на предложение. Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все факторы, за исключением цены, остаются неизменными, можно получить данную функцию предложения.

Qs = f(P).

Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом предложения.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца его продать.

Закон предложения может быть проиллюстрирован с помощью кривой предложения.

Кривая предложения отражает положительную зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Каждая точка на кривой предложения показывает объем предложения и соответствующую ему цену. Например, в точке Е* цене Р* соответствует количество товара Qs* (рис.2.3).

Вместе с тем взаимосвязь цены и продаваемого количества товара можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая предложения будет показывать минимальную цену, по которой продавец согласен уступить данное количество товара. Эта обратная зависимость может быть выражена в виде обратной функции предложения:

Рs = g(Q).

Такая зависимость также является возрастающей.

При анализе предложения также как и при анализе спроса, необходимо различать такие понятия как изменение в объеме предложения и изменение в характере предложения.

Объем предложения – это количество товара, предлагаемое по данной цене, при неизменности всех остальных факторов, влияющих на предложение.

Изменение объема предложения – это движение от точки к точке по кривой предложения под влиянием ценового фактора (при прочих равных условиях).

С повышением цены с Р* до Р1 производитель захочет продавать большее количество товара Х и увеличит объем предложения до т.В с Qa до Qb (рис2.4). Это движение вдоль кривой предложения есть изменение в объеме предложения товара Х.

Изменение предложения – смещение всей кривой предложения в ответ на воздействие неценовых факторов (цена неизменна). На графике увеличение предложения будет продемонстрировано сдвигом кривой предложения от S до S1 (сдвиг мог быть вызван ожиданием повышения цен на товар, снижением цен на ресурсы, увеличением количества продавцов на рынке и т.д.) и при неизменной цене Р* предложение увеличивается с Qa до Q1a. Сдвиг кривой предложения от S до S2 говорит об уменьшении предложения при неизменной цене на товар.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать.

Другими словами – это ситуация когда объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене (таб.2.1).

Таблица 2.1. Рыночная ситуация

Рыночная ситуация Отношение между объемом спроса и объемом предложения Рыночная цена
Равновесие Qs = Qd Равновесная
Дефицит Qs > Qd Повышается
Избыток Qs < Qd Падает

 

Все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора (рис. 2.5).

· Сектор 1 - «мертвая зона»: цены выше максимальных цен, приемлемых для покупателя и ниже минимальных цен, устраивающих продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого.

· Сектор 2 – зона возможных продаж, которая представляет собой одностороннюю заинтересованность продавца. По таким ценам потребители не захотят осуществлять потребление в предлагаемом количестве.

Сектор 3 – зона возможных продаж, которая представляет собой одностороннюю заинтересованность покупателей. В столь низких ценах заинтересован лишь покупатель. Продажа на таких условиях невозможна, т.к. это не устраивает продавца.

Сектор 4 – «зона совпадения интересов». Практически любая точка из этого сектора символизирует условия возможной сделки. Т.А – «рынок продавца» (покупатель находится на пределе своих возможностей), т.В – «рынок покупателя» (на пределе своих возможностей находится продавец). Если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена какой-либо точкой, лежащей где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку, по крайней мере, у одной из сторон сделки здесь налицо стимул изменить создавшееся положение. Устойчивой ситуация будет лишь в случае полного совпадения интересов продавца и покупателя, т.е. в точке равновесия (т.Е). В этой точке цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.005 с.)