Приемы и формы работы тренера с командой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и формы работы тренера с командой



Подготовка и работа тренеров является важнейшей частью программы, так как без них ее развитие и осуществление просто невозможно.

Тренеры дебатов – это учителя, которые прошли необходимую подготовку и решили развивать программу в своей школе.

Кроме того, тренерами могут быть студенты, которые, учась в школе, принимали активное участие в дебатах.

Формы работы тренера в школе разнообразны, их выбор определяется этапом внедрения программы в учебно-воспитательный процесс.

1 этап. Презентация программы «Дебаты» в школе:

- знакомство школьников с историей, принципами, традициями, сутью игры;

- показ демонстрационных видеоматериалов или показательной игры, которую проводят ученики, уже имеющие опыт участия в «Дебатах».

2 этап. Реализация программы «Дебаты» в школе:

- организация Дебат-клуба, регулярно проводящего свои встречи;

- набор участников: тренеры обязательно должны поговорить с учащимися о дебатах, чтобы найти потенциальных участников дебатов; в свою очередь, учащиеся, решившие участвовать в дебатах, могут убедить своих товарищей в том, что участие в программе интересно и перспективно;

- организация и проведение обучающих семинаров и мастерских, нацеленных, во-первых, на овладение участниками дебатов приемами и способами эффективной игры, а во-вторых, на проработку вопросов, касающихся темы предстоящей игры;

- популяризация дебатов: в школе, где существует программа «Дебаты»обязательно должна быть найдена возможность информирования всего педагогического и ученического коллектива обо всех мероприятиях по программе, об успехах школьной команды и отдельных спикеров;

- обеспечение поддержки со стороны администрации школы: директор школы должен быть в курсе всех событий в рамках программы; представители администрации школы приглашаются на все игры, в которых участвуют команды школы; о помощи и поддержке со стороны администрации обязательно должно быть известно каждому участнику программы в школе;

- установление контактов с родителями учащихся-дебатеров: приглашение родителей в качестве зрителей на игры; обучение их судейству; обращение за помощью в организации и проведении соревнований.

Для организации и проведения мастерских разрабатывается специальный учебный план.

Количественная и содержательная характеристика учебного плана определяется его целевым назначением и местом в учебном процессе:

1. Основной (базисный) план.

2. Расширенный план.

3. Факультативный (сопутствующий) план.

Существует определенная специфика в преподнесении мастерских и тренингов для учащихся и для педагогов-тренеров. В последнем случае в содержание тренинга включаются обязательная методическая часть' и некоторые советы по лучшему проведению тренинга, общие замечания по организации мастерской. Кроме того, для тренеров разработан ряд мастерских специальной тематики.

Основной учебный план

Основной учебный план для школьников включает в себя мастерские, раскрывающие главные содержательные моменты игры. Его содержание может быть примерно следующим:

1. Правила игры. Философия дебатов.

2. Роли спикеров.

3. Риторика. Культура речи.

4. Стиль и способ.

5. Логика. Построение аргументации.

6. Домашняя подготовка.

7. Перекрестные вопросы.

8. Судейство.

Мастерские этого плана можно считать вводными; они базируются на общих основах конкретных научных областей и дают некоторое ознакомительное представление о применении их при игре «Дебаты». Стоит особо отметить, что мастерские не ставят задачей формирование научного знания по данному предмету, но позволяют учащимся получить необходимые теоретические сведения, а главное – практические навыки для применения их в процессе подготовки и игр. Неплохо коррелировать содержательный материал с уже известным ребятам по курсу школьной программы.

Краткая аннотация мастерских.

«Правила игры. Философия дебатов»

Одна из первых обязательных мастерских. Содержит формат дебатов Карла Поппера, знакомит с расстановкой игроков и регламентом. Главное внимание уделяется философским и этическим основам «Дебатов», среди которых подчеркнем правила честности, корректности, уважительного отношения к чужим взглядам. Важно обратить внимание, что в дебатах побеждает команда, не защищающая «верное мнение», а команда, лучше аргументировавшая свою позицию, сумевшая быть более убедительной.

Важно. Дебаты – это навыки цивилизованного спора. Их цель: -развивать высокие коммуникативные способности;

- воспитывать толерантность к различным мнениям;

- вызывать интерес к текущим событиям;

- воспитывать поколение социально осведомленных граждан;

- развивать критическое мышление.

«Роли спикеров»

Мастерская раскрывает обязанности и роль в структуре Дебатов каждого спикера. Кратко можно остановиться на специфических особенностях эффективного выступления каждого из спикеров (например, первому необходимо быстро и четко изложить систему аргументов – необходимо развитое логическое мышление, третий может быть более эмоциональным, ибо его задача – оставить последнее сильное впечатление о позиции команды, второй должен хорошо чувствовать себя при работе с перекрестными вопросами и т.п.).

Важно. Дебаты – командная игра, и большой процент успеха зависит от взаимодействия и слаженности команды. Нужно обязательно дать понять участникам, что, несмотря на разницу ролей, команда идет к одной цели и должна заботиться о продолжении начатой линии. (Лучше всего это можно показать на судьбе отдельного аргумента в процессе игры: его должен выдвинуть один спикер, восстановить – второй, закрепить – третий).

«Риторика. Культура речи»

Мастерская имеет целью подчеркнуть роль правильной, грамотной речи в процессе игры; знакомит с элементами риторики, необходимыми при построении кейса как примера убеждающей речи. Содержит упражнения по композиции, стилистике (свободная ориентация в, пределах иного, нежели разговорный, функционального стиля), культуре речи. Знакомит с правилами организации устного публичного выступления.

Важно. Дебаты представляют для учащихся новую сферу осознания и реализации себя как говорящего. Официальная и публицистическая речь для многих из них – неизвестный и неосвоенный опыт. Поэтому кроме основ грамотной речи важно обратить особое внимание на такие характеристики, как выразительность, логичность, эмоциональность речи спикеров.

«Стиль и способ»

Мастерская содержит сведения по основам публичного выступления и направлена на развитие следующих навыков у участников Дебатов: презентационная привлекательность выступления, эффективное поведение говорящего, демонстрация уверенности, жесты и мимика, язык телодвижений и другие приемы невербальной коммуникации.

Важно. Дебаты предполагают развитие навыков успешного общения, поэтому особое внимание необходимо уделить корректности и уважительному отношению спикеров друг к другу, к противоположной команде, к аудитории – формированию этического кодекса участника дебатов.

«Логика. Построение аргументации»

Мастерская предполагает рассмотрение двух аспектов дебатов: логики построения кейса (как утверждения, так и отрицания) и логики как неотъемлемого качества хорошей речи, как способа организации мыслительного процесса. Учащимся предлагаются упражнения и в том, и в другом ключе, как, например, на нахождение логической ошибки, на правило силлогизма, на работу с понятиями и суждениями (в том числе на классификацию) и в то же время – на структурирование текста, на построение логических цепочек и т.п.

Важно. Дебаты – очень серьезная, но все-таки в основе игровая деятельность, и поэтому логика не должна преподаваться в объеме научного, вузовского курса, но должна помогать учащимся развить свой способ мышления и поэтому должна быть интересна им. Занятия не стоит перегружать теоретическими «сухими» сведениями, лучше разнообразить игровой элемент, вводить упражнения по парадоксологии и т.д.

«Домашняя подготовка»

Мастерская направлена на выработку у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками, поиска и обработки информации, частично – применения НОТ в процессе подготовки к дебатам. Она содержит алгоритм эффективной работы по критическому анализу темы в процессе создания кейса, начальные сведения по работе с картотеками и базами данных библиотек, а также по работе с периодикой.

Важно. Дебаты – это не только сам раунд, когда выступают спикеры. Это еще и «подводная часть айсберга», заключающаяся в кропотливой и долгой работе по выяснению сути вопроса, заявленного в теме. Необходимо, чтобы участники с самого начала осознавали это как условие успешности в дебатах и чтобы потом их не разочаровала перспектива череды незаметных для постороннего взгляда усилий, ведущих к победе.

«Перекрестные вопросы»

Мастерская освещает один из наиболее сложных элементов структуры «Дебатов» и направлена на развитие навыков внимательного слушания, с одной стороны, и умения задавать вопросы, с другой. Содержит необходимые сведения по теории вопросов и упражнения на различные виды вопросов, построение цепочек вопросов и т.д.

Важно. Дебаты предполагают развитие темы в процессе выступления всех трех спикеров, поэтому необходимо акцентировать: нужно не просто задавать вопрос, нужно услышать ответ и использовать его в речи следующего спикера. Отсюда следует очень важная структурная роль раунда вопросов. Также важно уметь давать ответ на провокационные вопросы, не дискредитируя позицию команды. По-прежнему важно соблюдение этических норм (корректность при вопросе и честность при ответе).

«Судейство»

Мастерская направлена на закрепление понимания участниками структуры дебатов и знакомит с критериями оценки выступления спикера со стороны судьи.

Работа с судейским протоколом (российский вариант) еще раз дает возможность участникам дебатов обратить внимание на основные элементы речи спикера и игры команды в целом.

Важно. Дебаты – не только и не столько спорт, соревнование. Эта мастерская не имеет целью «вооружить» участников знанием, как правильно, а значит, и как неправильно, судить. «Судья всегда прав» -таково правило. Но мастерская может помочь понять, как стать более убедительным, как избежать ошибок. Для тренеров это хорошая возможность систематизировать свои впечатления от игры и дать своей команде детальный анализ.

Работе тренера с командой могут помочь следующие приемы:

1. Подключение участников команды к развитию программы «Дебаты»в школе, чтобы они понимали и чувствовали ответственность за ее успех. Задача тренера – определить задания и распределить их между участниками команды. Это поможет дебатерам почувствовать, что это их команда и ИХ программа.

2. Поддержка в участниках команды уверенности в себе, в своем успехе. Все любят, когда их хвалят за выполненную работу, это вызывает желание продолжать и не останавливаться на достигнутом.

3. Поддержание авторитета: основную ответственность за команду несет все-таки тренер. Несмотря на то что каждый участник команды чувствует свою значимость и необходимость, что предложения дебатеров принимаются, окончательное решение принимает тренер.

4. Воспитание навыков командной работы, то есть команда работает вместе для того, чтобы а) делиться идеями насчет темы дебатов; б) развивать стратегии выступления каждого участника; в) предлагать варианты того, как каждый участник дебатов может усилить свое индивидуальное выступление; г) готовиться к соревнованиям; д) развивать программу.

5. Развитие и поддержание организованности команды. Для этого:

- назначить или выбрать председателя команды. Он будет заниматься сбором регистрационных карточек, делать всякую бумажную работу, доводить до сведения остальных изменения во времени встреч и вести эти встречи. Для него это будет полезным опытом и позволит почувствовать, что клуб дебатов – это ЕГО организация;

- на втором году функционирования Дебат-клуба назначить более опытных участников дебатов шефами над новичками. Опытный дебатер должен быть как можно более ответственным, поскольку это, во-первых, поможет ему осознать свою значимость, а во-вторых, это усилит его преданность команде;

- как можно чаще распределять задания между членами команды, при этом, каждый должен отчитываться об их выполнении. Как лидер, тренер всегда должен быть в курсе всех дел;

- найти оптимальные формы взаимодействия с учителями, учащимися, родителями. При всем различии интересов, для них важен успех школьной команды, а для членов команды – их поддержка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.016 с.)