Организация и проведение соревнований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение соревнований



Обязательным элементом программы «Дебаты» является организация соревнований и участие в них.

Самым сложным моментом проведения соревнований является их организационная сторона.

В зависимости от уровня соревнований возможны варианты в их организации.

Сначала рассмотрим особенности проведения турниров на уровне школы (или городского турнира с небольшим количеством участвующих команд).

Подготовка соревнований начинается с определения инициативной группы, ответственной за проведение турнира, и организации офиса, то есть той комнаты, где будет располагаться «центр управления» турнира. В нем постоянно находятся организаторы соревнований, обеспечивающие четкость, слаженность и оперативность в работе всех участников турнира. Для этого офис должен быть заранее оснащен всем, что может понадобиться для проведения игр: всевозможные канцелярские принадлежности, достаточное количество бумаги, судейские протоколы, таймкиперские карточки и т.д.

Важнейшим организационным инструментом на соревновании является схема – расписание. Она информирует участников и судей о расписании и месте проведения дебатов. Обычная схема разделяется на четыре колонки: «команда утверждения», «команда отрицания», «судья», «аудитория». Судьи обозначаются по фамилии, а команды обычно записываются с помощью заранее оговоренных номеров или по номеру своей школы. Если одна и та же школа представлена на соревновании несколькими командами, то к номеру (или названию) прибавляется дополнительное обозначение. Например, команда шк. № 1 А. Каждая команда обязательно должна знать свой код или название перед соревнованием, иначе возникнет путаница.

Полагается заранее распределить помещения для каждого раунда. В случае возникновения недоразумений следует обращаться в офис соревнований, где должны быть вся информация и полная схема турнира. Еще лучше, если каждой команде будет выдана копия схемы, чтобы все участники могли четко представлять что, где и когда будет происходить. Если невозможно сделать достаточное количество копий, схема должна быть вывешена в холле рядом с офисом, куда собираются судьи и участники после каждого раунда.

После того, как вся предварительная работа завершена, организаторы соревнований должны постоянно находиться в офисе, чтобы быть готовыми оказать необходимую помощь участникам игр, следить за результатами соревнования и своевременно обрабатывать их.

Соревнования проводятся в два круга. Первый круг – отборочные раунды. Второй круг – основные игры: четверть- и полуфиналы, финал.

Первый и второй раунды отборочных игр

В первом и втором раундах пары подбираются случайным образом. Существует лишь несколько ограничений: все команды должны один раз выступить на стороне утверждения и один раз на стороне отрицания. Судьи не должны видеть одну и ту же команду больше одного раза. Одни и те же команды могут сталкиваться во время отборочных раундов только один раз. Команды из одной школы не должны выступать друг против друга.

Таким образом, в первых раундах все пары оказываются случайно подобранными, например, проще всего перетасовать карточки с обозначениями команд.

После проведения раунда игры судьи как можно скорее возвращают судейские протоколы в офис, для того, чтобы организаторы могли определить новые пары для последующих раундов. Устные замечания судей командам приветствуются, но после того, как сдан судейский протокол.

Третий раунд отборочных игр

В третьем раунде распределение команд основывается на результатах команд в первых двух раундах турнира. Во-первых, нужно распределить команды по трем категориям: те, которые выиграли оба первых раунда дебатов; те, которые проиграли оба первых раунда; и те, которые один раунд выиграли и один раунд проиграли.

Затем, в каждой группе команды распределяются случайным образом, как это делалось в первых раундах, но с учетом необходимых ограничений (см. раунд 1). Если количество команд с одинаковыми результатами нечетное, то команда с высокими баллами из низшей категории может быть выбрана в пару команде высшей категории, или команда с низкими баллами высшей категории может быть поставлена вместе с командой низшей категории. Например, пусть команд с результатом 1:1 оказалось пять. Случайным образом выбранная пятая команда может стать парой команды с результатом 2:0 с низкими баллами или команды 0:2 с высокими баллами.

Четвертый раунд отборочных игр

В четвертом раунде распределение пар происходит почти так же, как и в третьем раунде, но, каждой команде назначается, на какой стороне она будет играть: утверждения или отрицания. После четвертого раунда каждая команда должна иметь в активе два раунда на стороне утверждения и два раунда на стороне отрицания.

Пятый раунд отборочных игр

Пятый раунд особенно важен, так как по его результатам определяются команды, выходящие в круг основных игр. В отличие от предыдущих раундов распределение команд по сторонам утверждения и отрицания осуществляется путем жеребьевки.

Основные игры

После завершения пятого раунда отборочных игр в офисе проходит подготовка к основным играм. Для этого:

1. Записываются результаты каждой команды в пяти первых раундах.

2. Подсчитывается общее число баллов и определяются ранги каждого из участников дебатов путем их сложения. Суммарный результат заносится в соответствующую графу командной карточки. Затем складываются баллы и ранги всех участников, в результате чего получается общий балл и общий ранг для каждой команды.

3. Определяются команды, вышедшие в основные игры: карточки с результатами команд распределяются по категориям (5-0, 4, 3-2 и т.д.).В каждой категории команды располагаются по полученным баллам/рангам. Если есть одинаковые результаты, выберите ту команду, которая выдержала более трудные дебаты или (если это возможно) проведите между этими командами соревнование лицом к лицу. Если это не решило проблему, бросьте жребий.

Как только команды расположены в убывающем порядке от наилучшей в категории 5-0 до самой слабой в категории 0-5, определите первые 16 команд сверху, которые и выйдут в основные игры.

Дальнейшее распределение по парам происходит достаточно просто. Запишите команды с первой по шестнадцатую и проставьте пары следующим образом: 1 против 16, 2 против 15, 3 против 14 и т.д. Сторона, на которой будет выступать команда, определяется жеребьевкой, кроме того случая, если команды уже встречались в отборочных играх. В этом случае стороны просто меняются местами.

В отличие от отборочных игр, когда раунд может судить даже один судья, в основных играх должна работать судейская коллегия. Для игр 1/8 и 1/4 финала обычно назначается от 3 до 5 судей. В полуфинале и финале судейские коллегии включают 5, 7 или даже 9 судей. Все зависит от того, есть ли у вас достаточное количество судей. В основных играх судьи могут судить те команды, которые они видели в отборочных играх.

Итак, судейская коллегия должна состоять из нескольких судей, количество которых одинаково для каждой серии раундов. В коллегии необходим председатель, который будет собирать протоколы и оглашать решение. При этом каждый судья принимает свое решение без консультаций с коллегами. Победитель каждого раунда определяется большинством голосов. По результатам каждого основного раунда командам присуждается место, причем победитель раунда получает высший номер. Например, если команда № 2 побеждает команду № 15, за ними остается второе место. Если же команда № 16 побеждает команду № 1, то они получают первое место в следующем раунде. Проигравшая команда из соревнований выбывает. Распределение команд по парам для каждого следующего раунда происходит в четком соответствии с тем, как команды поселены в турнирной таблице. Баллы на этом этапе соревнований не особенно важны и могут не выставляться.

Строгое соблюдение правил распределения команд может привести к тому, что друг против друга окажутся команды из одной школы. В таком случае рекомендуется игру не проводить, а победу присудить команде, занимающей высшее место.

Оставшиеся в конце концов две команды выходят в финал, и выигравшая команда объявляется победителем соревнования.

Кроме командной победы на соревнованиях по дебатам принято присуждать индивидуальные призы. Хотя дебаты и являются командными играми, всегда можно увидеть тех участников, которые реально выделяются на общем фоне. В номинации «лучший спикер» призер определяется по баллам/рангам, полученным только в отборочных играх. По желанию организаторов лучших спикеров может быть определено несколько.

Несколько иначе организуются соревнования более высокого уровня: региональные и национальные.

Первым этапом так же является организация офиса. Офис обязательно должен быть оснащен:

- компьютером и пакетом программ, обеспечивающих распределение команд по игровым парам, обработку результатов каждого раунда игры, подготовку необходимой для игр документации и т.д.;

- множительной техникой и достаточным количеством бумаги;

- всевозможными канцелярскими принадлежностями;

- часами (секундомерами) и сигнальными карточками для таймкиперов. Первой задачей инициативной группы является сбор заявок команд,

которые планируют принять участие в соревнованиях. Заявки направляются в офис и, исходя из их количества, составляется расписание (схема) турнира.

При организации соревнований следует помнить, что:

1. Турнир состоит из отборочного круга и финальных игр. Отборочный круг состоит из 4 (5) раундов. Финальные игры состоят из четвертьфиналов, полуфиналов и финала.

2. Раунды отборочного круга судят трое судей. Четвертьфинал судят пятеро судей. Полуфинал судят семеро судей. Финал судят девять судей.

3. Отборочный круг проводится по швейцарской системе. Распределение команд по играм, расстановка судей и подсчет текущих результатов обеспечивается автоматизированным путем с помощью компьютерного пакетаSmart Tournament Administrator. Программа сама, без вмешательства оператора обеспечивает выполнение следующих требований: команды не встречаются дважды в отборочном круге, команды из одной и той же школы (города, региона, страны) не встречаются в отборочном круге, каждая команда не менее чем дважды утверждает и отрицает тему, судья не может судить команды из своей школы (города, региона, страны), судья не может судить одну команду дважды в отборочных играх. Для участия в первом раунде команды распределяются случайным образом с учетом ограничений, обозначенных выше.

4. Второй раунд проводится по варианту швейцарской системы «верхний-верхний». Для этого все команды ранжируются по числу побед, затем по числу баллов. Во втором раунде играют первая и вторая по рангу команды, третья и четвертая и т.д. Во втором раунде действуют те же ограничения, что и в первом (пункт 3).

5. Третий и четвертый раунды проводятся по варианту швейцарской системы «верхний-нижний внутри скобки». Для этого все команды ранжируются по числу побед, затем по числу баллов. Команды, имеющие равное количество побед, образуют скобку. В очередном раунде играют первая и последняя внутри скобки команды, вторая и предпоследняя и т.д. В случае нечетного числа команд внутри скобки, также как ив случае действия ограничений пункта 3, команды перераспределяются.

6. Перед началом каждого раунда объявляются стороны, которые занимают команды, состав судейской коллегии, таймкипер и место проведения дебатов. Информация об этом вывешивается на стенд рядом с офисом.

7. Судейство осуществляется по международному протоколу. Главный судья, выбираемый судейской коллегией, ведет раунд. Главный судья объявляет о начале выступлений и предоставлении таймаутов. В случае отсутствия таймкипера главный судья следит за соблюдением регламента. Судьи заполняют протоколы индивидуально и сдают их в Главную судейскую коллегию в течение 20 мин. после окончания раунда. В случае если судья не успевает в течение 20 мин. заполнить протокол целиком, он обязан сообщить об этом в Главную судейскую коллегию, зарегистрировав при этом присуждение победы и указав баллы и ранги спикеров. После этого судья имеет право заполнять протокол до окончания рабочего дня. В отборочных играх судьи не подводят общий итог, т.е. не подсчитывают количество голосов в пользу той или другой команды, поэтому после раунда результат можно не объявлять. Судьи имеют право давать комментарии к игре, однако при этом следует, по возможности, уделять равное внимание обеим командам.

8. Сданные судейские протоколы проверяются Главным судьей или членами Главной судейской коллегии на предмет соответствия правилам заполнения. После этого содержание протокола заносится в память компьютера и изменению не подлежит.

9. После окончания отборочного круга сообщаются результаты всех игр. Лучшие восемь команд принимают участие в финальных играх. Финальные игры проводятся по олимпийской системе. Расстановка судей осуществляется вручную или с помощью компьютера по решению Главного судьи. Результаты игр объявляются сразу после четвертьфиналов, полуфиналов и финала.

10. В четвертьфиналах встречаются команды, занявшие первое и восьмое, второе и седьмое и т.д. места. В случае если в игре встречаются команды из одной школы (города), настоятельно рекомендуется избегать такого противостояния, автоматически присуждая победу команде, занимающей высшее место. Поскольку каждая школа (город) выступает одной командой, основная задача Главного судьи в такой ситуации- предупредить проявления возмущения и враждебности между коллегами по команде. Если в четвертьфинале встречаются команды, которые уже играли друг с другом, они занимают противоположные стороны в дебатах.

11. В полуфинале играют друг с другом: а) победители четвертьфиналов, в которых встречались первая и восьмая и четвертая и пятая команды; б) победители четвертьфиналов, в которых встречались вторая и седьмая и третья и шестая команды.

12. Победители полуфиналов встречаются в финале.

13. Все команды и все спикеры турнира ранжируются компьютером в соответствии с достигнутыми успехами. Лучший спикер определяется после отборочных игр согласно компьютерному рейтингу. Кроме традиционной номинации «лучший спикер» на соревнованиях могут быть призеры и по другим номинациям. Например, «За блестящий стиль выступления», «За лучший вопрос», «За самый точный ответ на вопрос», «За лучший «ляп» соревнований», «За высочайший артистизм», «За лучшее лирическое отступление», «За необыкновенную уверенность в себе», «Несгибаемому логику», «За самую корректную игру», «Приз зрительских симпатий» и т.п.

Итак, изучив модуль, вы узнали, что:

1. Дебаты на территории России появились, сравнительно недавно, с 1994 года при поддержке Института Открытое Общество (Фонд Сороса). Существует Национальный Центр в Москве, который является членом Международной Ассоциации образовательных дебатов.

2. Программа активно функционирует более чем в 20 городах России. Руководят программой: национальный координатор, региональные координаторы, экспертно-координационные советы.

3. Очень важно понять и принять миссию программы, которая ставит целью: свободный обмен мнениями, толерантность, развитие критического мышления и международное сотрудничество.

4. Достижение вышеуказанных целей возможно через различные направления деятельности, формы и способы работы с программой.

5. Традиционно сложился в программе годовой круг мероприятий: от торжественных открытий сезона осенью, до международных игр в конце лета.

6. Программа имеет свою эмблему, которая символизирует готовность людей к диалогу, гимн и талисман. К чемпионатам обычно выпускаются фирменные футболки с эмблемами клубов.

7. Очень важным аспектом является работа тренера с командой, которая проходит три этапа: презентация программы в школе, городе, реализация программы в школе через основной учебный план, участие в соревнованиях различного уровня.

8. Подготовка к каждой игре предполагает использование вариативных методических пакетов с различными упражнениями, тренингами, заданиями.

9. Обязательным элементом программы является организация соревнований и участие в них всех дебатеров школы.

10. Процедура соревнований представляет собой сложившуюся систему, состоящую из отборочных и финальных игр.

11. Итог любых соревнований – это награждение победителей. Причем призыв ручаются не только отличившимся командам, но и отдельным спикерам по индивидуальным номинациям.

12. В дебатах сложилась демократическая традиция – диплом участника игр вручают каждому дебатеру, приглашая его выйти на сцену. Тем самым все получают свою долю успеха и аплодисментов.

А теперь проверьте, насколько хорошо вы разобрались в терминах, представленных в начале модуля:

- прочитайте определения терминов по нескольким толковым словарям;

- постарайтесь определить термин своими словами, стараясь передать его смысл;

- если какой-либо термин вызвал у вас затруднения, перечитайте еще раз тот учебный элемент, в котором он обсуждался.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.026 с.)