Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов скд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов скд.



40. Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Пер­воначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:• упорство в работе;• настойчивость и целеустремленность;• воспитание потребности доводить начатое до конца.

Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.

Учет особенностей психических процессов, механизмов формирования чувственного опыта личности в культуротворчества и управления.

Человек постигает мир прежде всего через его восприятие. Восприятие или перцепция — процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяв друг друга стадий (фаз перцепции): обнаружение, различение, идентификация, категория узнавание, опознание. Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в управленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметно структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования чувственного опыта руководителя.

Определенную роль в управленческой деятельности играют и индивидуано- стилевые различия восприятия. Существуют два основных стиля — аналитический синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный. наблюдательности» (Б.М. Теплов) как важном качестве руководителя.

Значение памяти. Если перцептивные процессы обеспечивают прием профессионально-значимой для управленческой деятельности информации, то мнемические процессы обеспечивают ее сохранение. В общей психологии память определяется как отражение человеком опыта посредством запоминания (процесс запечатления и закрепления, фикс информации), сохранения (удержание и активная переработка, систематизация, обобщения зафиксированной информации) и последующего воспроизведения (процесс актуализации «воспоминание» зафиксированной ранее информации). Сюда же включается и процесс забывания (селективная, т.е. избирательная утрата части запомненной ранее информаци ее редукция, т.е. упрощение).

Особенности управленческой деятельности предъявляют особые требования к основным видам памяти, к двум сферам мнемической организации руководителя — к оперативной и долговременной памяти.

Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя. Первая и наиболее общая особенность оперативной памяти руководителя состоит в достаточно высокой мере ее сформированности и уровне развития в целом, в ее «натренированности», в овладении способами и средствами оперативного запоминания и воспроизведения информации. Этот вид памяти по уровню своего развития должен занимать в структуре мнемических процессов, руководителя одно из доминирующих мест. Важнейшая черта оперативной памяти руководителя — это скорость актуализации нужной информации из прошлого опыта. Процесс оперативного управления характеризуется динамическим чередованием ряда разнообразных ситуаций, их сменой, частичным наложением друг на друга, необходимостью решения нескольких оперативных задач одновременно. Специфика долговременной памяти деятельности руководителя обусловлена главными характеристиками этой деятельности и системой требований к ее реализации. На первый план выходит меньшая «привял текущей ситуации, предъявляются новые требования к информационной основ их реализации. Наиболее очевидной чертой долговременной памяти руководителя является большой объем, что требует согласования индивидуальной ограниченности мнемических, процессов с огромным объемом управленческой информации. Сохранение в памяти огромного объема производственно-технологической информации требует опоры на словесно- логическую память и т.д. При этом различные способы долговременного запоминания разнородного по характеру материала и соответственно разные типы памяти могут «накладываться» друг на друга и мешать друг другу (феномен интерференции).

Под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памяти формируется личный профессиональный опыт руководителя, который как является очевидным и значимым регулятором управленческой деятельности (также как и интеллект). Опыт, сформировавшись и закрепившись в долговременной памяти, начинает оказывать безусловное и очень сильное активное воздействие на само содержание управленческой, деятельности. Считается, что основной «единицей» опыта является не столько ситуация, сколько определенный, соотносимый с нею сценарий (script). Сценарная (или скриптовая) организация опыта позволяет резко увеличить его информационную емкость. Это достигается за счет того, что такие «единицы» — скрипты предельно комплексны и информационно насыщенны. Главное предназначение опыта состоит в том, чтобы «работал» на практике, был не только информацией, но и руководством к действию.

Профессиональный опыт насыщен эмоциональными отношениями, оценками.' единство рационального и иррационального, объективного и субъекта интеллектуального и эмоционального.

Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними. Мышление формируется и функционирует на основе данных чувственного познания (ощущения, восприятия), но далеко выходит за их пределы. Характеристика мышления предполагает описание его основных свойств; операций, которые образуют процесс мышления; форм, в которых он осуществляется; видов мышления; его основных этапов.

Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности.

Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. В содержание этого обобщенного понятия входят понятия - эмоций, воли, состояний, а также особенности их проявления в деятельности.

Эмоции (от лат. еmovere - возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства - это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. Эмоции и чувства выполняют две основные функции - сигнальную и регулирующую. Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия - волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.

В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое - это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап - фаза "борьбы мотивов", связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап - реализация принятого решения.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" (Г. Селье). "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен".

В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.

Фрустрация (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностые удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимы* непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Резистентность (лат. resistentia - сопротивление, противодействие; син сопротивляемость) организма - устойчивость организма к воздействию повреждающие факторов. Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывание готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности ь мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду каь механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.007 с.)