Социальный прогресс – направленный процесс в ходе, которого устройства общества становиться долее совершенным и реализуются ценности эстетического характера: счастье свобода, процветания, знание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный прогресс – направленный процесс в ходе, которого устройства общества становиться долее совершенным и реализуются ценности эстетического характера: счастье свобода, процветания, знание.



Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

Об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.

Коллективная деятельность является важным условием культурного процесса. Будущее волнует людей не только потому, что каждый хочет знать, что его ожидает, но и потому что последовательность и результаты социальных процессов далеко не фатальны. Каким будет будущее, во многом зависит от того, как его представляют люди и общественные силы и что они делают в интересах своего будущего. Люди и общественные силы, исходя из прошлого и настоящего, составляют прогноз будущего и в интересах будущего стремятся осуществить преобразование настоящего.

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня "Темных веков", наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:определенные направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

3. Субъект и объект деятельности Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него. Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя. Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности. В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

4. Виды деятельности. В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Учение, или обучение — процесс получения знаний и умений. Труд как целесообразная деятельность человека. Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей. Практическая деятельность — это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении. Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. В коллективе: Обмен знаниями и умениями, взаимопомощь, повышенная ответственность, возможность влиять на поступки членов коллектива.

Сацыяокультурная прастора: паняцце и характарыстыка.

Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда, в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

Социально-культурное пространство – социально освоенная часть природного пространства как среда обитания людей; территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека; Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой – совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО инфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения

В качестве самостоятельной, самоценной общекультурной системы выделяется культурная среда, состоящая из художественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства.

Действие общих законов и норм жизнедеятельности в социокультурной сфере.

Социальные структуры, культурная и природная среда есть условия жизнедеятельности, в которых люди реализуют свои потребности и интересы определенным образом.

Культурные и социальные значения и смысл того, что делает человек, как он живет и т.п. (т.е. социокультурная определенность способов его жизнедеятельности) обусловливаются тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные материальные условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, целей, интересов, т.е. устанавливающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закрепленные в ходе общественной практики (объективные) - способы организации и регуляции социокультурной жизни людей: институты, нормы, ценности, образцы действий, поведения, взаимодействия. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при построении своего жизненного пути в названных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.005 с.)