Социальные законы прогресса человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные законы прогресса человечества.



Социальные законы прогресса человечества.

Социальный прогресс – направленный процесс в ходе, которого устройства общества становиться долее совершенным и реализуются ценности эстетического характера: счастье свобода, процветания, знание.

Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

Об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.

Коллективная деятельность является важным условием культурного процесса. Будущее волнует людей не только потому, что каждый хочет знать, что его ожидает, но и потому что последовательность и результаты социальных процессов далеко не фатальны. Каким будет будущее, во многом зависит от того, как его представляют люди и общественные силы и что они делают в интересах своего будущего. Люди и общественные силы, исходя из прошлого и настоящего, составляют прогноз будущего и в интересах будущего стремятся осуществить преобразование настоящего.

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня "Темных веков", наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:определенные направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

3. Субъект и объект деятельности Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него. Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя. Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности. В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

4. Виды деятельности. В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Учение, или обучение — процесс получения знаний и умений. Труд как целесообразная деятельность человека. Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей. Практическая деятельность — это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении. Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. В коллективе: Обмен знаниями и умениями, взаимопомощь, повышенная ответственность, возможность влиять на поступки членов коллектива.

Сацыяокультурная прастора: паняцце и характарыстыка.

Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда, в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

Социально-культурное пространство – социально освоенная часть природного пространства как среда обитания людей; территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека; Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой – совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО инфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения

В качестве самостоятельной, самоценной общекультурной системы выделяется культурная среда, состоящая из художественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства.

Действие общих законов и норм жизнедеятельности в социокультурной сфере.

Социальные структуры, культурная и природная среда есть условия жизнедеятельности, в которых люди реализуют свои потребности и интересы определенным образом.

Культурные и социальные значения и смысл того, что делает человек, как он живет и т.п. (т.е. социокультурная определенность способов его жизнедеятельности) обусловливаются тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные материальные условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, целей, интересов, т.е. устанавливающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закрепленные в ходе общественной практики (объективные) - способы организации и регуляции социокультурной жизни людей: институты, нормы, ценности, образцы действий, поведения, взаимодействия. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при построении своего жизненного пути в названных условиях.

Социальная коммуникация: профессиональное (формальное) взаимодействие; неформальное (в том числе дружеское) общение; семейные отношения; получение информации через средства массовой коммуникации; путешествия; передвижения внутри населенного пункта.

Цели. В коммерческом менеджменте основная цель — прибыль, в некоммерческой деятельности — реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно — экономическое) значение и обычно связан с узким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыль. Ею не занимаются коммерческие фирмы и поэтому необходимы льготы, дотации, спонсирование. Это обычно узкий ассортимент социальных услуг, быстро обновляемых и тесно связанных с убеждениями, интересами персонала.

Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорс-ких), или (возможно — частично) от собственной коммерческой деятельности.

Двоякость рынка – рынок потребителей и рынок попечителей (спонсоры, доноры, меценаты). Часто субъект платежеспособного спроса (плательщк) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Наряду с собственной оплатой, может быть поддержка бюджетными средствами, или заинтересованными в такой деятельности донорами, или благотворительными фондами.

Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в том числе за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.

Продвижение в некоммерческой деятельности тесно связано с реноме идеи, большей зависимостью от государственной политики. Широко использует методы PR, сотрудничество со СМИ, проведение специальных акций, презентаций, часто рекламируются не услуги, а организации.

Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов. Культурная ценность отражается в: мастерстве и творческих возможностях человека.

В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).

 культурные блага, продукты сферы культуры и культурные товары имеют определенную культурную потребительную стоимость

 продукты сферы культуры имеют к тому же стоимость в экономическом смысле

 культурные товары имеют и цену

УСЛУГА как благо — целесообразная деятельность человека с полезным эффектом, удовлетворяющая какие-либо потребности. Отличия от полезных вещей:совмещение процессов производства и потребления, невозможность в большинстве случаев взаимозаменяемости, накопления,хранения,транспортировки.

Способы: Регламентация деятельности – это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала это прежде всего модели выполнения работ. Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Правила – самый жесткий способ регламентации. Правила – это официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения (стандарты деятельности), соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается.

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Государство в качестве полноправного рыночного агента, преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества».

КУЛЬТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Производство культурных ценностей — это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. 2) индустриальный подход к производству культурного ширпотреба, коммерциализация культуры, развитие индустрии досуга, шоу-бизнес и прочих отраслей массовой или популярной культуры; 3) в узком смысле — деятельность СМИ по производству культурной информации и ее распространению.

Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим.

Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование.

Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. Этот процесс регулируется с помощью финансовых рычагов при создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, выбора ими программ, их содержания, методов подачи информации. Однако часто это приводит к трансляции низкопробных элементов культуры. Эта сторона культурного процесса значительной частью происходит и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество.

Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность. Процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов раз-вития потребностей и интересов личности в условиях социокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личности. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры.

Сфера культуры ныне рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

21. Миссия учреждений культуры

Миссия – это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия – это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.

Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — основа его долгосрочной политики.

Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства

Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры – комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;

Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитания людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.

Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.

Миссия музея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении истории и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.

Развитие получает менеджмент инновационный - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами; обеспечивается эндогенная гармонизация - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.

Организационно-административный механизм. Система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), система организационно-административного воздействия, аппарат управления или бюрократия (в безоценочном смысле). Подпадает в сферу действия административного и трудового права.

Регламентирование (от – регламент) — разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение определенного этими положениями периода. Это, во-первых, положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования предприятия в целом. Примером могут служить Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью".

Во-вторых, это — положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции и полномочия. Сюда относится устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях и др.

В-третьих, это — должностное регламентирование, осуществляемое посредством должностных инструкций, которые устанавливают основные требования к должностям, обязанности, права и ответственность должностных лиц.

Нормирование — установление нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления используют нормативы времени, нормативы численности, нормативы выработки, нормативы соотносительности и др.

Инструктирование — ознакомление с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок, в совете по выполнению каких-либо работ и т.д. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Распорядительное воздействия — это способы текущей организационной работы через директивы, постановления, указы, распоряжения, приказы, резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным, или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения решений.

Дисциплинарное воздействие — через разработку правил, устанавливающих и практически реализующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную, служебную ответственность.

К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений.

Экономический механизм. Система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего) и хозяйственного содержания, экономический расчет и экономическое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания).

Принципы государственного финансирования сферы культуры и искусства:

Принцип компенсации труда тесно связан с принципами свободы художественного творчества (за исключением свободы пропаганды фашизма и насилия) и недопустимости дискриминации каких-либо направлений в искусстве и культуре. На практике это выражается в том, что оценка качества творческой деятельности и выбор проектов государственного финансирования, как правило, возлагается на компетентные экспертные органы и ассоциации профессионалов в cфepe культуры, а не на чиновничий аппарат.

2. Необходимость финансовой поддержки сферы культуры обусловлена социальной и национальной политикой государств, направленной па обеспечение широкого доступа к сокровищницам культуры, сохранения национальной самобытности и культур национальных меньшинств, содействие культурному просвещению населения и развитию народных талантов и творчества. Государство традиционно дотирует отрасли культуры, прежде всего обеспечивающие сохранение культурного наследия (музеи, архивы, исторические памятники, библиотеки), которые самостоятельно не могут выжить в условиях рынка. Многообразие объектов_и_видов деятельности, требующих материальной поддержки, привело к возникновению различных форм и методов государственного финансирования организации культуры и творческих работников.

3. Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансирования культуры, государственное стимулирование бюджетной самостоятельности территориальных властен и собственно организaций культуры, а также привлечения средств частых спонсоров и меценатов.

Бюджетное финансирование. В большинстве высокоразвитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на нужды составляют сравнительно небольшую часть их бюджетных расходов (0,2-2,5% по разным странам). Национальными законодательствами обычно не предусматривается четкое разграничение полномочий по финансированию культуры между разными властными уровнями, они oтносятся в целом к компетенции субнациональных властей.

Основное бремя государственных расходов на нужды культуры – в среднем примерно 75% - несут региональные и местные бюджеты. Из центральных бюджетов финансируется примерно 25% расходов, которые предназначены главным образом на поддержку культурных организаций общенационального значения (национальных музеев, театров, библиотек, архивов). В нашей стране расходы местных бюджетов на содержание учреждений культуры составили 81% бюджетных расходов по системе Минкультуры.

В нашей стране существует несколько уровней бюджетного финансирования учреждений культуры:

нормативный уровень предполагает финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.);

содержательный уровень предполагает финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района);

социальный (или компенсационный) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций.

В практике финансирования учреждений культуры государственного и местного подчинения Республики Беларусь сложилась такая модель: часть социально-культурных (образовательных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых, оздоровительных) услуг каждое из учреждений производит, выполняет, обеспечивает в рамках полного или почти полного бюджетного финансирования. Другую часть расходов учреждение покрывает за счет самофинансирования. В обиходе учреждений культуры это платные услуги либо некоммерческие поступления (благотворительные). Таким образом, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полноценном содержательном отдыхе в соответствии с требованиями рынка, необходимо мобилизовать и поступления из бюджета, и личные средства граждан, и пожертвования всевозможных спонсоров и частных лиц.

Культуры.

Персонал-ориентированный механизм, т.е. система активизации деятельности, поиска нового в целях совершенствования качества результатов труда или работа с персоналом. Современные «персонал-ориентированные технологии» — это формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда.

Персонал-ориентированный механизм рассматривается как относительно самостоятельный механизм менеджмента, действие которого способно приносить радикальные результаты как в отдельных фирмах, так и в масштабах общества в целом.

Работа с персоналом определяется как система подготовки, подбора и расстановки компетентных работников и специалистов, а также учет, формирование и развитие мотивации к инициативному, ответственному и эффективному труду.

Управление персоналом приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентноспособности, долгосрочного развития. Современная концепция управления персоналом предполагает более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизацию затрат (критерий эффективности), внедрение самоконтроля, а не внешнего контроля, замену бюрократической централизации на органичную, гибкую форму организации.

Решение - целевая установка, побуждение к действиям; разрешение противоречия, приводящее к изменению ситуации. Это понятие многозначно, оно включает и сознательный выбор образа действия, и сам процесс деятельности, и команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой, и ее конечный результат (продукт) управленческого труда.

Через процедуры принятия управленческих решений устанавливается взаимодействие между подсистемами системы управления организацией, осуществляется использование и маневрирование ресурсами, четко определяются обязательства и ответственность всех звеньев и участников организации, действий руководителей на всех уровнях иерархической структуры организации; обеспечивается бесперебойность и непрерывность координации всех звеньев управления организацией путем установления рациональности связей (коммуникаций) между ними.

Эффективность менеджмента — сложное и многообразное понятие, оценивающее процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, по наименьшим издержкам или наибольшей результативности (производительности).

Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться организацией в товары, услуги не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. Конечным результатом управления, осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом, является ЭФФЕКТ.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

• экономический эффект — вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

• социально-экономический эффект — имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной значимости;

• социальный эффект — вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, проекты для детей.

Эффективность — результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффект

Эффективность = —————

Затраты

При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:

• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);

• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Между экономичностью и эффективностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике между эффективностью и экономичностью должен обеспечиваться определенный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для данных условий их соотношение.

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации.

Для сферы культуры — некоммерческой по преимуществу — важнейшей характеристикой является социальная эффективность:

 соответствие уровня культуры к объему потребления благ и услуг

 соответствие результатов целям, по отношению к которому оптимальность затрат является характеристикой вторичной, производной.

При анализе эффективности применяются как количественные с математическими расчетами, так и качественные (содержательные и неформальные) показатели с помощью экспертных оценок, анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п.

Методика сравнения, разработанная Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским, позволяет сравнивать различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.).

В основе сравнения - показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений.

Другую модель предлагает Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критерия для выделения предлагаемых моделей культурной политики она выделяет, с одной стороны, характер политического устройства государства, с другой – место государства и других акторов в реализации культурной политики. Вводя эти два базовых критерия, автор получает четыре модели, принципиально различающиеся между собой.

Неотъемлемой чертой модели государственной бюрократической, или просветительской культурной политики являлось доминирование государства, которое с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролирует сферу культуры. Такая модель была типичной для социалистических стран. Государственная модель, по мнению Милены, присуща Франции и Швеции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.081 с.)