Вклад культуры и искусства в развитие современного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад культуры и искусства в развитие современного общества.



Культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Тульчинский Г.Л. выделяет несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества.

(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: создание конкретных рабочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потенциалом, вклад в развитие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

(б) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых ценностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-зна-чимых видов деятельности, организация отдыха, позитивное влияние на сознание людей, отношения между ними, способствование духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моделей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде.

(в) Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менеджмента (реклама, public relations, работа с персо-налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля) – традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружающей среды, например, посредством украшения товаров, помещений, зданий, художественное оформление города, материальной среды производства и отдыха.

(г) Косвенное социальное влияние: взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданс-кого общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

Инновационные и традиционные подходы в развитии системы управления сферой культуры.

Формирование управленческих систем происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. 1918-1941 гг. - закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры - Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции - политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. - интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. - в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. В 60-е годы происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда происходит переосмысление функции культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей – задача создания необходимой культурной среды. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь - 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса "человек - окружающая среда - экономика" обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры обеспечивает преемственность культурного процесса, воспитание творческих личностей, способных двигать вперед культуру.

Развитие получает менеджмент инновационный - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами; обеспечивается эндогенная гармонизация - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.

Организационно-административный механизм управления в сфере культуры.

Организационно-административный механизм. Система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), система организационно-административного воздействия, аппарат управления или бюрократия (в безоценочном смысле). Подпадает в сферу действия административного и трудового права.

Регламентирование (от – регламент) — разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение определенного этими положениями периода. Это, во-первых, положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования предприятия в целом. Примером могут служить Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью".

Во-вторых, это — положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции и полномочия. Сюда относится устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях и др.

В-третьих, это — должностное регламентирование, осуществляемое посредством должностных инструкций, которые устанавливают основные требования к должностям, обязанности, права и ответственность должностных лиц.

Нормирование — установление нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления используют нормативы времени, нормативы численности, нормативы выработки, нормативы соотносительности и др.

Инструктирование — ознакомление с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок, в совете по выполнению каких-либо работ и т.д. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Распорядительное воздействия — это способы текущей организационной работы через директивы, постановления, указы, распоряжения, приказы, резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным, или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения решений.

Дисциплинарное воздействие — через разработку правил, устанавливающих и практически реализующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную, служебную ответственность.

К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)