Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реклама и теория коммуникаций
(остижение максимального эффекта рекламы в реальной предпринимательской деятельности в нынешних условиях уже невозможно без применения достижений и инструментария многих наук. Важное место в ряду этих наук занимает теория коммуникаций Эта наука (вернее, даже - целый комплекс наук) рассматривает наиболее общие закономерности формирования и функционирования человеческой коммуникации. Научный подход к изучению рекламы требует рассматривать рекламу как одну из форм человеческих коммуникаций. Формирование взаимосвязи, попытка наладить каналы общения рекламодателя с его аудиторией является ее сущностью. В прошвном случае (и, к сожалению, мы имеем немало тому примеров) реклама воспринимается с формальной стороны как нагромождение разнообразных и многочисленных рекламоносителей и каналов их передачи. При таком подходе реклама бессистемно и, как результат, неэффективно реализуется на практике. Настоящий учебник не может претендовать на достаточно подробное рассмотрение даже самых важных аспектов теории коммуникаций. Поэтому для более глубокого ознакомления с основами этой науки можно порекомендовать читателям литературные источники [1-5 и др.]. Мы же поставим перед собой более ограниченную цель - обозначить проблемы сущности коммуникации, рассмотреть систему социальных коммуникаций и определить, какое место в ней занимает реклама В наши задачи также входит анализ простейшей схемы рекламной коммуникации и рассмотрение ее основных элементов. Термин "коммуникация" (от лат. communicatio - делаю общим, связываю) используется как научный с начала XX века. В современной трактовке коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового обще- 79 ния по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. В настоящее время выделяются, по крайней мере, три основных, наиболее распространенных подхода к пониманию этой категории: 1) средство связи любых объектов материального мира. В 2) общение. Передача информации от человека к чело 3) передача информации в обществе и обмен ею с целью
С позиции изучения рекламной коммуникации наиболее актуальным представляется третий из указанных подходов. Сама рекламная коммуникация должна быть, безусловно, определена как один из видов социальной коммуникации, т.к. вне рамок человеческого общества существование рекламы немыслимо. Если положить в основу классификации социальной коммуникации роли участников в коммуникативном процессе, то можно выделить такие ее типы: • общение (диалог равноправных партнеров); • подражание (заимствование образцов и стилей по • управление (целенаправленное воздействие отправи Реклама, несмотря на объективную независимость адресата от отправителей, является одним из средств управления. Подражание может быть использовано как один из инструментов воздействия на получателя обращения. Из большого количества классификаций коммуникаций по целому ряду признаков (вербальная - невербальная - синтетическая, формальная - неформальная, устная 80 - письменная - печатная, внутри одной страны - международная, внутри одной культуры - межкулыурная и т.д.) важным критерием для определения места рекламы в системе коммуникаций является количество участников коммуникации. При этом выделяются такие ее виды: • внутренняя коммуникация (общение человека самого с • межличностная (2 человека); • коммуникация в малых группах (число участников - • публичная (приблизительно от 10 до 30...100 участни • организационная (как правило, свыше 100 человек, од
• массовая (число участников превышает 1000) - боль В подавляющем большинстве случаев реклама отно-еится к массовым коммуникациям. Хотя для других средств маркетинговых коммуникаций, которые будут рассматриваться ниже (прямой маркетинг, стимулирование сбыта и др.), актуальными являются все виды коммуникаций, начиная с межличностной. Основными функциями социальной коммуникации являются: 1) информационная (передача информации); 2) экспрессивная (способность выражать не только 3) прагматическая (способность передавать коммуни _ коммуникации используются в процессе рекламного воздействия на ее получателя Таким образом, подводя краткие итоги сказанного, отметим, что реклама может рассматриваться как специфическая область социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя. Если мы рассмотрим наиболее общую схему социальной коммуникации, то выяснится следующее. Схема традиционной коммуникации включает источник сообщений, или отправителя информации. Сообщения затем преобразуются в конкретные сигналы, иначе говоря, кодируются. Далее эти сигналы по каналам связи передаются на приемник, где они декодируются, и в таком виде поступают к адресату. Предполагаются также наличие определенных фильтров (ограничений), ответной реакции адресата на сообщение и случайный фактор - помехи (искажения) на всех стадиях осуществления коммуникации. Схема рекламной коммуникации приведена на рис. 2.1. Рис. 2 1. Схема рекламной коммуникации 82 Как мы можем убедиться из схемы, коммуникация рекламная принципиально ничем не отличается от других ее видов. Специфические черты рекламной коммуникации в значительной мере определяются функциональным назначением рекламы: воздействуя на потребителя, решать конкретные коммерческие задачи отправителя. Рассмотрим кратко основные элементы схемы рекламной коммуникации. Прежде всего, необходимо отметить определяющую роль получателя (адресата) в этой схеме. Большинство характеристик всех других элементов - от кодирования до обратной связи - определяются (или, по крайней мере, должны определяться) параметрами целевой аудитории обращения. Отправитель (адресант, коммуникатор, источ Для формирования эффективной коммуникации отправитель изначально должен чётко определить её цели,, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желае-^ мую ответную реакцию. Достижение сигналом, посылаемым коммуникатором, одного адресата (потенциального! покупателя) определяется как рекламный контакт.
Основным инструментом и носителем информации психологической установки, эмоционального воздействия коммуникатора на целевую аудиторию является обращение (послание, сообщение, англ. - message). Коммуникативное сообщение всегда имеет две стороны, или два плана: идеальный, умопостигаемый план co-t держания и материальный, воспринимаемый органами^ чувств план выражения. Единство содержания и выражения достигается посредством знака. Из знаков формируются тексты. Знак, таким образом, представляет собой элементарную единицу кода, обеспечивающую соответствие одного значения одной форме. При формировании обращения могут использоваться приемы как вербальной (словесной, текстовой), так и невербальной коммуникации. В последнем случае в качестве знаков используются жесты, зрительные символы, характерные позы и т.п. Например, в рекламных видеороликах (особенно 83 в их начале, на стадии зачина, до начала текстовой их составляющей) часто используются такие образы, как "усталый мужчина", "хозяйка", обычно расстроенная и раздосадованная невозможностью решения конкретной бытовой проблемы (решение, конечно же, приходит с рекламируемым товаром). Хорошо, например, использован язык жестов в серии рекламных роликов чая "Lipton" Движение руки, как бы окунающей пакетик с чаем в чашку, вполне уже можно назвать фирменным жестом этого рекламодателя. То же можно сказать о ритмическом постукивании ложечкой о чашку в рекламе "Nescafe" (зарегистрированном, кстати, как товарный знак). Кодирование (англ. - encoding) в рекламной коммуникации понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов Все эти формы являются предметом изучения одного из разделов теории коммуникаций - семиотики. Семиотика (от греч. semeion - знак, признак) - наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию. Основные положения семиотики изложены в трудах таких ученых, как Ф. Де Соссюр, А.Ф. Лосев, У. Эко, Ю.М. Лотман, Р. Барт и др. [7-11]. По характеру соотнесения знаков различают три основных направления семиотики: • синтактика - отношения между знаками в речевой
• семантика - отношения между знаками (как фор • прагматика — отношения между знаком и отправи 84 Вернемся к схеме рекламной коммуникации. Следует отметить, что, формируя сообщения, коммуникатор должен исходить из того, что используемый код хорошо знаком получателю. В противном случае эффективность коммуникации будет низкой. На рис. 2.2 воспроизведена раскадровка видеоролика с рекламой автомобиля "Audi A4" - одного из победителей самого крупного мирового рекламного фестиваля "Каннские львы" в 1998 году (рекламное агентство - Guasch DDB, Испания). В начале ролика из левого верхнего угла экрана к его центру движется изображение верблюда. Об-щеизвесшо, что верблюд большинст вом людей воспринимается как символ выносливости и неприхотливости. Рядом с ним на экране появляются данные о такой технической характеристике автомобиля, как расход топлива на 100 км пробега. Из правого нижнего угла экрана навстречу верблюду движется изображение гепарда. О том, что это самый быстрый зверь на планете, также знаю! все, изучавшие курс биологии в средней школе. В ука- занном случае гепард символизирует скорость. Данные о скоростных возможностях автомобиля также приводятся на экране. Встретившись в центре экрана, верблюд и гепард по воле режиссеров клипа изображают поцелуй. Еще один символ. На этот раз - соединения. В контексте рекламы - выносливости (функциональности) и скорости. Слоган, завершающий этот короткий ролик, закрепляет основную идею рекламы: "Навсегда вместе!". Приведём пример удачного, на наш взгляд, использования символов в рекламе из отечественного опыта. Рекламный радиоспот начинается с музыки - вальса из кинокомедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (сейчас бы это называлось саунд-трек). Слоган помещается в начале текстовой части и звучит так: "Юрий Деточкин рекомендует..." Далее идет информация об одном из местных дилеров противоугонных систем для автомобилей. Код данного обращения понятен только тем, кто видел названный фильм. Только в результате просмотра комедии можно узнать, что Юрий Деточкин - почти профессиональный и изобретательный угонщик автомобилей. Это позволяет позиционировать его как авторитетного эксперта в вопросах выбора противоугонных средств (зрители помнят, что в их числе Деточкину попадались даже капканы на волков). Однако Юрий Деточкин - не просто угонщик. По большому счету - он добрый человек, а деньги за проданные автомобили передает детским домам. Таким образом, создателями фильма использован сложный символ -"Юрий Деточкин", отношение к которому явно позитивное, даже у владельцев автомобилей. Поэтому упомянутый рекламный девиз понятен всем "посвященным" и сразу приобретает оттенок ироничного юмора.
Пример печатной рекламы - фирменный плакат журнала "Маркетинг и реклама". Журнал является научно-практическим и ориентирован на сферу бизнеса. Потребителями (читателями) журнала являются сотрудники маркетинговых служб средних и крупных фирм, а также непосредственно предприниматели и руководители фирм. Изображение человека на плакате призвано символизировать такой тип предпринимателя, который занимается реальным бизнесом, требующим интеллектуального обеспече-_ ния. Элементы этого символа - внешность, одежда, кейс, сотовый телефон. Еще один символ - канат по которому идет предприниматель. Он натянут на высоте птичьего полета. Все это должно создать атмосферу напряженности, серьезной опасно 'ти, грозящей идущему по канату. В довершение всего у модели завязаны глаза, что должно символизировать беспомощность в условиях отсутствия необходимой информации. Все это диссонирует с уверенной поступью героя, объясняемой приводимым слоганом: "В бизнесе побеждает компетентность!" (рис. 2.3). В качестве примера неудачного использования кода в рекламном обращении может служить телевизионная реклама одной из риэлтерских фирм, прошедшая на канале "Останкино" в начале 90-х годов. Фирма, занимавшаяся продажей недвижимости, хотела подчеркнуть динамичность в осуществлении своей деятельности. Слоган был сформирован с использованием игры слов: "Движимая недвижимость!". Рекламная идея была реализована следующим образом. В первых кадрах видеоролика показывался симпатичный небольшой домик, стоящий посреди живописного леса. Однако камера отодвигалась, панорамировала, и оказывалось, что домик стоит на автомобильной платформе. На фоне лесного шума громко заводился мотор тягача. Платформа вместе с домиком выезжала из кадра. 87 Ее место на экране занимал слоган. Надо ли говорить, что рекламная кампания провалилась. Вместо обращений клиентов, желающих приобрести недвижимость, на фирму поступило несколько звонков от желающих... перевезти не-* габаритные грузы. Особенно важна проблема "кодирование - декоди Под термином национальный менталитет понима-i ется характерный для данного народа образ видения мира,' его восприятие и отображение. Менталитет предполагает наличие комплекса элементов, тесно связанных друг с дру-' гом, развивавшегося на протяжении всей истории сущее-! твования нации. В числе основных в этой системе следует} назвать язык, мифотворчество, мораль, историю (в т.ч. отношение к своей истории), национальную память; преобладание, роль и значение в формировании нации определенной религии; национальную культуру, наличие системы ментальных символов, преобладающее в народе отношение к жизни, работе и т.п. Для украинского менталитета характерны отсутствие агрессивной активности, мягкая созерцательность, интраверт ность (сосредоточенность на внутренних проблемах), доброта, некоторая "прижимистость", мягкий незлобливый юмор и др. Понятие архетипа введено швейцарским психологом и философом К.Г. Юнгом еще в 20-х годах и трактуется как врожденная психическая структура, составляющая для каждой нации собственное "коллективное бессознательное" [см. 16]. Архетипы нередко реализуются в народном творчестве (мифы, сказки, песни, анекдоты и т.п.). Например, среди наиболее характерных украинских архетипов называются Родная Земля, Мать-Природа, Козак (как. архетип мужчины-защитника, рыцаря) [15, с. 8]. Классическими русскими архетипами можно считать Илью Муромца (образ добродушного, отважного богатыря), Иванушку-Дурачка (образ простовато-хитроватого мужика, на которого нежданно-негаданно сваливается сказочное бо- гатство) и др. Кстати, архетип "Иванушка-Дурачок" был Стереотипы в наиболее общем виде можно представить как типовые, стандартные сценарии, которые описы-i вают схемы, в соответствии с которыми построены те или? иные явления. Естественно, что эти типовые схемы формируются на основе коллективного практического опыта, имеют в своей основе обширный материал жизненных реалий. При этом возможно не всегда осознанное умозрительное "дорабатывание конструкции". Если мы возьмем в качестве примера стереотип "нового украинца" ("нового русского"), то среди его основных черт, в первую очередь, большинство из нас перечислит такие: соответствующая внешность (массивная золотая цепь на шее, вызывающе дорогая одежда, подобранная не всегда, правда, со вкусом); речь, пересыпанная жаргонными словами; соответствующая жестикуляция и т.п. Чуть не забыл сотовый телефон и 600-й "Мерседес". В общем, получился словесный портрет Вована Сидоровича из "Джентльмен-Шоу". Без особого напряжения можно также описать стереотипы: "таксист", "синий чулок", "теща" ("свекровь"), "чукча" и т.д. Следует отметить, что формирование посланий, соответствующих основным характеристикам национального менталитета, является условием эффективной коммуникации. Использование же архетипов и стереотипов позволяет "включить подсознательное" в восприятии рекламных обращений. В коротком рекламном послании, используя эти механизмы, можно "заставить работать" весь предыдущий психологический опыт получателя, который сам "додумывает" недостающие детали. Послание наполняется необходимым содержанием, становится более "рельефным". Естественно, что, при прочих равных условиях, это многократно повышает эффективность рекламного обращения. Примером удачного использования описанного инструментария может служить не так давно звучавшая реклама "Украшського будинку селенгу". В частности, видеоролик, в котором в интерьере колоритной украинской хаты разыгрывается такая сцена. Хозяин (в козацком одеянии) _ "отдыхает", курит люльку (трубку). К нему обращается Хозяйка (красивая дородная женщина - еще один намек на архетип). "Сидишь?" - "Сижу...", "Куришь?" - "Курю...", "А "Украинский дом селенга" взносы принимает...". Реакция - Хозяин убегает, да так быстро, что люлька остается висеть в воздухе (комическая ситуация). Не удивительно, что реклама была суперэффективной, что позволило нечистоплотным рекламодателям привлечь в свою пирамиду сотни тысяч вкладчиков. Есть немало примеров неудачного использования кодов при воздействии на украинского получателя. Зачастую это связано с тем, что транснациональные компании, выходя на украинский рынок, не утруждают себя подработкой рекламных материалов с учетом национальных особенностей аудитории. Нередко используются те же носители, что и в других странах. Так, например, не была воспринята украинской аудиторией серия видеороликов известной южнокорейской фирмы-производителя бытовой техники. И дело вовсе не в действующих лицах клипов, мало похожих на украинцев даже цветом кожи. Разбивание руками большого спелого арбуза, активная мимика героев и оживленная речь, которые должны, по всей видимости, вызвать смех аудитории, так и остались в рамках "иностранного юмора", даже после перевода. Впрочем, и наш юмор не всегда адекватно воспринимается зарубежной аудиторией. Показателен пример участия рекламных видеороликов Юрия Грымова (РА "Премьер-SV") и рекламной анимации Виктора Абрамчу-ка ("Виктор-А") в крупнейшем европейском фестивале рекламы "Эпика" ("Epica") 1995 года. Клипы, однозначно вызывавшие гомерический хохот у наших соотечественни-*" ков, у зарубежных зрителей вызвали недоумение, переходящее в беспокойство. Причиной тому стало использование в работах элементов советской символики (серп и молот и др.). Безобидное подтрунивание над своим коммунистическим прошлым было воспринято аудиторией как реваншистские настроения и тоска по тоталитарному режиму [18, с. 21]. С другой стороны, в практике рекламы существует множество примеров проявления гибкости в кодировании!' __ посылаемого сигнала. Вот один из них. Фирма "Exxon" в рекламе бензина марки "Esso" использовала образ тигра, помещённого в бензобак. Это должно было символизировать мощь, энергию, силу. В ряде стран в силу национальных особенностей восприятия изображение тигра было расценено как свирепое и недружественное. Диссонанс был прёодолён после того, как тигру придали более мягкие черты, например удлинили ресницы, сделали изображение более похожим на игрушку. При формировании рекламной коммуникации необходимо учитывать наличие так называемых фильтров (барьеров, англ. - barrier). Таким термином определяются различного рода ограничения в передаче послания. Наличие фильтров может обусловливаться характеристиками отправителя, внешней среды, получателя. Барьерами, связанными с характеристиками отпра Фильтром также вполне может стать незнание целевой аудиторией кода, используемого в послании. К этому же типу барьеров следует отнести незнание целевой аудиторией (или значительной ее частью) иностранного языка, на котором передается рекламное обращение. 91 Важное место в осуществлении коммуникации занимает формирование оптимального её канала. Причем роль выбора каналов рекламной коммуникации настолько важна, что этими проблемами занимается целое направление прикладной рекламной науки - медиапланировапие. Канал коммуникации (англ. - media) объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента получения его адресатом. Канал должен в максимальной степени соответствовать идее передаваемой информации и символам, использованным для её кодирования. Подробнее этот вопрос рассмотрен в соответствующем разделе этой книги. Важнейшей характеристикой канала коммуникации является ею доступность и соответствие избранной целевой аудитории. В то же время передача информации может не ограничиваться одним каналом. Несмотря на то, что сочетание каналов приводит к дополнительным трудностям и затратам, в большинстве случаев эффективность коммуникации значительно возрастает. В некоторых случаях рекламное обращение воспринимается получателями, которые не являются целевой аудиторией, адресатами этого обращения и не могут способс-1вовать решению маркетинговых задач, поящих перед рекламным обращением. Например, реклама израильской страховой фирмы "Купат Халим" транслировалась по каналу "Останкино"в начале 90-х годов на всю территорию СНГ. (Благо, что рекламные тарифы того времени были просто смешными по сравнению с зарубежными) Рекламировались же услуги фирмы для иммигрантов в Израиль. Можно себе представить, сколь ничтожно малый процент получателей обращения могли стать потенциальными потребителями этих услуг. Все остальные получатели составили бесполезную аудиторию рекламной коммуникации. Избежать наличия бесполезной аудитории в рекламе практически невозможно, хотя в некоторых случаях ее уровень в общем числе получателей можно значительно снизить. Эффективность рекламной коммуникации в большой степени зависит от того, кто представляет коммуника- 92 21 Реклама и теория коммуникаций тора, в чьи уста вкладывается рекламное обращение. Такой человек (или какой-либо другой персонаж) может быть определен как посредник (коммуникант, англ. - communicant, spokesperson, moderator) в данной коммуникации. Таким посредником может быть конкретная личность, например популярный актер, или актриса (Вячеслав Тихонов - антиоксидант "Три-Ви Плюс", Леонид Куравлев - средство от отеков носа "Nazol", Дмитрий Маликов -шампунь "Head & Shoulders", Ани Лорак - косметика "Schwarzkopf, Ирина Билык - жевательная резинка "Dirol" и др.). Посредником между рекламодателем и получателем сообщения может стать также известный спортсмен (Игорь Добровольский в рекламе "Сникерса", Андрей Шевченко и Екатерина Серебрянская в политической рекламе Г. Сурки-са на выборах киевского мэра в 1999 году и др.). Альтернативой использования в рекламе знаменитостей может стать собирательный образ "человека с улицы". Иногда этот образ персонифицируется, например Верка Сердючка, пришедшая на большую эстраду из видеорекламы "Приватбанка", уже упоминавшийся Лёня Голубков из рекламы АО МММ, Мария из рекламы "Панадола" и др. Для передачи рекламного послания может использоваться также голос за кадром, различные фантастические и сказочные существа. В качестве примера можно привести кролика Квики из рекламы какао-напитка "Nes-quik" (рис. 2.4), львов Лео Венту-рас в рекламе киндер-сюрпризов фирмы "Ferrero"; "ожившую" карамельку "Чупа-Чупс" и др.
Среди качеств, которыми должен обладать посредник, являющийся персонифицированным представителем отправителя и "озвучивающий" текст обраще- Раздел 2 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций ния, основными являются добросовестность, привлекательность и профессионализм. Добросовестность определяется тем, насколько Привлекательность определяется благоприятным впечатлением, производимым источником обращения на целевую аудиторию. Совершенно очевидно, что мужчины и женщины, представляющие коммуникатора в рекламном обращении, должны быть достаточно красивы и приятны аудитории. Однако в тех случаях, когда разработчиков рекламы подводит чувство меры, излишняя привлекательность может стать причиной снижения эффективности рекламного обращения. Примером может служить видеоролик, в котором известная эстрадная певица Лайма Вайкуле рекламирует под мелодию шлягера "Вернисаж" престижную кожаную мебель одной из петербургских фирм. Л. Вайкуле прекрасно движется в кадре. Так же профессиональна работа оператора. Однако все внимание приковано к певице. Название фирмы-продавца невыразительно подано в конце ролика в титрах. Трудно ожидать от этой рекламы высокого эффекта в обеспечении ее основной функции - "продавать". Один из известных специалистов теории и практики рекламы Россер Ривз назвал этот феномен "образ-вампир" [19]. Профессионализм определяется тем, насколько воспринимается со стороны степень компетентности коммуникатора в процессе подкрепления сделанных им утверждений. Особенно важно это в качестве источника информации в областях человеческой деятельности, требующих специальных, высокого уровня знаний. Именно это обстоятельство определяет выбор врача как источника информации в рекламной коммуникации производителей же- 94 21 Реклама и теория коммуникаций нательной резинки, средств личной гигиены, экологически чистых продуктов питания и т.п. Лекарства в рекламе обычно представляются также врачами и фармацевтами. Например, антисептическую мазь "Альгофин" рекламирует заведующий отделением конкретного лечебно-профилактического медицинского заведения. Значительно чаще роль безымянного врача в рекламе исполняется актерами. Неизменным символом принадлежности к этой гуманной профессии выступает белый халаг, иногда - фонендоскоп. В ряде случаев в обращениях делается ссылка на Получателями (адресатами, англ. - receiver) в рекламной коммуникации являются те конкретные люди, та целевая аудитория (target audience), которым изначально была предназначена реклама. Как правило, понятие целевой аудитории рекламы совпадает с понятием целевого рынка фирмы-коммуникатора. Однако в некоторых случаях возможны значительные различия этих понятий. Например, один из основных целевых рынков фирмы "Reebok" (специ-1; ализирующейся на производстве спортивной экипировки) -г это молодые женщины в возрасте 17-ти... 34-х лет с высо-t ким доходом, заботящиеся о своем здоровье и увлекающие-! ся организованными занятиями по аэробике и шейпингу.. Аудитория, на которую была нацелена одна из рекламных кампаний фирмы "Reebok ", включала, кроме охарактеризованного контингента, ещё и инструкторов по аэробике. Являясь лидерами мнений, они во многом влияли на решения своих клиенток о покупке спортивной одежды и обуви. При установлении целевой аудитории важно определить не только того, кто принимает решение о покупке, но и того, кто на это решение влияет (т.н. референтные группы). Дети, например, могут оказать определяющее влияние на выбор продавца и места покупки при подборе семьёй услуг предприятия общественного питания. В свя- 95 зи с этим "McDonalds" рассматривает детей как одну из основных категорий получателей рекламных обращений. Корпоративный герой фирмы -Роналд МакДоналд ориентирован, прежде всего, на детскую аудиторию (рис. 2 5).
Система декодирования обеспечивает "расшифровку" послания коммуникатора получателем. Она полностью определяется индивидуальными и социальными характеристиками адресата (принадлежность к определенной культуре, знание "кодов", уровень интеллекта и т.д. и т.п., в том числе наличие чувства юмора). Ответная реакция (англ. - reaction) представляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с обращением. Естественно, что коммуникатор, в идеале, ожидает от получателя рекламного послания покупки рекламируемого товара. В то же время процесс принятия решения о покупке имеет несколько этапов. Зачастую решение о покупке требует длительной подготовки потенциального покупателя, поэтому целью различных рекламных обращений может быть постепенный перевод его от одной стадии готовности к покупке к другой, более высокой. Важнейшие из них: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность, совершение покупки, повторная покупка. Все они вместе составляют сущность понятия рекламной пирамиды. Обратная связь (англ. - feedback) представляет собой ту часть ответной реакции, которую получатель дово- 96 21 Реклама и теория коммуникаций дит до сведения отправителя. В качестве элементов обратной связи мо!ут рассматриваться обращение получателей к коммуникатору за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, его узнавание в массе аналогичных марок, его запоминаемость и т.п. Разработчикам рекламы необходимо учитывать то обстоятельство, что в процессе рекламной коммуникации могут возникать различного рода помехи (шумы, англ. - noise). Этим термином обозначаются незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоянии полностью заблокировать коммуникационный процесс. В то же время они могут стать причиной снижения эффективности рекламного послания, поэтому требуют изучения с целью уменьшить уровень их влияния. В общей массе помех выделяются три большие группы: физические, психологические и семантические. Физическими помехами можно назвать наслаивание одной информации на другую, повреждения носителей рекламной коммуникации (поломка рекламного щита, опечатки в рекламе в прессе и печатной рекламе, перебои в электроснабжении для рекламы по ТВ) и т.п. Для снижения и г-rm и иного воздействия этого вида помех необходимо выявим, причину их возникновения и устранить неполадки.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.09 с.) |