Упражнение в построении звуковых моделей слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение в построении звуковых моделей слов.



Загадки

Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Осы)

Прошла по лугам, По лесам и полям, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: "За мною нагрянет зима".(Осень)

Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит? Осина)

Как можно узнать сколько слогов в каждом слове? (По количеству гласных).

(А сколько гласных в слове, столько и слогов).

Можно ли определить количество слогов в слове, не разбивая его на части?

 

ЗАНЯТИЕ 12 1. Ознакомление с понятием "ударный слог"


• Разделите на слоги слово "мама".

Какой слог первый? (Ма)

Какой второй? (Ма)

Какой слог вы произносите с большей си-

лой:первый или второй?


(Ударяем голосом на первый слог. Обоз­начается это так, как показано на схеме.)

• Чтобы легче было определить ударный слог в сло­ве, нужно слово "позвать". Например:

Упражнение в подборе слов к схемам.

• Назовите слова к первой схеме. (Карусель, крокодил, бегемот)

• Слова ко второй схеме. (Скамейка, газета, билеты, ребята)

• К третьей схеме.

(Клоуны, обручи, шарики, дерево, мальчики, девочки)

Индивидуальное задание

Самостоятельно определить количество слогов в слове, ударный слог, и схематически изобразить это под каждой картинкой. Каждый ребенок получает карточку с 3-4 картинками.

Игровое задание


Буратино-шалунишка,

Не любил, проказник, книжки,

Носом длинным так вертел,

Что чернильницу задел.

Посмотрите-ка, ребята,

Что бездельник натворил:

Он, чернила опрокинув,

Половину слов залил.

Как беду теперь исправить?-

Как нам сказку прочитать?

Там, где налиты чернила

Надо слово угадать.

Давайте, ребята, слова здесь подставим

И сказку про зайцев скорей прочитаем.


Однажды утром Лука и Лука отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки — рыбу по­ловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбеш­ку, Лука взял с собой то, в названии чего ударение падает на первый слог (удочку, банку), а Лука взял с собой то, в названии чего ударение падает на второй слог (ведро, червей...).

Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли, и вышли на тропинку, видят, из-под кустов кто-то вы­ползает. Название у него короткое, всего из двух звуков, и среди них есть звук [у]. Кто же это? у - (уж).

Поздоровались с ужом, пошли дальше. Вско­ре подошли к речке, стали рыбу ловить. Луке попада­лась рыба, в названии которой ударение падает на первый слог (окунь, ёрш, сом, лещ, щука). Лука же вы­таскивал рыбу, в названии которой ударение падает на второй слог (пескарь, сазан, форель, карась...).

Дома зайчиха-мама и заяц-папа накормили ма­лышей вкусным обедом: название первого блюда в этом обеде начиналось со звука [у] и состояло из трех звуков, последний — [а]: у - А (уха)

А потом малыши взяли свои любимые игрушки: Лука — ту, в названии которой ударение падает на первый слог (мячик, куклу, кубики...). А Лука — игрушку с ударением в названии на втором слоге (игра, машина, лото, конструктор, трансформер...)

Вот и вся история. Спасибо, ребята, за помощь.

2. Звук [и]. буква "И"

— Догадайтесь, какую букву мы будем сейчас изучать: во всех этих словах вы слышите один и тот же звук. Какой?

Имя, ирис, Ира, индюк, изюм, игра (звук [и])

Буква "И" наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула —

К правой ножке пристегнула. Г.Ванюхина

Задание Напишите букву "И" в тетрадях не отрывая руки. Будьте внимательны: наклонная палочка пишется снизу вверх.

Упражнение на развитие фонематичного слуха. — Если в слове есть звук [и] — хлопните в ла­доши (встаньте), если нет — не хлопайте (не вставайте).


люди;

батон;

бинокль;

Айболит;

журнал;

ведро;

лимон;

огурец;

грибы;

подарок

звери;

ученик;

врач;

изгородь и т.д


Задание

Назовите слова со звуком [и]

• В начале слова: (индюк, имя, ирис.)

• В середине слова: (лиса, книга, число)

• В конце слова: (руки, очки, сапоги...)

Упражнение в сливании звуков.

— Причитывайте к согласному, который я назову звук [и], — предлагает Шустрик.


[в] - [ви]

[г] - [ги]

[д - [ди]

[с] - [си]

[р] - [ри]

[ф] - [фи]


Как изменяются согласные, если после них стоит гласный [и]?

(Они смягчаются)

Все ли согласные смягчаются перед [и]?

(Нет, твердые согласные [ж]; [ш]; [ц] не смягчаются)

• Буква "И", как и другие буквы (А; У), может обозна­чать отдельное слово. Например:

Мальчики и девочки читают.

Ребята посадили дуб и березку.

Теперь вы придумайте предложения с малень­ким словом "и", составьте его схему.

Задание Напишите в тетрадях под диктовку буквы

О У А И

Запишите "песенки", которые поют буквы:

АИ; ОУ; АУ; И А.

ЗАНЯТИЕ 13 1. ЗВУК [ы]. буква "Ы"

Задание № 1 Составьте звуковые схемы слов: ШАР ШАРЫ - О - О

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный)

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "Ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят рядом толстый с тонким.

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

Задание № 2 Напишите в тетради букву «Ы».

Печатание буквы "Ы". Внимание! Она состоит из двух отдельных элементов.

Упражнение в слиянии звуков,

[Д] + [ы] = [Ды] [к] + [ы] = [кы] [м] + [ы] = [мы] [с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)

Звук [ы] произносится только после твердых согласных.

Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со­гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] — со­гласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

— Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,

В гости к рыбам загляну!

Только жаль, на глубине

Ничего не слышно мне!

Задание № 3 Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:

Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…

Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание Измените слово так, чтобы появился звук [ы]


Кран – краны

Лиса – лисы

Звезда – звезды

Гриб – грибы

Огурец - огурцы

Продолжите ряд таких слов.


2. Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

— Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.

Например: — В слове "папа" — 2 слога. Сколь­ко раз нужно простучать?

(2 раза) Шустрик называет любое слово — ребенок дол­жен суметь отстучать его по слогам:

Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры —Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные — стучать. А вы угадайте, что это за слово.

Сумм – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори — не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по сло­гам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинаю­щееся с последнего слога только что произнесенно­го слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить са­мый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т.д. Если кто-либо из де­тей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, по­вторяет уже названное или оши­бается, он должен выйти из кру­га (или отдать фант). Постепен­но круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово" по его схеме.

• Дикое животное с ценным мехом, (лиса)

= о - о

• Домашнее животное. (собака, корова)

• Кондитерское изделие, (торт) - о - -

• Овощ. (помидор) - 0= 0 – 0 -

• Предмет из школьных принадлежностей, (пенал) = о – о –

ЗАНЯТИЕ 14 1. Звук [э]. буква "Э"

— Какой звук слышится во всех этих словах:

эхо; экспресс; аэродром; поэт; электричество; этаж (Звук[э])

• Обозначается звук [э] вот таким значком: Это -Э

С открытым ртом И большущим языком. Г. Юдин

• Далее знакомство с буквой проходит по той же ме­тодике, что и раньше.

Задание № 1. Повторение букв. Диктант. Запишите "песни" букв.

Игра "День-ночь"

Выставлены изученные буквы

А О У И Ы Э

Когда я произнесу слово "ночь", все закрывают глаза, спят. Одна из букв пропадает.

"День" — все проснулись, открыли глаза. Кто из детей первым назовет исчезнувшую букву?

2. Повторение изученного Задание. Составьте небольшой рассказ по кар­тинке из 3-4 предложений.

Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Задание № 2 Послушайте рассказ и определите количество предложений в нем:

Наступила зима. Выпал первый снег. Ребята достали санки и лыжи. Хорошо на горке!

Как мы выделяем предложение в устной речи? Как выделяются предложения на письме? Из чего состоит предложение? (Из слов)

Задание № 3. Составьте схемы предложений. Чтение предложений под диктовку.

На какие части можно разделять слова, как эти части называются? (Слоги)

СЛОГИ (повторение)

В первом предложении разбейте слова на слоги.

Наступила зима.

Задание № 4. Игра"Кто больше?"

Вспомните птиц, в названии которых только 2 слога:

(ут-ка, гал-ка, гу-си, го-лубь, чай-ка)

• Придумайте слова по первому слогу: БУ-... (бумага, бусы, бублик, булка, буратино, буквы...)

• Придумайте такие слова, у которых последний слог -ЗА.

(ваза, коза, глаза, береза, роза, мимоза...)

Из чего состоит слог? (из звуков).

ЗВУКИ (повторение)

На какие 2 группы делят все звуки? (Гласные, согласные)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.035 с.)